Иракский Курдистан: внутриполитическая борьба и разногласия по вопросу о независимости

Судя по сообщениям, приходящим из Эрбиля, часть курдской политической элиты вновь стала педалировать вопрос о предоставлении независимости иракским курдам. 16 июня Масрур Барзани, секретарь Совета безопасности Иракского Курдистана и сын нынешнего президента Региона Курдистан Масуда Барзани предложил «разделить Ирак на три части после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)». Одновременно 23 июня Масуд Барзани  обратился ко всем политическим партиям Иракского Курдистана с инициативой о проведении референдум по вопросу провозглашения независимости региона.

Идея провозглашения независимости Иракского Курдистана не нова. Во многом она обусловлена разочарованием  правящей курдской элиты во главе с лидером ДПК Масудом Барзани в возможностях сохранения единства Ирака. Политическую систему, установившуюся в Ираке  после американской оккупации  можно охарактеризовать  как «несостоявшееся государство» (failed state), которое не может обеспечить своим гражданам ни безопасности, ни устойчивого экономического развития. В частности, большое недовольство со стороны правительства Иракского Курдистана вызвали перебои в финансовых траншах из Багдада в Эрбиль. Согласно иракской конституции, центральное иракское правительство должно перечислять в Регион Курдистан 17%  от денег, вырученных за продажу иракской нефти. Масрур Барзани в своем выступлении резюмировал разочарование курдской элиты от  сложившейся ситуации: «Федерализм в стране не функционирует. Таким образом, мы должны двигаться либо к конфедерации, либо к независимости. Если мы стремимся к конфедеративному устройству, то у нас будут три столицы (шиитская, суннитская и курдская, ни одна из которых не будет стоять над другой».  Масрур Барзани  коснулся и будущего «суннитского треугольника» после разгрома «Исламского государства». Он отметил: «Сунниты должны получить возможность обрести самостоятельность в районах на севере и западе страны, там где они оставляют большинство». По мнению курдского политика, «добрососедство не обязательно означает, что три народа должны жить под одной крышей. Когда они будут уверены в блестящем и безопасном будущем, тогда между ними и начнется истинное сотрудничество».

Данный дискурс выражает точку зрения клана Барзани, полагающегося на связи с зарубежными государствами, которых они видят в качестве покровителей иракских курдов: США, Израиль и Турцию.

В октябре 2012 года правительство Иракского Курдистана начало прямой экспорт нефти через Турцию, минуя Багдад. До 2013 года в курдской автономии наблюдался беспрецедентный экономический рост, связанный с бумом цен на нефть. Однако в 2014 году он сменился свободным падением. Если рост ВВП Иракского Курдистана в 2005-2013 годах составлял около 8% в год, то в 2014 году он составил всего 3%, а в 2015 году оказался на нулевой отметке. Кроме падения цен на нефть на экономический упадок в Иракском Курдистане  повлияла и нестабильность по его границам, связанная с деятельностью террористической организации «Исламское государство». В 2000-х годах Курдистан был крупным транспортным хабом для торговли (в том числе контрабандной) между Ираком, Турцией и Ираном, однако постоянные военные действия на севере Ираке снизили экономическую привлекательность региона. Если в начале 2014 года на территорию региона ежемесячно прибывали боле 2500 торговых грузовых машин, то в 2015 году этот показатель сократился до 700. Иностранные инвестиции в 2014 году уменьшились в три раза. Особенно чувствительным оказался спад в строительной сфере, второй по значению после нефтянки. Например, в прошлом году многие стройки в Сулеймании остановились из-за нехватки цемента. Безработица увеличилась с 6% в 2013 году до 12% в 2015-ом.

Все это накладывается на недовольство ряда политических сил Иракского Курдистана доминированием клана Барзани. В Эрбиле в руках представителей семьи Барзани оказались основные должности. В дополнение к Масруру Барзани, руководящему курдскими спецслужбами можно упомянуть Нечирвана Барзани, являющегося премьер-министром курдской автономии. Все большее недовольство вызывает процветающая в окружении Барзани коррупция. Пока экономика Курдистана процветала, и нефтедолларов хватало на всех, коррупция в высших эшелонах власти воспринималась курдами терпимо, но в условиях падения доходов населения она вызывает все большее недовольство.

В августе 2015 года парламент Иракского Курдистана под сильным давлением со стороны клана Барзани принял решение о продлении полномочий президента, несмотря на то. что Масуд Барзани уже отбыл два президентских срока, а конституция региона запрещает лидеру избираться на третий срок. В октябре 2015 года в Эрбиле прошли значительные демонстрации против продления полномочий президента, сопровождавшиеся актами насилия. Инициировало демонстрации движение «Горран», появившееся в 2009 году в результате раскола Патриотического союза Курдистана (ПСК). Интересно, что в 2009 году уход левых политиков из «Горран» заметно ослабил ПСК. В настоящее же время руководство ПСК стремится поправить партийные дела именно союзом с «Горран», приобретающим все большее влияние в регионе Сулеймания.

За короткий период политики из «Горран» сумели привлечь на свою сторону значительную часть электората ПСК. В отместку сторонники ДПК Барзани не разрешили спикеру курдского парламента и одному из лидеров «Горран» Юсифу Мухаммеду Садыку прибыть в Эрбиль, а пять министров-членов «Горран» покинули правительство. Раскол среди курдской политической элиты неблагоприятно сказался на возможностях лоббирования курдских интересов в Багдаде. Если раньше курдская фракция в иракском парламенте, насчитывавшая около 60 депутатов, выступала единым фронтом и была «делателем королей» в иракской политике, то теперь  различные ее депутаты отстаивают разные интересы и уже не могут влиять на развитие событий в Багдаде. Блок ПСК-«Горран», сформировавшийся в прошлом году, имеет в парламенте Ирака 30 депутатов, а ДПК – 28.

При этом представители оппозиции (ПСК и «Горран») не настаивают на жестком варианте провозглашения независимости Иракского Курдистана. Депутат иракского парламента от ПСК Сахван Дауди отмечает, что «Блок ПСК-«Горран» выступает за диалог в отношениях Курдистана с Багдадом, а не за односторонние решения». Другой депутат иракского парламента от «Горран» Кава Мухаммед обвиняет руководство ДПК в диктаторских замашках и нежелании советоваться с другими партиями по вопросу отношений с Багдадом. По его мнению, «Автономный регион находится в состоянии паралича. Парламент в Эрбиле из-за происков Барзани находится в руках ДПК и уже не является авторитетным органом». По его убеждению, ДПК должна советоваться с другими партиями по вопросу отношений с Багдадом.

По мнению некоторых курдских политиков, Регион Курдистан, оставаясь в составе Ирака, получает и некоторые экономические выгоды. В частности, при распределении кредита МВФ на сумму 5,4 миллиарда долларов, Эрбилю может перепасть его доля. Попытки сохранить Регион Курдистан в составе Ирака предпринимают и иранцы, являющиеся союзниками и покровителями шиитского правительства в Багдаде. Так недавно Тегеран предложил иракским курдам проект по строительство нефтепровода в Иран   мощностью 250 тысяч баррелей в день. Дело в том, что основные иранские запасы нефти находятся в Хузестане и их тяжело транспортировать на север страны, где расположены крупные иранские города Тегеран и Тебриз. Ирану удобно будет закупать нефть по своп-сделкам. В то же время большинство экспертов сходится в том, что этот проект носит не экономический, а политический характер и призван уменьшить одностороннюю зависимость Иракского Курдистана от Турции.

Предугадать исход кампании по полному отделению Региона Курдистан от Ирака довольно сложно, но можно сказать, что на данном этапе пребывание курдов в составе Ирака несет им некоторые преимущества. Например, Эрбилю удобнее оставаться в номинальной зависимости от слабого Багдада, чем иметь дела с «крупными хищниками» из числа своих соседей – Турцией и Ираном в качестве самостоятельного государства.

52.24MB | MySQL:103 | 0,678sec