О переговорах между лидером ИПА Г.Хекматияром и правительством Афганистана

27 июня Гульбеддин Хекматияр на страницах газеты «Хезб-и-Ислами» Daily Shahadat, издаваемой в пакистанском Пешаваре, анонсировал свой выход из переговорного процесса с правительством Афганистана. Он отметил, что мирный процесс «мертв», а «правительство национального единство не имеет поддержки простых афганцев и должно быть распущено».

Лидер «Хезб-и-Ислами» (Исламская партия Афганистана, ИПА) являлся в прошлом одним из самых влиятельных политиков  Афганистана. Этнический пуштун в прошлом имел серьезную поддержку по всей стране, и сумел выстроить прочные отношения с Межведомственной разведкой Пакистана (ISI). Одним словом, политик считался одним из самых влиятельных людей Афганистана, а ИПА – одной из главных сил, давшей отпор Советской Армии. Позже в середине 1990-х.гг. он непродолжительное время занимал должность премьер-министра Афганистана в правительстве Бурхануддина Рабани. С 2001 г. и до настоящего времени точное место нахождения Г.Хекматияра остается неизвестным. Есть предположения, что он проживает в пригородах Пешавара. В любом случае, анализ деятельности и биографии лидера ИПА говорит о том, что он, скорее всего, находится в Пакистане.

После взятия Кабула и захвата власти талибами в 1996 году, Г.Хекматияр эмигрировал в Иран. После ввода войск США и НАТО в Афганистан осенью 2001 г. ИПА заявила о своей поддержке движения «Талибан». Две группировки какое-то время координировал атаки малых и средних групп на американские и международные войска. В феврале 2003 г. Госдеп США в специально заявлении внес ИПА Г.Хекматияра в специальный список террористических организаций.[i]

После активизации сопротивления со стороны афганской оппозиции методы и формы ведения войны радикализировались. Примерно с 2005-2006 гг. боевики ИПА и талибы начали активное применение «живых бомб» и подрывы военных конвоев. Применились неизбирательные диверсионно-террористические методы войны и против мирных афганцев и иностранцев. Позже активность ИПА постепенно снизилась. Однако в мае 2013 г. после двухмесячного перерыва в Кабуле был совершен теракт.

В результате атаки смертника, врезавшегося в колонну НАТО на заминированном автомобиле, погибли пять американских советников и афганский переводчик, еще около 35 человек получили ранения. Ответственность за теракт на себя взяла ИПА. Анализируя цели и мотивы действия лидера данной организации, виден его политический опыт и дальновидность. Лидер ИПА осознал, что через какое-то время часть войск США и НАТО будет выведена из Афганистана, а Кабул начнет процесс по примирению с частью радикальной оппозиции. Г.Хекматияр осознал, что он может быть нужен афганским властям.

Переговорный процесс между Кабулом и ИПА проходил с переменным успехом. Так или иначе, они стартовали еще летом 2014 г., когда Ашраф Гани Ахмадзай обратился в Г.Хекматияру с просьбой поддержать его на президентских выборах. Однако самый активный этап переговоров начался после вывода основной части воинского контингента США из Афганистана в конце 2015 г.

Ряд требований ИПА не встретили сильного сопротивления со стороны Кабула. В случая подписания соглашения, 20 тысяч членов ИПА должны были вернуться из Пакистана в Афганистан. Афганское правительство в свою очередь должно было предоставить земли членам организации. Наряду с этим, Кабул дал согласие освободить из афганских тюрем несколько тысяч членов ИПА. Г.Хекматияр в свою очередь обязался сложить оружие и не вести боевых действий против армии и полиции Афганистана.

Позже, представители ИПА заявляли, что черновик мирного соглашения готов и все, что нужно – подпись лидера. Если бы Кабул и Г.Хекматияр пришли бы к соглашению – это был бы первый с 2001 г. мирный договор между официальными властями Афганистана и радикальной оппозицией. Однако ИПА вернула властям черновик соглашения без подписи лидера. Г.Хекматияр выдвинул заведомо невыполнимые условия перед Кабулом и США. Афганское правительство, согласно требованиям ИПА, должно было разорвать все ранее подписанные соглашения с США, а все иностранные войска должны быть выведены из Афганистана.

Последние несколько месяцев жители Кабула, Кундуза, Мазари-Шарифа и других афганских городов активно обсуждали будущее переговоров «Хека» (Г.Хекматияр) и «Арга» (президентский дворец в Кабуле). О важности переговоров говорит то, что они обсуждались на афганском телевидении. Один из ведущих телеканалов 1TV провел теледебаты, которые закончились потасовкой и рукоприкладством. Сторонник ИПА ударил оппонента за т, что тот назвал Г.Хекматиара террористом, а переговоры неэффективными.

Важно подчеркнуть, что переговоры с Г.Хекматияром велись в основном командой афганского президента. Представители национальных меньшинств относились к переговорам с лидером ИПА и многолетним союзником талибов с недоверием. Многие таджики, хазарейцы и узбеки видели в этом прецедент на будущие примирение с «Талибаном». Однако в конце мая глава исполнительной власти таджик Абдулла Абдулла заявил, что он «готов разделить еду с Хекматияром, если это поможет интересам страны».[ii]

Поддержка США примирения Кабула с ИПА сыграла свою роль. Более того, представители национальных меньшинств видели в подписании соглашения с лидером ИПА удобный рычаг давления на талибов.

Тем не менее, переговоры сорвались. Однако автор убежден, что не стоит полностью исключать, что они вновь не возобновятся. О выходе из переговорного процесса пока заявила только одна сторона. Комментариев от официального Кабула до настоящего времени не поступало.

Но в любом случае, провал переговоров с Г.Хекматияром говорит о многом. Соглашение с лидером ИПА должно было стать прецедентом для других группировок афганской радикальной оппозиции, в том числе для умеренного или прагматичного крыла «Талибана». Однако отказ ИПА от переговоров (если это не блеф и инструмент давления) показывает слабость официального Кабула и возможность радикальной оппозиции игнорировать его интересы и требования. Автор данной статьи, однако, полагает, что история взаимоотношений и переговоров о мире между Кабулом и Гульбеддином Хекматияром еще не закончена.

[i] Designation of Gulbuddin Hekmatyar as a Terrorist. U.S Department of State. 19 February, 2003. Washington, DC. [http://2001-2009.state.gov/r/pa/prs/ps/2003/17799.htm].

[ii] Ready to join Hekmatyar in one table to have joint meal, says Abdullah // Khaama Press. 18 May, 2016.

[http://www.khaama.com/ready-to-join-hekmatyar-in-one-table-to-have-joint-meal-says-abdullah-0975].

52.19MB | MySQL:103 | 0,639sec