Что препятствует урегулированию конфликта в Йемене

По данным аналитиков, близких к Пентагону, вероятность установления в Йемене долгосрочного перемирия сейчас является фактически ничтожной. Американцы не возлагают больших надежд на возобновление переговорного процесса, который должен начаться 15 июля с.г. в Кувейте. Непреодолимыми препятствиями при этом ими полагаются проблемы федерализации страны и различия в оценках ситуации и перспективах выхода из кризиса между странами-членами ССАПГЗ. Имеются в виду, конечно, разногласия между Абу-Даби и Эр-Риядом по вопросам привлечения йеменского филиала движения «Братььв-мусульман»мв лице партии «Ислах» как основной движущей силы наступления на позиции хоуситов. В ОАЭ категорически против такого участия и выступают за полное дистанцирование «Ислаха» от политической жизни в стране. Одновременно ОАЭ выступают за фактическое государственное обособление Южного Йемена. Американцы при этом полагают, что в условиях раздробленности политической элиты юга страны и отсутствия ярко выраженного лидера южанойеменцы не смогут военным путем добиться возвращения своей государственности. Аналитики из Пентагона при этом считают объединение страны в 1990 году «политической аномалией», имея в виду, прежде всего, разногласия между зейдитами, к которым они причисляют хоуситов, и шафиитами — на юге. Но, во-первых, шафииты присутствуют и в племенной группе Хашед, на которую опирается руководство партии «Ислах». А, во-вторых, и руководство «Ислаха», и хоуситы, и бывший президент Йемена  А.А.Салех являются зейдитами, которые всегда в том или ином качестве правили северной частью страны. Поэтому в данном случае надо рассматривать вопрос не о межконфессиональных противоречиях, которые, конечно, имеют место, а о коренных противоречиях между севером и югом страны. И они определяются враждой не только по линии шафииты-зейдиты, но и по линии юг-север. Хоуситы полагают, что совершенно не учитывают американцы, что именно они являются «наследниками имама», а не иные зейдитские группировки типа братьев аль-Ахмар и их лидера —  сводного брата бывшего президента Мохсена аль-Ахмара. В общем-то, нынешний конфликт в Йемене вызван не столько межконфессиональным противостоянием, сколько борьбой за власть именно в сообществе зейдитов.

Американцы правильно в своих выводах указывают на то, что в основе конфликта лежит вопрос об обладании ресурсами. При этом ими указывается на то, что хоуситы стремятся поставить под свой контроль водные ресурсы, которые принципиально важны для выращивания ката, или стремятся монополизировать доходы от нефтяной отрасли. Добавим еще, что хоуситы сейчас практически монопольно держат рынок контрабанды оружия и незаконной миграции. Но такое стремление, в общем-то, неудивительно, поскольку концентрация финансовых потоков в своих руках являются «альфой и омегой» политики вообще, а политики на Ближнем Востоке в особенности. Почему южанойеменцы выступают за государственное обособление? Потому что после гражданской войны в 1994 году все ценные активы на юге были переданы А.А.Салехом своим союзникам в лице руководства партии «Ислах». И пересмотр этого положения дел и лежит в основе сепаратизма Южного Йемена. Очень интересны выводы американцев о подавляющем присутствии «Аль-Каиды» (запрещена в России) в ряде провинций Йемена (Абъян и Шабва). Они связывают это с тем, что на территории этих провинций в 1980-е годы происходили массовые восстания местных племен, и с тех пор эти территории обходятся фактически без центрального управления, а присутствие в них войск федерального уровня минимально по сравнению с другими регионами страны. Абъян и Шабва — это провинции, которые восстали против правления в Южном Йемене «коммунистов», что не понравилось местным эмирам. Они бежали на север и организовали при помощи Саудовской Аравии подрывную деятельность. Тот же наследник эмиров Абъяна Тарик аль-Фадли, который воевал в Афганистане вместе в Усамой бен Ладеном, являлся главным организатором такой деятельности в Абъяне. И сейчас он занял место неформального правителя этой провинции не потому, что он принадлежит к «Аль-Каиде» (кстати, он никогда не причислял себя к ее местному филиалу «Аль-Каиде Аравийского полуострова (АКАП)), а просто потому, что его предки правили Абъяном. Это очень важный момент, который американцы слабо учитывают. Например, тот же президент А.М.Хади тоже уроженец Абъяна, но это ничего не означает в табели о рангах: его род был ниже по статусу, чем у Т.аль-Фадли. Другими словами, если местные племена не любят исламистов по тем или иным причинам, то они никогда не обоснуются в той или иной провинции. Это возможно только в том случае, если представители АКАП являются выходцами из местных знатных кланов или племена получают прямую выгоду от присутствия на своей территории сторонников «Аль-Каиды». Как это, например, имело место в Хадрамауте.

В этой связи Пентагон не замечает и еще одного важного момента. Те же хоуситы абсолютно нейтрально относятся к перспективе возможного государственного обособления Южного Йемена. Им важно укрепить свою власть на севере страны, где располагался имамат. И в этом они совпадают с ОАЭ, которые рассматривают хоуситов как самого серьезного соперника той же партии «Ислах» на севере. И в этой связи ОАЭ не является приверженцем идеи унитарности Йемена. Их вполне устраивает укрепление своих позиций на юге страны, где находятся основные портовые мощности, а север они готовы отдать тем же хоуситам. Но это не устраивает Саудовскую Аравию, которой совершенно не нравится перспектива образования проиранского имамата у себя в мягком подбрюшье. Этот клубок противоречий и необходимость серьезного пересмотра основных положений существующей сейчас системы владения собственностью и активами, который тормозится присутствием внешних спонсоров и внутренними разногласиями, и является основным барьером на пути мирного урегулирования.

62.84MB | MySQL:102 | 0,519sec