О развитии морских портов в Марокко

Торговый флот – одна из важнейших составляющих экономики Марокко. Сегодня он обеспечивает 95 % внешнеторгового товарооборота[i]. Это обусловлено особенностями географического расположения (страна имеет сухопутные границы только с Алжиром и Мавританией), направлениями внешнеэкономической деятельности (главные торговые партнеры королевства расположены на европейском континенте) и политической ситуацией. Хотя Марокко связано железнодорожным и автомобильным сообщением с соседним Алжиром, экономическое сотрудничество двух стран сильно ограничивается из-за политических разногласий. В случае с Мавританией использованию имеющейся транспортной инфраструктуры и ее дальнейшему развитию препятствует проблема Западной Сахары.

Поэтому основной объем внешнеторгового товарооборота приходится на морской транспорт, которому также отводится важная роль в экономической стратегии Рабата на следующие годы. Эта стратегия предполагает усиление экономической роли королевства в Африке,  расширение и углубление кооперации со странами ЕС, превращение страны в крупный транспортно-логистический центр, обеспечивающий товарооборот между Африкой, Латинской Америкой, странами Дальнего Востока с одной стороны, и Европой с другой стороны.

В настоящее время все порты страны, за исключением Tangier Med, находятся в ведении Национального портового Агентства (National Ports Agency), созданного в 2006 году в результате транспортной реформы, целью которой являлась оптимизация процесса управления и развития портовых мощностей. Порт Tangier Med управляется Tangier Med Port Authority S.A. – совместное предприятие Tangier Mediterranean Special Agency (дочерняя структура Фонда экономического и социального развития имени Хасана II) и финансовой группы FIPAR (Марокко).

National Port Agency эксплуатирует сегодня 27 портов, в том числе:

— десять портов на средиземноморском побережье: Саидия (туристическое значение), Надор (пассажирское, рыболовное и торговое значение, обслуживает Восточную область), Рас Кебдана (рыболовное значение), Аль Хосейма (рыболовное и торговое значение), Кала Ирис (рыболовное значение), Танжер (не путать с Tanger Med, имеет рыболовное, пассажирское и торговое значение), Мдик (рыболовное значение), Джебха (рыболовное и туристическое значение), Шмаала (рыболовное значение), Ксар Схир (рыболовное значение);

— четыре порта на побережье Северной Атлантики: Эль-Араиш (один из крупнейших рыболовных портов Марокко), Асила (рыболовное значение), Мохаммедия (крупный грузовой и нефтяной порт), Кентира (рыболовное значение, одновременно является единственным речным портом королевства);

— пять портов на побережье Центральной Атлантики: Касабланка (второй по значению после Tanger Med порт в стране, имеет торговое, рыболовное, пассажирское значение, здесь же расположены мощности по ремонту судов), Джарф-Ласфар (торговое значение, третий по объему перевозок после Tanger Med и Касабланки), Эль-Джадида (рыболовное значение), Сафи (торговое значение), Эс-Сувейра (рыболовное значение);

— четыре порта на побережье Южной Атлантики: Агадир (торговое, рыболовное значение), Сиди Ифни (рыболовное значение), Тан Тан (рыболовное значение), Имсуан (туристическое значение);

— четыре порта на побережье «Южных провинций» (территории Западной Сахары): Эль-Аюн (самый крупный рыболовный порт Марокко, обеспечивает 43 % улова рыбы, также обеспечивает 90 % товарного экспорта и импорта «Южных провинций»), Будждур (рыболовное значение), Тарфая (рыболовное значение), Дахла (торговое и рыболовное значение).

В планах National Port Agency на 2015 – 2019 гг. реализация проектов на общую сумму 0,6 млрд долл. США, в том числе:

— увеличение и модернизация портовых мощностей, а также сооружение терминала для пассажирских круизных лайнеров в Касабланке;

— модернизация порта в Эс-Сувейре до европейских стандартов и создание туристической инфраструктуры в нем;

— модернизация портовых мощностей и автомобильных дорог в Аль Хосейме с целью превращения его в порт международного значения;

— модернизация порта Nador (помощь в виде кредита на 200 млн евро окажет Европейский Банк реконструкции и Развития)[ii];

— модернизация порта в Сиди Ифни (создание волнолома);

— сооружение причала в порту Агадира;

— модернизация в виде расширения сети автодорог и сооружения волнолома в Эль-Аюне.

В Джарф-Ласфаре предполагается строительство регазификационного терминала для приема СПГ мощностью 10 млрд куб. м/год и иной вспомогательной инфраструктуры (подробнее см. http://www.iimes.ru/?p=25576).

Основным грузовым портом Марокко является Tanger Med. Он расположен в 22 км к востоку от Танжера и в 17 км от побережья Испании, рядом с Гибралтарским проливом. Географическое положение обеспечивает то, что порт стал одной из основных логистических платформ на пути в Европу: условно говоря, после разгрузки американских и африканских судов контейнеры распределяются и продолжают движение в направлении европейских стран, что значительно оптимизирует логистические потоки.

Сегодня он состоит из[iii]:

  1. Комплекс Tanger Med, включающий в себя:

— два контейнерных терминала общей мощностью 3 млн TEU (единица измерения, эквивалентна одному 20-ти футовому контейнеру). Первый терминал начал функционировать в 2007 году, в 2013 завершились работы по созданию второго терминала. По итогам 2016 года впервые ожидается грузооборот в объеме 3 млн TEU. Порт сегодня осуществляет отправку грузов в направлении 169 портов в 69 странах. Концессионные права до 2030 года на эксплуатацию первого терминала имеют AKWA Group (Марокко) и APM Terminal Group (Голландия). Аналогичные права на эксплуатацию второго терминала предоставлен консорциуму Eurogare Tanger, состоящему из ContshipItalia (Италия), Mediterranean Shipping Company (Италия) и CMA-CGM (Франция);

— железнодорожный терминал, эксплуатацию осуществляет ONCF на основании соглашения с Tangier Med Port Authority S.A., также налажено железнодорожное сообщение с городом Танжер, Касабланкой, Рабатом и другими крупными городами. В настоящее время в стадии реализации строительство скоростной дороги Танжер – Касабланка по технологии TGV, которая будет способна ускорить грузооборот между двумя экономическими центрами страны;

— терминал по приему нефти и нефтяное хранилище мощностью более 0,5 млн куб. м, владельцами являются ENOC Group (ОАЭ), Akwa Group (Марокко) и Independent Petroleum Group (Кувейт), обеспечивает часть внутренних потребностей в импортируемых энергоносителях;

— товарный терминал – имеет внутреннее региональное значение (обеспечивает экспортные и импортные операции северных регионов Марокко), функционирует с 2010 года;

— транспортный терминал и автомобильное хранилище вместимостью 6 000 легковых автомобилей, функционирует с 2013 года, обеспечивает потребности Renault, которая имеет производственные мощности в Танжере. Имеет концессионные права на эксплуатацию терминала до 2030 года. Основные направления грузоперевозок – Франция, Бельгия, Тунис, Египет, Греция, Украина;

  1. Комплекс Tanger Med II (в настоящий момент находится на стадии реконструкции), включающий в себя два контейнерных терминала общей мощностью 6 млн TEU (первоначально предполагалось 5,2 млн TEU, в марте 2016года принято решение увеличить показатель до 6 млн TEU). Окончательный ввод в эксплуатацию запланирован на 2019 год[iv]. Концессионные права на эксплуатацию одного из терминалов до 2035 года.
  2. Бизнес-центр.
  3. Пассажирский порт.
  4. Центр свободной экономической зоны Medhub.

Таким образом, к 2019 году общая мощность грузовых терминалов Tanger Med I и Tanger Med II должна составить 9 млн TEU.  В этом случае порт войдет в двадцатку крупнейших портов мира по этому показателю. Оптимизма добавляет и то, что в период расширения мощностей Tanger Med был самым быстрорастущим портом мира. То есть, сооружаемые мощности оказались востребованными. Ожидается, что и в долгосрочной перспективе инвестиции в секторе логистики на африканском направлении будут востребованы ввиду прогнозируемого демографического роста и неизбежного расширения экономического сотрудничества с другими регионами. И здесь Марокко отводится одна из важнейших ролей ввиду географического положения, что подтверждает в том числе инвестирование в транспортные проекты королевства со стороны ведущих логистических компаний Европы.

Вместе с тем, непосредственный товарооборот между Африкой и собственно Марокко оценивается как низкий: по словам руководителя National Port Agency, сегодня он касается только отдельных категорий товаров, а торговля осуществляется только с 20 странами. В настоящее время рассматриваются меры по расширению указанных аспектов.

Кроме того, реализации «логистического» потенциала Рабата в направлении Африка – Европа в огромной мере препятствует проблема Западной Сахары. Смысл этих препятствий заключается в том, что товарооборот меду странами Западной Африки и Марокко значительно органичен ввиду политических осложнений и отсутствия необходимой инфраструктуры. В таких условиях логистические потоки в Европу пойдут по маршрутам через Алжир и страны Сахеля, для чего сейчас реализуются некоторые проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Способность Марокко самостоятельно реализовать проекты по созданию железной дороги в направлении Мавритании через территории Западной Сахары сомнительна. Так, при строительстве упомянутой высокоскоростной железной дороги только 25 % инвестиций взяло на себя марокканское правительство, остальное —  заемные средства или европейские инвестиции. Привлекательность проектов в Западной Сахаре будет значительно ниже ввиду возможных осложнений военно-политического характера. Следовательно, инвестиции вряд ли пойдут туда в больших объемах. Кроме того, сами проекты на юге страны будут значительно дороже ввиду более низкого уровня развития инфраструктуры по сравнению с северной частью страны.

Ввиду этого максимально реализовать потенциал королевства как крупного логистического хаба в направлении Африка — Европа, созданный географическими условиями, в текущих политических условиях будет непросто.

[i] http://www.leconomiste.com/article/977318-gestion-portuairele-maroc-vend-son-approche-participative

[ii] http://northafricapost.com/9703-moroccos-port-of-nador-gets-berd-financial-support.html

[iii] http://www.tmpa.ma/en/autorite-portuaire/complexe-portuaire/

[iv] http://www.apmterminals.com/en/news/press-releases/2014/12/apmt-announces-new-port-investment-in-morocco

52.21MB | MySQL:103 | 0,495sec