О военной ситуации в Сирии (9 – 16 июля 2016 г.)

По данным российского Центра (РЦ) по примирению враждующих в Сирии сторон, в течение прошедшей недели был зафиксировано 14 случаев нарушений режима прекращения огня со стороны вооруженной оппозиции, главным образом в провинции Дамаск. Это на треть ниже показателя предыдущей недели (21). Во многом это снижение связано с тем, что 9 июля командование сирийской армии продлило введенный 6 июля режим прекращения огня (по отношению к группировкам вооруженной оппозиции) еще на 72 часа. В течение трех дней за неделю нарушений режима прекращения огня не фиксировалось.

Иранское информагентство «Фарс» распространило 13 июля фотоснимки российских военных в Сирии, утверждая при этом, что они являются подтверждением того, что исторические памятники древней Пальмиры (провинция Хомс) находятся под контролем солдат российских Сил специальных операций.

15 июля в выступлении на военно-научной конференции по сирийской тематике министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу впервые упомянул об использовании российской артиллерии в Сирии. Таким образом он развил сделанное ранее заявление Верховного Главнокомандующего, согласно которому в Сирии развернута российская межвидовая группировка.

Авиация ВКС России в течение недели работала по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и »Джебхат ан-нусра» (обе запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Хомс.

В частности, 11 июля ударом с воздуха уничтожен командный пункт группировки «Джебхат ан-нусра» на севере провинции Алеппо. При этом убиты до 30 боевиков.

12 июля 6 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевших с аэродромов на территории РФ, поразили цели ИГ в провинции Хомс в районе, где ранее  был сбит вертолет – по официальной версии, Ми-25 сирийских ВВС, которым управлял российский экипаж. Все это походило на то, как действовали ВКС России на севере провинции Латакия после того, как самолет ВВС Турции сбил российский Су-24. Однако использование осколочно-фугасных боеприпасов, о применении которых сообщило Минобороны, было чревато известными издержками.

14 июля Минобороны РФ сообщило, что после гибели 8 июля в небе над провинцией Хомс вертолета с российским экипажем ВКС России нарастили число ударов по целям джихадистов в этой провинции, выполнив c 12 июля свыше 50 ударов.

Также 14 июля 6 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевших с территории России, вновь нанесли удар по целям ИГ в провинции Хомс. Приходится констатировать, что Минобороны РФ в лице его Управления пресс-службы и информации вновь само дало аргумент его зарубежным критикам, выставив для всеобщего обозрения видеоролик о произведенном с заоблачных высот бомбометании, в ходе которого зачем-то с откровенным удовольствием было показано, что при этом использовались неуправляемые авиабомбы ФАБ-250 и/или ОФАБ-250.

По данным правозащитников, только 15 июля в результате российских авиаударов по позициям ИГ близ г.Ас-Сухна (70 км к востоку от Пальмиры, провинция Хомс) были уничтожены 18 боевиков, большинство – европейского происхождения.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Хомс, Эс-Сувейда, Дейр эз-Зор, Алеппо, Хама, Дамаск, Идлиб.

В провинции Дейр эз-Зор 14 июля упал истребитель МиГ-23 ВВС Сирии. Группировка ИГ утверждала, что он был сбит, сирийские источники говорили о технической причине падения. В любом случае, по имеющимся данным, пилот после катапультирования попал в руки боевиков и был казнен.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

При этом эпицентр боевых действий в течение недели оставался в провинции Алеппо.

На северо-востоке провинции формирования группировок «Джебхат ан-нусра» и «Нуреддин аз-Зинки» 9 июля попытались восстановить утраченный ранее контроль над автодорогой на Кастелло, но были отбиты правительственными силами.

Очередная такая попытка была предпринята боевиками группировок «Файлак аш-Шам» и «Джебхат ан-нусра» в ночь на 10 июля, когда они  попытались восстановить контроль над высотами, доминирующими над автодорогой на Кастелло, но были отбиты правительственными силами. В бою джихадисты потеряли до 30 человек убитыми. Эта автодорога была последним путем, по которому осуществлялась логистическая поддержка осажденных в северной части г.Алеппо джихадистов. Огневой контроль над ней с господствующих высот был установлен правительственными силами 7 июля.

11 июля осажденные в Алеппо джихадисты попытались прорвать блокаду, атакуя позиции правительственных сил в четырех направлениях. Однако все их атаки были отбиты.

К середине 12 июля в полной осаде оказались кварталы Алеппо, удерживаемые боевиками. Правительственные сил стали готовиться к штурму квартала Бани Зейд. 13 июля он был взят.

К северу от Алеппо близ г.Аш-Шабаби 13 июля правительственным силам удалось устроить огневой «мешок» для джихадистов. Там в результате огня сирийской артиллерии уничтожены до 90 боевиков.

На северо-востоке провинции бойцы «Сил демократической Сирии» (СДС) продолжали уличные бои за город Манбидж, продвигаясь к его центру с западного направления. По состоянию на 10 июля они вышли на рубеж в 200 метрах от центра города.

11 июля курдские источники обвинили США и их союзников по международной коалиции в том, что те оставили без воздушного «зонтика» формирования СДС, ведущие бои за Манбидж и на севере провинции Ракка.

В течение  14 – 15 июля формирования СДС вели бои за северные кварталы г.Манбидж. Там ожесточенные уличные бои велись за каждый дом. В том же районе сирийские войска 14 июля взяли под свой контроль промышленную зону Аль-Халидия.

В боях за регион Аль-Малаа на помощь боевикам группировки «Джебхат ан-нусра», выбитым недавно оттуда, 10 июля пришли отряды подготовленной США в Турции группировки «Сокур аль-Джабаль». В первом же боестолкновении они понесли большие потери. В частности, уничтожены несколько полевых командиров группировки.

12 июля сирийские войска развивали наступление в районе сельскохозяйственного комплекса Аль-Малаа. К востоку от него были  освобождены районы  Аль-Мададжан и Аль-Курум. В боях уничтожены свыше 40 боевиков.

14 июля представитель группировки «Ахрар аш-Шам» заявил, что бойцы этой организации не участвуют в боях против правительственных сил в районе Аль-Малаа. По данным СМИ, там сирийским войскам противостоят отряды группировок «Джебхат ан-нусра», «Нуреддин аз-Зинки» и Свободной сирийской армии.

10 июля стало известно, что в боях в провинции Алеппо погиб видный полевой командир ливанского движения «Хизбалла» Самир Аваза.

В провинции Дамаск после достижения соглашения между Дамаском и полевыми командирами «Джебхат ан-нусры» 13 июля начался вывод отрядов этой группировки из лагеря палестинских беженцев Ярмук. Согласно соглашению, джихадисты смогли беспрепятственно отвести свои силы в провинцию Идлиб. Это соглашение развязало руки правительственным силам для штурма тех кварталов лагеря, которые находятся под контролем ИГ.

Группировка ИГ за первую половину 2016 года утратила контроль над 12% своей территории в Ираке и Сирии, сообщается в докладе британской исследовательской компании IHS.

Таким образом, отмечают аналитики, террористы не смогли восстановить силы после серии крупных поражений в прошлом году. Согласно оценкам, в 2015 году территория, подконтрольная  ИГ, сократилась на 12,8 тыс. кв. км, что соответствует 14%. «За первые шесть месяцев 2016 года территория ИГ сократилась на 12%. По состоянию на 4 июля 2016 года, ИГ контролирует примерно 68,3 тыс. кв. км в Ираке и Сирии», — отмечает IHS. В докладе приводятся только данные о совокупных территориальных потерях террористов. Данных отдельно по Ираку и Сирии нет.

Исследователи полагают, что  тенденция на сокращение контролируемых территорий подтолкнула террористов к тому, чтобы изменить тактику и увеличить количество атак на гражданские объекты как на Ближнем Востоке, так и в Европе.

Авторы исследования предупреждают, что в ближайшие месяцы данная тенденция может усилиться. IHS подчеркивает, что доходы ИГ также заметно пошли на убыль. В середине 2015 года они составляли примерно 80 млн долларов в месяц, а в марте 2016 года — 56 млн.

В целом, наиболее активные боевые действия в течение прошедшей недели велись в Сирии в провинциях Алеппо и Хомс. Если про их ход в первой из указанных провинций в зарубежных СМИ имелось достаточно много информации, про вторую говорилось немного. Однако отчеты о действиях боевой авиации ВКС России и ВВС Сирии косвенно говорят о том, что там шли интенсивные бои.

52.21MB | MySQL:103 | 0,482sec