Ситуация в Алжире: июнь 2016 г.

Месяц в Алжире начался с сообщений о засаде, которую алжирские военные устроили в районе н.п. Гуэльта Зерка в провинции Сетиф (330 км к востоку от Алжира). В нее попала группа джихадистов, из которых 8 были уничтожены. Военные захватили оружие и боеприпасыы, находившиеся при убитых боевиках. Как отмечалось в коммюнике Министерства обороны, опубликованном по этому поводу, такие операции демонстрируют «твердую  решимость (военных-авт.) довести до конца процесс уничтожения террористических группировок и многопрофильной организованной преступности».

Данные о другой операции алжирских военных были опубликованы 9 июня. Накануне вечером им удалось, вновь действуя из засады, уничтожить 4 вооруженных исламистов в провинции Медеа (80 км к югу от Алжира).

7 июня уголовный суд провинции Уаргла приговорил к 4 годам тюрьмы каждого из семерых ливийцев, нелегально проникших на территорию Алжира с оружием. Ливийцы были арестованы алжирскими военными 12 января в провинции Иллизи в 2 км от границы с Ливией. В момент ареста они перемещались на внедорожнике, чтобы остановить который солдатам пришлось открыть предупредительный огонь.

Очередная антитеррористическая операция проводилась алжирскими военными в середине месяца в провинции Джиджелли (300 км к востоку от Алжира). 14 июня Минобороны Алжира сообщило об уничтожении 2 вооруженных исламистов.

19 июня военное ведомство отрапортовало об уничтожении 14 вооруженных исламистов в провинции Медеа (80 км к югу от Алжира). Алжирские военные и на сей раз действовали из засады.

29 июня проправительственная газета «Аль-Масаа» сообщила, что алжирским спецслужбам удалось предотвратить теракт, готовившийся формированиями, подчиненными «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) в Ливии, в торговом центре «Парк-молл» в Сетифе (300 км к юго-востоку от Алжира). Спецслужбам и военным удалось ранее уничтожить 8 участников группы, которая готовила этот теракт

1 июня было объявлено, что похороны скончавшегося 31 мая после «продолжительной болезни» руководителя сепаратистского по отношению к Марокко Фронта ПОЛИСАРИО Мухаммеда Абдельазиза состоятся 4 июля в местечке Бир Лахлу, находящемся в сахарских провинциях на т.н. «освобожденной территории». В послании с соболезнованиями генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал в лице 68-летнего М.Абдельазиза «центральную фигуру в деле поиска решения конфликта в Западной Сахаре».

Преемник М.Абдельазиза будет назначен в ходе созываемого чрезвычайного съезда Фронта ПОЛИСАРИО. Временное руководство организацией осуществляет председатель Национального совета (парламента) сахарцев Хатри Адду.

На церемонии похорон алжирские власти представили премьер-министр Абдельмалек Селлаль и спикер верхней палаты парламента Абделькадер Бенсалах. В Алжире был объявлен 8-дневный траур.

2 июня президент Алжира Абдельазиз Бутефлика отправил в отставку прежнего управляющего Центральным банком Алжира Мухаммеда Лаксаси, назначив на этот пост Мухаммеда Лукаля. До этого М.Лаксаси, руководивший Центральным банком с 2001 года, стал объектом яростной критики со стороны главы Фронта национального освобождения Амара Сайдани, пользующегося репутацией ближайшего сподвижника президента. А.Сайдани обвинил М.Лаксами, в частности, в падении курса динара и ухудшении экономической ситуации в стране. Он потребовал его немедленной отставки.

М.Лукаль с 2005 г. руководил Внешним банком Алжира, исторически тесно взаимодействовавшим с государственной нефте- газодобывающей компанией СОНАТРАК.

В июне продолжилась история с приобретением известным алжирским бизнесменом Иссадом Ребрабом информационного холдинга «Эль-Хабар». 15 июня алжирское правосудие на основании иска правительства заморозило эту сделку стоимостью около 40 млн евро. СМИ группы «Эль-Хабар», и в частности, одноименная газета, имеют репутацию оппозиционных. И.Ребраб является владельцем другой влиятельной оппозиционной газеты «Либерте».

6 июня в Алжире было объявлено, что в связи с резким снижением доходов от экспорта нефти будет реформирована пенсионная система, ставшая неподъемной для государственного бюджета. В частности, предполагается отменить право на досрочный выход на пенсию. Отныне это станет возможным лишь по достижении 60-летнего возраста. Это решение имеет негативную сторону – оно неизбежно повлечет за собой рост безработицы. Ранее досрочный выход на пенсию поощрялся властями с тем, чтобы освобождались рабочие места для молодежи. Он был возможен при достижении 32-летнего трудового стажа (для мужчин), что позволяло выходить на пенсию мужчинам в возрасте старше 50 лет и женщинам старше 45 лет.

Согласно официальным данным, по состоянию на 31 декабря 2015 года в Алжире при общей численности населения в 40 млн человек пенсионерами значились свыше 2,7 млн.

Решение о реформировании пенсионной системы было принято после состоявшейся 6 июня встречи с участием представителей правительства, патроната и профсоюзов.

15 июня командование жандармерии сообщило о нейтрализации «преступной» сети, которая через интернет распространяла публикации и видеоматериалы, «богохульствующие» по отношению к исламу. В этой связи в Мсиле (250 км к юго-востоку от Алжира) были арестованы два молодых человека. По версии жандармерии, они в своей деятельности «искажали суры Корана и хадисы Пророка», чем «вызвали волну возмущения в социальных сетях». Утверждалось, что эта сеть действует в нескольких провинциях страны и имеет связи с единомышленниками в Египте и Сирии. Подобная география заставляет предположить, что речь идет об арабах – христианах.

В Алжире ислам является государственной религией. «Богохульство» является уголовно наказуемым преступлением.

11 июня в Алжире был объявлен состав нового правительства страны. В кабинете прошли перестановки на ключевых постах министров финансов и энергетики. Первый пост вместо Абдеррахмана Бенхальфа занял отвечавший в этом ведомстве за бюджет страны Хаджи Баба Амми. На посту министра энергетики Салаха Херби сменил Нуреддин Бутарфа, бывший до этого главой компании Sonelgaz. Оба бывших министра работали на своих должностях всего один год.

В правительстве сохранил свой пост госминистра, директора кабинета главы государства лидер партии Национальное демократическое объединение (НДО) Ахмед Уяхья при том, что его отставки требовал лидер Фронта национального освобождения (ФНО) Амар Сайдани наравне с выведенными из состава кабинета Абдеррахманом Бенхельфой, Сидом Ахмедом Феррухи, Амаром Гулем. Таким образом, А.Уяхья стал единственным лидером одной из алжирских партий, занимающим пост в правительстве. Представители других политических партий президентского альянса выведены из кабинета. В частности, кабинет покинул дуайен среди алжирских министров, «умеренный» исламист Амар Гуль, занимавший пост министра туризма (sic, как говорят французы) с момента первого избрания А.Бутефлики на президентский пост в 1999 году.

В правительство вернулись те, кого можно смело называть «динозаврами». Иначе как можно охарактеризовать бывшего главу МИД Алжира (1988 – 1991) 86-летнего Буалема Бессайха, получившего пост госминистра, личного представителя президента А.Бутефлики.

Это были пятые по счету перестановки в правительстве Абдельмалека Селлаля с момента его назначения на пост премьера в 2012 году. В новом кабинете из 16 министров 6 представляют НДО, остальные являются либо членами ФНО, либо «сочувствующими».

По мнению алжирской прессы, перестановки в экономическом блоке были связаны с необходимостью для властей работать в режиме жесткой экономии. При этом подчеркивалось, что с учетом сложной ситуации на границах страны военные расходы уменьшаться не будут. Перестановки «показывают озабоченность властей в момент, когда самые серьезные международные институты и наиболее осведомленные наблюдатели предупреждают об экономическом кризисе», написала в этой связи газета «Аль-Ватан». Они были проведены несколько дней спустя после трехсторонней встречи с участием представителей правительства, патроната и профсоюзов, посвященной «новой экономической модели». Она предусматривает постепенный отказ алжирской экономики от нефтяной иглы.

В свою очередь экономический сайт Maghreb Emergent утверждал, что перестановки в кабинете были вызваны «крушением энергетического сектора», который обеспечивал 60% бюджета страны и 95% доходов в валюте. Из-за особенностей алжирского законодательства он стал терять зарубежные инвестиции и снизил добычу углеводородов.

В первом квартале с.г. доходы Алжира от экспорта углеводородов упали на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

15 июня Министерство энергетики и шахт объявило, что итальянские компании являются первым по значимости зарубежным инвестором в этом секторе экономики, за ними следуют британские компании. В докладе отмечается, что в период с 2010 по 2015 годы прямые иностранные инвестиции в сектор добычи углеводородов составили 14 млрд долларов. Из них итальянские инвестиции составили 3,1 млрд долларов, британские – 2,1 млрд долларов. За ними идут США (1,6 млрд долларов), Норвегия (1,5 млрд долларов), Канада (0,9 млрд долларов), Испания и Франция (по 0,7 млрд долларов). России в первых строках этого списка не значится.

Стоит отметить, что итальянские компании Eni и Saipem являются объектами расследований как в Алжире, так и в Италии в связи с обвинениями в использовании взяток для завоевания алжирского рынка.

Тем временем в кулуарах проводившейся в Париже выставки вооружений «Евросатори-2016» стало известно, что Алжир приобрел три разведывательных самолета G550 с оптическими и радиолокационными средствами разведки, поставленными американской компанией «Райтеон» и способными передавать информацию на наземные станции приема в реальном масштабе времени. Особенность самолетов – они могут достаточно долго находиться в воздухе и вести разведку на больших расстояниях, а также подсвечивать цели на земле лазерным целеуказателем для получаемых Алжиром из России вертолетов Ми-28НЭ.

В целом, как представляется, основные проблемы Алжира сейчас связаны не столько с безопасностью на его границах – хотя этой проблемой нельзя пренебрегать – сколько с социально-экономическими проблемами, резко обострившимися в связи в падением цен на углеводороды на мировом рынке. Как их решать – это отдельный вопрос к правительству в условиях, когда оно оказалось заложником у правящей элиты.

52.31MB | MySQL:103 | 0,468sec