Хадж 2016: еще одна арена ирано-саудовского противостояния

Окончательное решение о том, что в 2016 году иранские паломники не будут совершать хадж, было принято в мае, но предчувствие такого исхода событий возникло задолго до этого момента, а его обсуждение продолжается до сих пор. Ведь время хаджа подойдет только в сентябре, а значит, горечь арабо-персидских разногласий еще напомнит всем о себе, особенно верующим.

Действительно, развитие событий 2015 г. – предположительное надругательство над двумя иранскими подростками, совершавшими умру, в аэропорту Джидды, падение крана при расширении Заповедной мечети, трагедия в долине Мина с большим количеством иранских жертв – увенчалось казнью в КСА шиитского религиозного деятеля Нимра ан-Нимра с последующей атакой на посольство Саудовской Аравии в Тегеране в начале 2016 г. и разрывом дипломатических отношений по инициативе Эр-Рияда. У иранцев было время морально подготовиться к последствиям текущего обострения – тем более, что история двусторонних отношений почти закрепила подобного рода практику.

Впервые трения с последующим бойкотом церемонии хаджа иранской стороной случились еще в 1943 г., когда иранский паломник был осужден за несдержанный приступ рвоты в Заповедной мечети и обезглавлен. В 1987 г., уже в период после Исламской революции, в результате стычки с силами полиции погибли и были ранены несколько сотен иранцев, дипломатические отношения были разорваны, и иранцы бойкотировали хадж в течение трех лет с 1988 по 1990 г. Демонстрации возле саудовского посольства в Тегеране вместе с требованиями к властям закрыть диппредставительство и отменить умру, прошедшие уже после истории с подростками в апреле 2015 г. (происшествие, по которому Эр-Рияд обещал провести расследование), достигли цели к январю 2016 г.

Поднять вопрос о том, чтобы бойкотировать хадж, являющийся одним из столпов ислама, в пику саудовскому контролю над святынями и исходя из застарелой напряженности и недовольства низким уровнем безопасности для паломников – расстроило бы верующих в Иране и вызвало бы непонимание мусульманских государств. Но когда есть серьезный резон, обеспеченный политико-религиозной риторикой взаимных разногласий, это другое дело.

Несмотря на взаимные обвинения в политизации хаджа, поставить   рассмотрение вопроса хаджа на арену политической борьбы, в этом преуспели обе стороны, и теперь, когда договоренности достичь не удалось, продолжают приводить аргументы, правда, адресованные не столько друг другу, сколько внешней и своей собственной, внутренней, аудитории.

Тегеран обстоятельно подошел к объяснению, почему в 2016 году иранские паломники не смогут совершить хадж:

Организация по делам хаджа и паломничества распространила подробное разъяснение [1]. В качестве общей причины не подписания ежегодного меморандума о взаимопонимании называется «саботаж саудитов». Министр культуры и исламской ориентации Али Джаннати также ссылался на «неконструктивный подход саудовской стороны» [2].

В заявлении Организации по делам хаджа значится, что Иран начал подготовку к паломничеству этого года, несмотря на задержки в переговорах. Отдельно оговаривается, что, например, первый этап переговоров стартовал только в марте, а из-за задержки с выдачей виз иранской делегации и смены в КСА министра по делам хаджа второй этап начался только 25 мая. Последний дедлайн для согласования условий с саудовцами иранская сторона установила на 29 мая, и не получив ответа, заявила о завершении усилий в этом году. Из фундаментальных разногласий называется отказ саудовской стороны принять паломников на иранских самолетах, не решен вопрос о выдаче виз из-за разрыва дипломатических отношений, и оказании консульской поддержки в стране пребывания. А получение виз в другой стране, равно как и вылет из других стран, сделает затраты рядовых иранцев неподъемными. Из мелких и, кстати, политизирующих условий можно назвать запрет на использование иранцами своего национального флага, в то время как в договорах с другими странами такое условие не предусмотрено [3].

Так что КСА, по сути, вменяется нарушение сразу мирского и религиозного канона – политизация хаджа, а значит, действия, «противные пути Аллаха».

В различной аналитике также широко обсуждается материальная сторона вопроса – сколько потеряет саудовская экономика в результате незаполнения иранской квоты, которая в прошлом году составила 75000 человек из общего числа в два миллиона.

Журнал Форбс, например, предполагает, что потери составят полмиллиарда долларов [4], другие источники идут дальше, включая в подсчеты тех, кто совершает умру в течение года, и доводя суммарный урон паломнической доли саудовского бюджета до 3 млрд долл. [5]. По мнению издания Энтехаб, эти потери, правда, составляют несколько меньше, учитывая разный объем затрат на хадж и умру [6]. При этом действительный ущерб подсчитывать рано – сразу несколько стран подали заявку на увеличение квоты и с радостью заполнят иранскую нишу. И хотя выходцы из других стран могут быть не такими щедрыми на подарки для близких, на которые иранцы тратят большие деньги во время пребывания в КСА, место не будет пустовать. Так что и для Ирана отказ от хаджа сыграл некоторую прагматическую роль. Появилась возможность вновь озвучить требования по установлению международного контроля над святынями, чтобы географическое положение Каабы не предопределяло административные полномочия одного государства. Об этом высказались и в парламенте, например, член Комиссии по культуре ходжат-оль-эслам Насралла Пежманфар, который напомнил, что воспрепятствование совершению хаджа иранскими паломниками является незаконным. «Проблема в том, – предположил Пежманфар, – что наша дипломатия пыталась разрешить этот вопрос с позиций слабого, в то время как мы должны были говорить с позиций силы. Хотелось бы напомнить, что мягкий подход не дал результата в деле возвращения тел погибших во время трагедии в долине Мина» [7]. Некоторые советовали подключать в помощь организации хаджа и иранский МИД [8].  Аятолла Макарем-Ширази вновь призвал созвать комиссию из знатоков ислама из египетского Аль-Азхара и со всего мира, чтобы под патронатом Организации исламского сотрудничества (ОИС) и при оказании соответствующего давления на Эр-Рияд принять всеобщее решение о контроле. «Текущая ситуация узурпации святынь властями Саудовской Аравии неприемлема», – заявил Макарем-Ширази [9].

Королевство не осталось в долгу – аналогичные обвинения в адрес Ирана в политизации вопроса поступили и из Эр-Рияда. «Решение не участвовать в хадже этого года принято исключительно правительством Ирана, чтобы политизировать хадж. КСА всегда приветствовало всех паломников. И правительство, которое препятствует реализации своими гражданами права на совершение паломничества, должно быть призвано к ответу перед Аллахом и всем миром» [10], – заявил представитель саудовского посольства в Вашингтоне.

Саудовскую сторону конфликта поддержал и генеральный директор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) Абдулазиз Осман Альтвайджри, осудивший Иран за политизацию хаджа [11]. Ведь по формальным признакам именно иранцы самостоятельно приняли решение отказаться от совершения паломничества в этом году, а причины этого отказа оказались вторичны.

Взаимные обвинения сторон конфликта, законодательство которых базируется на шариате, в политизации вопроса хаджа здесь, пожалуй, неуместны. Связанные с хаджем события 2015 г., вылившиеся в неспособность и нежелание договориться в этом году, предопределили вполне прагматический оттенок разногласий по религиозному вопросу. Вряд ли битва между Ираном и КСА за титул праведника увенчается каким-то серьезным результатом, потому что саудовско-иранскому противостоянию больше подходит геополитический, нежели религиозный трафарет. А значит, и разногласия даже по хаджу будут рассматриваться именно в таком политизированном ключе, и победители и проигравшие тоже вряд ли обозначатся.

Голос Ирана слишком одинок в арабской пустыне, чтобы собрать и повести за собой комиссию по установлению режима международного управления Каабой. Зато само по себе настоятельное требование изменить существующий порядок отражает его активную позицию в мусульманском мире и в регионе. При этом разумно потраченное время на разъяснение внутрииранской аудитории причин отказа от хаджа помогает сохранять внутренний баланс, а сэкономленные средства найдется куда потратить в постсанкционный период.

Эр-Рияд, в свою очередь, обвинив Тегеран, сохраняет статус единоличного хранителя, который, кстати, помогает избежать и ответственности за столь масштабные трагедии, а вину за неконструктивность возлагают на Иран.

Несмотря на взаимные обвинения, создается впечатление, что обе стороны на самом деле удовлетворены таким исходом переговоров об условиях совершения хаджа иранскими паломниками, которых в этом году будет ноль.

 

 

[1] بیانیه سازمان حج و زیارت در خصوص حج تمتع سال جاری. 9 خرداد 1395. http://www.hajnews.ir/news/ID/6597

[2] صادقی، کمال. کارشکنی تازه عربستان دربحث حج/ احتمال صدور ویزا توسط سفارت سوئیس. 30 فروردین 1395. http://www.mehrnews.com/news/3601722/کارشکنی-تازه-عربستان-دربحث-حج-احتمال-صدور-ویزا-توسط-سفارت-سوئیس

[3] قرارداد حج تمتع ۹۵ را در صورت لزوم افشا می‌کنیم/ آخرین خبر‌ها از پرداخت دیه شهدای فاجعه منا و حادثه جرثقیل. 6 تیر 1395. http://www.hajnews.ir/news/ID/6702

[4] Sola, Kati. Breaking With Iran Could Cost Saudi Arabia Billions In Revenue From Pilgrims. 5 January 2016. http://www.forbes.com/sites/katiesola/2016/01/05/saudi-arabia-iran/#2cae568b7610

[5] ضرر و زیان قوم به حج نرفته برای سعودی ها. 29 خرداد 1395. http://www.tabnak.ir/fa/news/598688/ضرر-و-زیان-قوم-به-حج-نرفته-برای-سعودی-ها

[6] درآمد عربستان از حجاج ایرانی چقدر است؟. 23 فروردین 1394. http://www.entekhab.ir/fa/news/198647/درآمد-عربستان-از-حجاج-ایرانی-چقدر-است

[7] دیپلماسی ضعف در مسئله حج نتیجه‌ای ندارد/ مسئولان کوتاه نیایند. 22 اردیبهشت 1395. http://www.iqna.ir/fa/news/3497011/دیپلماسی-ضعف-در-مسئله-حج-نتیجه‌ای-ندارد-مسئولان-کوتاه-نیایند

[8] چرا عربستان در تلاش برای مقصر جلوه دادن ایران در مسئله حج است. 28 اردیبهشت 1395. http://www.iqna.ir/fa/news/3498798/چرا-عربستان-در-تلاش-برای-مقصر-جلوه-دادن-ایران-در-مسئله-حج-است

[9] بیانیه مهم آیت الله مکارم شیرازی درباره مسئله حج. 8 اردیبهشت 1395. http://www.entekhab.ir/fa/news/265398/یانیه-مهم-آیت-الله-مکارم-شیرازی-درباره-مسئله-حج

[10] Soloway, Benjamin. Hajj Closed to Iranians After Year of Discord. 12 May 2016. http://foreignpolicy.com/2016/05/12/hajj-closed-to-iranians-after-year-of-discord/?wp_login_redirect=0

[11] ISESCO Director General calls on Iran to not politicize Hajj. 14 May 2016. http://www.isesco.org.ma/blog/2016/05/14/isesco-director-general-calls-on-iran-to-not-politicize-hajj/

سازمان اسلامی آیسسکو ایران را در مسئله حج محکوم کرد. 28 اردیبهشت 1395. http://www.mouood.org/component/k2/item/36481-سازمان-اسلامی-آیسسکو-ایران-را-در-مسئله-حج-محکوم-کرد.html

 

42.9MB | MySQL:89 | 1,030sec