Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 — 17 июля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на прошедшей неделе были связаны с Турцией и Сирией. В Турции в ночь с 15 на 16 июля была предпринята попытка государственного переворота, завершившаяся провалом. По итогам переговоров госсекретаря США Дж. Керри в Москве Россия и Соединенные Штаты договорились «о конкретных шагах по Сирии».

В Турции группа военных в ночь с 15 на 16 июля предприняла попытку государственного переворота, которая быстро закончилась провалом. Уже к середине ночи инициатива прочно перешла к сторонникам президента страны Р. Т. Эрдогана. Утром основная масса путчистов начала сдаваться властям, а ситуация в Анкаре и Стамбуле, где происходили основные события, стала постепенно нормализоваться. Путчистов не поддержала большая часть турецкой армии, где оказалось много сторонников Эрдогана. Важную роль сыграла и массовая поддержка властей жителями Стамбула и Анкары. Кроме того, у организаторов мятежа не было поддержки среди ведущих политических сил Турции. Сама же попытка свержения действующей власти была крайне плохо организована, руководители мятежа переоценили свои силы и возможности, не смогли изолировать (арестовать) руководство страны.

Власти же оперативно организовали отпор путчистам, которые были быстро вытеснены из захваченных ими зданий ряда медиацентров в Анкаре, городских районов и аэропорта им. Ататюрка в Стамбуле, некоторых военных объектов. К середине дня 16 июля правительство повсеместно контролировало ситуацию в стране. Исполняющим обязанности начальника генштаба ВС Турции был назначен генерал У. Дундар (местонахождение главы ведомства генерала Х. Акара остается неизвестным). У. Дундар сообщил, что мятеж поддержали «некоторые бронетанковые части, эскадрильи ВВС и жандармы», в то время как «высшее военное командование выступило против переворота». Возможным лидером путчистов называют бывшего главкома ВВС Турции генерала А. Озтюрка. В ходе столкновений, бомбардировок и обстрелов во время мятежа погибли свыше 290 человек, (в том числе более 100 путчистов), 1440 человек получили ранения.

Президент Р. Т. Эрдоган в своем заявлении от 16 июля охарактеризовал попытку переворота как предательство и «измену Родине», пообещал сурово наказать зачинщиков переворота и провести чистку в армии. По словам Эрдогана, «группа путчистов, посягнувших на единство нации, получила указания от своих главарей, проживающих в США». В Анкаре организатором мятежа назвали проживающего в США исламского оппозиционного политика Ф. Гюлена. В то же время сам Гюлен осудил попытку переворота и отверг обвинения в причастности к нему. Эрдоган призвал США выдать Гюлена турецким властям. Госсекретарь США Дж. Керри в разговоре с главой МИД Турции А. Чавушоглу заявил о готовности Вашингтона оказать Турции содействие в расследовании обстоятельств, приведших к попытке военного переворота, но при этом турецкие власти должны подтвердить доказательствами свои обвинения в адрес Гюлена в причастности к организации мятежа.

На экстренном заседании турецкого парламента, состоявшемся 16 июля, лидеры трех основных оппозиционных партий выразили солидарность с правительством и поддержали усилия властей по подавлению мятежа и нормализации обстановки в стране. В Анкаре, Стамбуле, Измире 16 и 17 июля прошли многотысячные митинги и манифестации противников путча.

В Турции проводятся массовые аресты лиц, обвиняемых в причастности к мятежу. Общее число задержанных составило примерно 6 тыс. человек, в том числе 2839 военных, включая 52 высокопоставленных офицера армии. Все организаторы неудавшейся попытки военного переворота в стране задержаны, заявило 17 июля командование турецкой армии. Кроме того, турецкое руководство отстранило от занимаемых должностей в общей сложности 2745 судей, в том числе 5 членов Высшего судебного совета страны. Арестовано более 420 сотрудников прокуратуры и судей. Вместе с тем, сообщается, что арестам подвергаются не только предполагаемые путчисты, «но и абсолютно не причастные к перевороту критики Эрдогана». Рассматривается вопрос о применении смертной казни к участникам путча. В странах Запада видные политические деятели заявляют, что попытка переворота не дает турецкому президенту «карт-бланш на проведение зачисток в стране» и призывают к соблюдению законности при расследовании дела о мятеже.

Власти Турции на сутки приостановили использование США и их союзниками базы ВВС Инджирлик для нанесения авиаударов по позициям «Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ) в Ираке и Сирии.

Попытка переворота в Турции вызвала осуждение во многих странах мира. В поддержку конституционных властей Турции высказались руководители и видные политики США, Германии, Франции, Италии, Китая, Японии, Ирана, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Киргизии и других государств. Израиль выразил надежду на продолжение процесса примирения с Турцией. Президент России В. Путин 17 июля в телефонном разговоре с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом «подчеркнул принципиальную линию России на категорическую недопустимость в жизни государства антиконституционных действий и насилия» и пожелал «скорейшего восстановления устойчивого конституционного порядка и стабильности в Турции».

В целом, по оценкам экспертов, в результате последних событий турецкое общество станет «менее свободным и демократичным», а проводимые в армии репрессии «негативно скажутся на ее способностях», подорвут ее «боевой дух и сплоченность», усилят дезорганизацию, в результате чего «Анкаре станет сложно использовать вооруженные силы в качестве инструмента осуществления политики и национальной стратегии».

Конфликт в Сирии был главной темой переговоров госсекретаря США Дж. Керри с президентом России В. Путиным и главой МИД РФ С. Лавровым, которые прошли в Москве 15-16 июля. По информации пресс-службы Кремля, тема непосредственного взаимодействия военных России и США в борьбе с терроризмом в Сирии на встрече Путина с Керри не фигурировала, а позиция Москвы по судьбе президента САР Б. Асада на переговорах не изменилась. При этом «по-прежнему пока остается много вопросов, связанных с реальным взаимодействием в ходе выполнения операции в Сирии». В Госдепартаменте США сообщили, что Керри при обсуждении с Путиным сирийской темы «подчеркнул, что в отсутствие конкретных шагов в ближайшей перспективе дипломатические усилия не могут продолжаться до бесконечности». Цель консультаций заключалась в «продвижении вперед попыток восстановить общенациональный режим прекращения боевых действий в Сирии и создать условия, которые позволили бы возобновить переговоры о политическом переходе между оппозицией и режимом Асада». Обсуждалась также «необходимость усиления нажима» на террористические группировки ИГ «Джебхат ан-нусра». По информации СМИ, по итогам визита Дж. Керри в Москву стороны договорились о конкретных шагах по Сирии, но, как заявил госсекретарь, предавать огласке их не будут, так как США и РФ хотят, чтобы они сработали. По словам Дж. Керри, Россия и США начнут осуществлять достигнутые договоренности в ближайшие дни, и если их удастся реализовать, это изменит ситуацию в Сирии. Со своей стороны С. Лавров подчеркнул, что непрямые переговоры по Сирии не приведут к результату, а «для движения в правильном направлении необходимы прямые контакты сторон». Глава российской дипломатии отметил, что группировки в Сирии, до сих пор остающиеся на позициях террористов, «мало чем от них отличаются».

Президент Сирии Б. Асад убежден, что именно роль России в сирийском урегулировании помогла переломить ход конфликта в его стране. Б. Асад не верит, что РФ может пойти на сепаратную сделку с целью отстранения его от власти. По мнению Асада, у президента США Б. Обамы нет достаточной воли для разгрома ИГ в Сирии, а внешняя поддержка, оказываемая бандформированиям, является «основной причиной продолжающегося конфликта в Сирии».

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются военные действия. На минувшей неделе дальние бомбардировщики ВКС РФ Ту-22М3 дважды – 12 и 14 июля – нанесли удары по объектам ИГ в Сирии в районе восточнее Пальмиры, Эс-Сухне и Арак, где активизировались джихадисты, нанеся противнику значительные потери в живой силе и технике. Интенсивные бои ведутся в Алеппо на севере САР. Здесь правительственные войска, преодолевая упорное сопротивление боевиков «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) и ее союзников, медленно продвигаются в городских кварталах. По имеющейся информации, 17 июля правительственные силы замкнули кольцо блокады вокруг удерживаемой боевиками восточной части Алеппо. Бойцы в основном курдских «Сил демократической Сирии» продолжают бои с целью освобождения от боевиков ИГ города Манбидж к северо-востоку от Алеппо. 16 июля сирийская армия и ополченцы вновь выбили боевиков из города Кинсаба на севере приморской провинции Латакия.

Напряженность обстановки в Южном Судане постепенно снижается. Президент республики С. Киир 11 июля приказал незамедлительно прекратить вооруженные столкновения в столице страны Джубе, «продолжить поиск мирных путей урегулирования конфликта», а также выразил готовность сотрудничать с находящимся в оппозиции вице-президентом Р. Машаром. Машар также объявил о готовности к перемирию. В целом на протяжении минувшей недели режим прекращения боевых действий в Южном Судане соблюдался, причем Машар отозвал свои войска из Джубы, а Киир объявил всеобщую амнистию всем участникам недавних вооруженных столкновений в столице и призвал Машара как можно скорее сесть за стол переговоров для сохранения мира в стране. Тем не менее, из Джубы продолжается эвакуация иностранных граждан.

16 июля представители правительства Йемена и  шиитские мятежники-хоуситы, а также лояльный им Всеобщий народный конгресс возобновили консультации по урегулированию конфликта в стране при посредничестве ООН.

Власти Ирана выполнили взятые на себя обязательства по согласованному год назад Совместному всеобъемлющему плану действий по ядерной программе (СВПД) Тегерана, заявил 14 июля президент США Б. Обама. По его мнению, «все пути Тегерана к получению ядерного оружия остаются закрытыми». Обама также отметил, что «США и наши партнеры по переговорам также в полном объеме исполняют свои обязательства по отмене связанных с ядерной программой Тегерана санкций. Мы будем продолжать следовать своим обязательствам до тех пор, пока Иран продолжает придерживаться условий соглашения. У нас еще есть серьезные разногласия с Ираном, но США, наши партнеры и весь мир стали более безопасными благодаря СВПД». В то же время в Тегеране заявляют о неудовлетворенности темпами снятия санкций в рамках сделки по атомной программе, и подчеркивают, что Иран может привязать дальнейшее исполнение своих обязательств к снятию ограничительных мер со стороны западных финансовых институтов. «ИРИ выполнила все свои обязательства в соответствии с СВПД», — заявил 15 июля заместитель министра иностранных дел России С. Рябков.

17 июля Верховный административный суд Бахрейна принял постановление о роспуске крупнейшей оппозиционной партии страны – «Аль-Вифак», представляющей интересы шиитского большинства населения королевства. Также суд распорядился об изъятии всех средств партии в пользу государства. Ранее Верховный административный суд Бахрейна принял решение закрыть все офисы «Аль-Вифак».

Руководители основных партий и организаций Туниса подписали 13 июля «Соглашение Карфагена», которое призвано положить начало процессу формирования правительства национального единства (ПНЕ). Подписанию соглашения предшествовал длительный диалог, в ходе которого обсуждались основные направления работы нового кабинета, а также его состав. Инициатива создания ПНЕ была озвучена 2 июня президентом Туниса Б. К. ас-Себси. По его замыслу, в новый кабинет должны войти представители различных политических партий, а приоритетом политики ПНЕ должны стать борьба с терроризмом, коррупцией и консолидация демократии в стране.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях египетско-американских отношений

 

 

Египетско-американские отношения имеют длительную и сложную историю. С середины 1970-х гг. они характеризовались устойчивым политическим и военным партнерством. Поддержание особого характера отношений с США считалось одним из важнейших направлений внешнеполитического курса АРЕ. Позиции Каира и Вашингтона по многим ключевым проблемам Ближнего Востока, да и на международной арене в целом совпадали или были близки. В 1988 г. Египет получил статус «союзника США вне НАТО». Курс на упрочение тесного партнерства с Соединенными Штатами обосновывался египетскими правящими кругами тем, что страна остро нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть. В то же время Египет не поддерживал или стремился уклониться от тех акций США, которые ущемляли его суверенитет и национальную безопасность, стремился проводить гибкую и сбалансированную внешнюю политику.

В январе 2011 г. в результате массовых народных выступлений режим президента Х. Мубарака был свергнут, причем американская администрация не стала спасать своего давнего союзника, и поддержала политические перемены в Египте, в том числе избрание президентом АРЕ в 2012 г. кандидата от «Братьев-мусульман» М. Мурси, хотя отношения с президентом исламистом были довольно прохладными. Тем временем Мурси продержался у власти всего лишь один год и в июле 2013 г. был свернут египетскими военными.

Смещение Мурси с поста главы государства и жесткие меры новых властей в отношении сторонников «Братьев-мусульман» существенно осложнили египетско-американские отношения, в том числе в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Вашингтон приостановил поставки крупных партий оружия, ежегодную безвозмездную военную помощь в размере 1,3 млрд долларов, а также финансовую помощь. В то же время представители администрации США подчеркивали, что приостановка помощи не означает разрыва связей с Египтом и дипломатично избегали называть произошедшее в АРЕ военным переворотом. США осудили решение властей АРЕ внести «Братьев-мусульман» в список террористических организаций и призвали их «протянуть руку» этой исламистской организации. В ответ в Каире подвергли резкой критике решения и действия Вашингтона, и заявили, что «не уступят американскому давлению».

Важная роль Египта на Ближнем Востоке, в том числе в урегулировании региональных конфликтов и борьбе с терроризмом, и укрепление позиций нового режима внутри страны, а также действия Каира по сближению с Москвой и Пекином, подвинули Белый дом к изменению своей позиции в отношениях с АРЕ. При этом в американском госдепартаменте заявляют, что «Египет свободен в деле развития отношений с другими странами и это не может повлиять на наши общие интересы».

С начала 2014 г. начало возрастать число контактов глав внешнеполитических ведомств двух государств, в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия в деле палестино-израильского урегулирования, ситуация в Ливии и Сирии. Президент США Б. Обама в июне 2014 г. поздравил А. Ф. ас-Сиси с избранием на пост президента Египта, что фактически означало признание Вашингтоном новых властей АРЕ. Со своей стороны, в Каире заявили, что «в интересах Египта поддерживать стратегические отношения с США» и в то же самое время добавлять новых партнеров посредством «диверсификации альтернатив». В сентябре 2014 г. присоединение АРЕ к антитеррористической коалиции, созданной США, ускорило процесс налаживания египетско-американских отношений. При этом Египет обусловил свое участие в военных операциях коалиции наличием соответствующего мандата Совбеза ООН. Отметим, что ВВС АРЕ не участвуют в воздушных ударах по боевикам «Исламского государства» (запрещено в РФ) в Ираке и Сирии. Кроме того, президент А. Ф. ас-Сиси предложил США не ограничиваться избирательными ударами по боевикам ИГ в Ираке и Сирии, а заняться одновременно и другими джихадистскими группировками. В сентябре 2014 г. на полях очередной сессии ГА ООН в Нью-Йорке состоялась встреча президентов А. Ф. ас-Сиси и Б. Обамы, в ходе которой два лидера подчеркнули необходимость развивать отношения стратегического партнерства между двумя странами, продолжать «тесное военное и разведывательное сотрудничество». Обама назвал многолетнее американо-египетское партнерство «краеугольным камнем» политики безопасности США на Ближнем Востоке. В декабре 2014г. США поставили АРЕ 10 боевых вертолетов АН-64 «Апач», передача которых была приостановлена после свержения М. Мурси.

В марте 2015 г. президент А. Ф. ас-Сиси призвал США расширить военную помощь АРЕ для борьбы с ИГ, а в апреле Американская администрация приняла решение возобновить в полном объеме поставки вооружений и высказалась за возобновление ежегодной военной помощи Египту в 1,3 млрд долларов, что было одобрено Конгрессом США. Вместе с тем, новые соглашения о крупных поставках оружия и военной техники Египту пока не подписаны. В апреле 2015г. президент А. Ф. ас-Сиси провел встречу в Каире с главой ЦРУ США П. Бреннаном, в ходе которой стороны договорились «продолжить консультации и координацию действий в конфликтных зонах Ближнего Востока с конечной целью уничтожить терроризм». В августе 2015 г. впервые с 2009 г. в Каире состоялся стратегический диалог Египет-США. По его итогам госсекретарь США Дж. Керри заявил, что возрастающее сотрудничество Каира и Вашингтона в сферах безопасности и экономики способствует возвращению отношений между двумя странами на высокий уровень, а глава МИД Египта С. Шукри подчеркнул, что АРЕ и США имеют общее видение на большинство тем, как в двусторонних отношениях, так и на региональные и международные проблемы. Стороны договорились проводить двусторонний стратегический диалог каждые два года.

Очень сложное положение в египетской экономике обусловливает стремление Каира «выстроить отношения подлинного партнерства в экономической сфере с США с учетом взаимных интересов и избегая методов навязывания тех или иных условий». Со своей стороны, госсекретарь США Дж. Керри заверил, что «американские компании готовы к расширению инвестиций в экономику Египта».

Одной из значимых и «болезненных» в египетско-американских отношениях является проблема демократизации общественно-политической жизни АРЕ. Администрация и Конгресс США оказывают на египетское руководство постоянное давление, пытаясь добиться от него соблюдения прав человека в стране «по-американски». В Вашингтоне осуждают политику репрессий, проводимую египетскими властями против оппозиционных сил, в том числе «Братьев-мусульман» и считают, что «массовые процессы и осуждения противоречат базовым демократическим принципам». В частности, США выразили «глубокую озабоченность» в связи с обвинительными приговорами в отношении бывшего президента М. Мурси.

В то же время в июне 2015 г. в Госдепартаменте отказались принять делегацию египетских «Братьев-мусульман», находившуюся в США с частным визитом. При этом было отмечено, что американская сторона вовлечена «в диалог с представителями всех египетских политических сил, и ранее у нас были контакты и с этой группой, но в данный момент мы не намерены встречаться с ними». Тем не менее, Вашингтон «не изменил свою политику» по отношению к «Братьям-мусульманам» в АРЕ и намерен «оставаться в контакте» с ними. Сообщается, что «американцы с позиции посольской резидентуры ЦРУ активно работают с представителями «Братьев-мусульман». Американцы поддерживают регулярные контакты и с представителями других оппозиционных сил АРЕ, главным образом либерального направления.

В Каире негативно, с раздражением относятся к американскому давлению, называя его «неприемлемым вмешательством во внутренние дела» страны, и заявляют протесты американской администрации. Однако в целом «демократический прессинг» Вашингтона на практике сильно не отражается на двусторонних отношениях. Как видится, Соединенные Штаты, «учитывая геополитическую важность Египта и сохраняющуюся значимость этой страны для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, будут вынуждены поддерживать любую власть в АРЕ». Каир же со своей стороны «считает отношения с США, их стратегическую сущность и общность несущей колонной своей внешней политики». В египетском руководстве полагают, что могут добиться успехов «только при продолжении поддержки со стороны США». Тем не менее, как считают политические наблюдатели, «судя по всему, горький опыт конца мубараковской эпохи, когда страна сильно стала зависеть от американских денежных вливаний, не прошел даром». И поэтому нынешние руководители Египта «стремятся выстроить новую политику балансирования с сильными мира сего» в такой пропорции, чтобы уже так критически не зависеть от какого-либо мирового игрока. В первую очередь, заокеанского».

63.12MB | MySQL:102 | 0,486sec