Об энергетическом секторе ОАЭ. Часть 2

В Части 1 автор подробно проанализировал состояние и перспективы нефтяного сектора ОАЭ, при этом акцентировав внимание на двусторонних сделках этой арабской монархии с Индией.

Примечательно, что в течение последних нескольких лет экспорт эмиратской нефти на внешние рынки стал куда более масштабным и удобным, чем ранее.

В порту Фуджейры (эмирата, входящего в состав ОАЭ) был открыт терминал по отгрузке «черного золота», которое поставляется по новому гигантскому 370-километровому нефтепроводу, проложенному через горный хребет Хаджар в обход иранского побережья Ормузского пролива.

Это единственный выход ОАЭ в Аравийское море, который полностью контролируется Ираном. По проливу вывозится примерно треть нефти, поступающей на мировой рынок.

Власти ОАЭ вложили  десятки миллиардов долларов в строительство нефтепровода, который полностью изменил стратегическую обстановку в районе Залива. Если прежде Иран мог в любое время заблокировать движение судов по узкому проливу (его ширина составляет около 35 км), организовав нефтяную блокаду, то теперь сделать это не так-то просто.

Напомним, что в 2008 году страхи о возможной блокаде Ираном пролива в ответ на санкции, которые ввели против него страны Запада, поспособствовали увеличению цены на нефть до 147 долларов за баррель.

Говоря об иранском факторе в перспективах ОАЭ, нельзя не отметить тот факт, что усилившиеся позиции Исламской Республики на мировом нефтяном рынке после снятия санкций с этой страны в январе с.г. может принести выгоду Объединенным Арабским Эмиратам.

По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в результате «возвращения» Ирана ОАЭ может получить 13 млрд долларов дополнительных доходов в период до 2018 года.

Согласно выводам аналитиков МВФ, темпы роста ВВП ОАЭ в ближайшие 3 года возрастут на один процентный пункт.

Благоприятное воздействие снятия санкций с Исламской Республики на экономику ОАЭ обеспечит прежде всего восстановление торговли между двумя странами, а также приток капитала из Ирана.

В период действия санкций ОАЭ стали для Ирана главным перевалочным пунктом.

Козырь в колоде ОАЭ есть весомый – крупнейший в регионе порт Джебель Али в Дубае. После отмены санкций в отношении Исламской

Республики торговое значение этого транзитного узла будет только расти.

Как заявил глава ближневосточного подразделения инвестиционного банка Renaissance Capital А.Бадр, ОАЭ (прежде всего Дубай) скорее всего станут воротами в Иран, потому что здесь есть порты и инфраструктура. Это самое удобное месторасположение для международных компаний, чтобы инвестировать в Иран.

Следует также ожидать и обратного эффекта. В свою очередь, Дубай станет одним из ключевых направлений для иранского капитала. Из-за действовавших санкций бизнес в этой стране был лишен возможности вкладывать средства в какие-либо проекты за рубежом. После снятия ограничений от потока иранских инвестиций в наибольшей степени может выиграть финансовый сектор Дубая, а также рынок недвижимости.

Весной 2016 года поступила информация о том, что Государственная нефтяная компания ОАЭ (ENOC) выплатила Ирану около 3 млрд долларов в счет долгов за сырье, образовавшихся в период действия санкций против ИРИ.

По словам генерального директора Центрального банка Ирана В.Сейфа, компания ОАЭ выплатила 50% своего долга, а оставшаяся сумма будет выплачена иранской стороне постепенно.

По его словам, европейские компании уже начали переводить нефтяные долги на счет ЦБ Ирана в Италии. По подсчетам В.Сейфа, всего Иран должен получить около 32,6 млрд долларов после разморозки счетов, заблокированных на время санкций.

 

Нефтепродукты

Поскольку контрабанда топлива в ОАЭ набирает обороты, власти страны пытаются законодательно пресечь незаконный сбыт нефтепродуктов.

Как ожидает руководство ОАЭ, планы соседствующих государств по снижению субсидирования топлива снизит контрабандные объемы, ввозимые в страну.

Стоит отметить, что от контрабанды топлива экономика ОАЭ терпит достаточно большой урон и создается угроза для общественной безопасности.

Топливо перевозится на транспортных средствах, которые часто не соответствуют стандартам, принятым в ОАЭ. Кроме того некачественное топливо становится причиной крупных поломок механизмов и автомобилей.

В ОАЭ полагают, что монархии Залива, в 2015–2016 годах снизившие топливное субсидирование из-за падения нефтяных цен, сделают контрабанду бензинов в ОАЭ куда менее привлекательным.

Напомним, что Кувейт стал последней нефтедобывающей монархией Залива, решившей отменить топливные субсидии для населения. Правительство Кувейта отпустило цены на бензин в рамках пакета мер по снижению государственных расходов.

Подсчитано, что траты на удержание низких топливных цен ежегодно обходились кувейтскому бюджету в 6,6 млрд долларов. В условиях низких цен на нефть, когда доходы казны серьезно сократились, власти Кувейта сочли топливные субсидии непосильным бременем для экономики.

Летом прошлого года к такому же выводу пришли Объединенные Арабские Эмираты, затем Саудовская Аравия и вслед за ними Султанат Оман, Бахрейн и Катар.

Однако в ОАЭ отказ от субсидий (в 2013 году они, кстати, обошлись стране в 22 млрд долларов) дал неожиданный эффект.

Так, в ОАЭ цены на бензин и дизельное топливо не выросли, а начали снижаться. В течение осени они упорно сползали с 50 центов к 40 центам за литр.

Причем ранее предполагалось, что после 1 августа 2015 года бензиновые цены вырастут в среднем на 24%. Однако произошло совершенно противоположное.

При этом совершенно неясно, укладывается ли происходящее в стратегию правительства, поскольку оно не обнародовало деталей своей новой формулы и не уточняло, будут ли топливные субсидии полностью отменены.

Кабинет министров ОАЭ просто объявил, что цены на топливо будут «базироваться на средней мировой цене плюс эксплуатационные расходы».

Справедливости ради отметим, что подобное сползание цен оказалось временным явлением, и вскоре они все же начали расти.

 

В начале текущего года появилась любопытная информация о том, что впервые с 2008 года в американском Хьюстоне, который является центром нефтеперерабатывающей отрасли США, стоимость бензина стала ниже стоимости этого вида топлива в столице ОАЭ Абу-Даби.

По статистике, в январе 2016 года стоимость литра самого дешевого бензина в Абу-Даби составила 1,55 доллара за галлон (3,7 литра). Между тем в Хьюстоне галлон самого дешевого бензина на тот момент стоил 1,32 доллара.

Для сравнения: в конце 2015 года в ОАЭ ежесуточно добывалось 2,94 млн баррелей нефти, а в Техасе нефтедобыча составляла около 3,5 млн баррелей сутки.

В связи с подорожанием бензина в ОАЭ и других аравийских странах нельзя исключать, что это обстоятельство вполне способно привести к росту недовольства среди местного населения.

Во избежание негативного сценария Саудовская Аравия, отпустив топливные цены, одновременно расширила социальные выплаты. Королевство увеличило пособие по безработице, чтобы снизить негативное влияние сокращения субсидий на беднейшие слои населения и средний класс.

По статистике, в Саудовской Аравии на домохозяйства идет меньше половины всех субсидий, а 60% получает промышленность, розница и компании, работающие в сфере услуг.

Согласно статистике Всемирного банка, на долю Залива приходится порядка 3,3% мирового ВВП и 48% мировых энергетических субсидий

Примечательно, что Объединенные Арабские Эмираты, третий по величине производитель ОПЕК, приняв в прошлом году решение привязать внутренние цены на бензин и дизельное топливо к глобальным ценам, стали первой страной в Заливе, которая прекратила субсидирование сектора транспортного топлива.

До последнего времени внутренние цены на бензин в ОАЭ регулировались государством.

По мнению бывшего главного экономиста Международного финансового центра в Дубае Н.Саиди, теперь все сферы, связанные с потреблением бензина, должны будут приспособиться, а людям придется дважды подумать, прежде чем покупать автомобиль с высоким расходом топлива».

Эта крайне непопулярная мера является частью плана правительства ОАЭ по созданию сильной конкурентоспособной экономики, не зависящей от государственных субсидий.

«Ввести международные цены на бензин – очень рациональная политика в ситуации, когда глобальные цены на нефть столь невысоки», – подчеркнул Саиди.

Следует заметить, что доходы нефтегазовой отрасли ОАЭ составляют около 34% валового внутреннего продукта. Понижение цен на нефть привело к тому, в бюджете стране впервые с 2009 года образовался дефицит.

Примечательно, что Объединенные Арабские Эмираты собираются сокращать зависимость экономики страны от углеводородных доходов, доведя их долю в ВВП до 20%.

«Причина того, что ОАЭ не испытали серьезного отрицательного влияния на экономику низких цен на нефть, кроется в отказе нашей страны от упора на нефтяную отрасль. На сегодняшний день доходы от продажи нефти в бюджете ОАЭ не превышают 30%», – заявил заместитель министра экономики ОАЭ А.аль-Салех.

По его словам, политика развития страны предусматривает, что в будущем удельный вес доходов от сбыта нефти и газа не должна превышать 20–25% ВВП.

Одним из экономических механизмов снижения дефицита государственного бюджета является отмена субсидирования топливного сектора.

В то же время не стоит забывать, что подобное субсидирование для монархий Залива – это способ передать населению хотя бы часть доходов от экспорта «черного золота». И его отмена в ОАЭ, как и в соседних государствах, может быть расценено как политически неоднозначное решение, особенно учитывая тот факт, что недовольство населения несколько лет назад привело к свержению правительств в Тунисе, Египте, Ливии.

Тем не менее решение правительства Объединенных Арабских Эмиратов отпустить с 1 августа 2015 года внутренние  цены на бензин вызвало цепную реакцию среди остальных арабских монархий Залива.

По мнению экономического обозревателя Ф.аль-Буайнейна, аравийские государства еще несколько лет назад решили привязать внутренние цены на бензин к общемировым, но не торопились это делать.

В свою очередь, экономист М.аль-Омран пояснил, что власти Саудовской Аравии довольно давно размышляли над тем, чтобы снять с бюджета бремя субсидирования топливного сектора. Однако долгое время правительство не могло придумать, как компенсировать населению резкий рост бензиновых расходов.

Несмотря на «бензиновые игры», монархиям Залива не удалось избежать замедления темпов роста экономики из-за продолжительного периода низких цен на «черное золото».

Так, по прогнозу Международного валютного фонда, экономический рост Объединенных Арабских Эмиратов и Омана в 2016 году замедлится, поскольку низкие цены на нефтяном рынке продолжают оказывать влияние на экономику этих стран.

В то же время политика обоих государств, направленная на преодоление кризисного периода на рынке «черного золота», по мнению МВФ, частично смягчила негативное влияние от падения нефтяных цен как в ОАЭ, так и в Омане.

Более того, в среднесрочной перспективе их экономический рост ускорится, поскольку рынок нефти постепенно восстанавливается.

Аналитики МВФ отмечают, что рост неуглеводородного сектора в ВВП ОАЭ в 2016 году составит 2,4%, а инфляция снизится до уровня в 3,2% (с 4,1% в 2015 году).

Дефицит бюджета страны, несмотря на ее разумную бюджетную политику и отмену топливных субсидий, все-таки вырастет до 7,2% ВВП, но перейдет к сокращению в среднесрочной перспективе.

Профицит счета текущих операций ОАЭ в 2016 году снизится до 0,3% ВВП, показатели банковского сектора останутся устойчивым на фоне достаточного уровня ликвидности и резервов капитала банков.

МВФ подчеркивает, что на этом фоне макроэкономическая политика должна быть сосредоточена на постепенной бюджетной консолидации, сохраняя при этом поддержку частного сектора и способствуя росту его кредитования.

В Омане, согласно прогнозу МВФ, уровень неуглеводородного сектора в ВВП снизится с показателя 2015 года, но в среднесрочной перспективе индикатор перейдет к росту на фоне консолидации бюджета и роста цен на нефть.

Дефицит бюджета практически не изменится с прошлогоднего уровня, составив в 2016 году 17,1% ВВП. Дефицит счета текущих операций Омана в 2016 году также прогнозирует приблизительно на уровне 2015 года в 18,7% ВВП.

 

Природный газ

Невзирая на отмену топливных субсидий, о которых речь шла выше, ОАЭ (даже после того как доходы от сбыта нефти на внешних рынках серьезно сократились) по-прежнему субсидирует своему растущему населению энергопотребление.

В монархии уже запущены программы дополнительных источников электроснабжения с использованием ядерной энергии и таких возобновляемых источников, как солнце и ветер.

Стоит особо отметить, что если спрос на электроэнергию будет расти в Объединенных Арабских Эмиратах с такой скоростью, как сейчас, то стране, являющейся крупным импортером природного газа, потребуется серьезно увеличивать покупку «голубого топлива», которое обеспечивает ресурсную базу электростанций.

«Мы фиксируем рост потребления электроэнергии примерно на 6%, иногда больше. В будущем это создаст проблему с тем, что нам потребуются огромные объемы газа, а он обеспечивается прежде всего за счет импорта», – заявил министр энергетики С.аль-Мазруи.

Согласно данным компании Dolphin Energy, через газопровод, идущий из Катара, ОАЭ импортируют около 2 млрд кубических футов (порядка 56,634 млн куб. м) газа в сутки, что соответствовало примерно 30% потребностей энергетического сектора.

ОАЭ собираются увеличить объемы закупки катарского магистрального газа, который активно используется на электростанциях и опреснительных установках в Фуджейре. В настоящее время идет работа над увеличением пропускной способности газопровода Dolphin.

Помимо этого, в ОАЭ идет разработка двух собственных месторождений газа – «Шах» (Shah) и «Баб» (Bab).

 

Осенью прошлого года глава компании Al Hosn Gas С.аль-Гафли заявил, что газовый проект «Шах», добыча на котором началась в 2015 году, достиг своей полной производственной мощности.

По его словам, добыча сырья на месторождении составила 28,3 млн куб. м в сутки.

Для справки: Al Hosn Gas – совместное предприятие, созданное для развития газового проекта «Шах». Компания Abu Dhabi National Oil Co (Adnoc) владеет 60%-ой долей проекта, оставшиеся 40% принадлежат американской компании Occidental Petroleum.

Цель проекта заключается в том, чтобы производить собственное топливо из высокосернистого газа, получаемое на месторождении.

Согласно планам, сырье будут перерабатываться в газ, пригодный для использования, и отдавать его в трубопроводную систему ОАЭ в объеме около 14– 15 млн куб. м в сутки.

С помощью собственной газодобычи ОАЭ хотя бы как-то пытается сократить потребление импортного природного газа, закупки которого ежегодно увеличиваются по причине стремительного повышения спроса на электроэнергию в стране.

В Дубай, второй по величине эмират после Аду-Даби, доставляется также сжиженный природный газ (СПГ). Мощности дубайского терминала будут наращиваться до 800 млн куб. ф. в сутки, сообщила подконтрольная правительству структура Dubai Supply Authority.

Правительство ОАЭ утвердило план строительства к 2018 году еще одного, более крупного CПГ-терминала под названием Emirates LNG мощностью 9 млн т в год в эмирате Фуджейра.

По словам С.аль-Мазруи, потребности страны в дополнительных объемах газового импорта будут оцениваться после ввода в строй этого нового терминала.

Следует особо подчеркнуть, что Объединенные Арабские Эмираты считают спад мировых цен на сжиженный природный газ стимулом к диверсификации газовых поставок и планируют наращивать мощности для импорта СПГ.

«В будущем мы намерены увеличиваться закупки СПГ и мощности для импорта. Это должно дать дополнительную гибкость в производстве электроэнергии. Мы видим значительное снижение цен на сжиженный газ. Это побуждает многие страны рассматривать закупки СПГ как возможность диверсификации источников газа», – отметил министр энергетики.

Говоря об увеличении мощностей для импорта, он имел в виду прежде всего модернизацию плавучего завода по регазификации СПГ в порту Джебель Али в Дубае. Планируется увеличить производительность предприятия, которая сейчас составляет 3 млн т в год. Срок осуществления этого проекта С.аль-Мазруи не уточнил.

Таким образом, ОАЭ выбрали разумную стратегию – наращивая мощности изнутри страны, одновременно увеличивать объемы получения трубопроводного или сжиженного природного газа извне.

Понимая, что трубопроводный газ обходится потребителю несколько дешевле, чем поставляемый морским путем СПГ, руководство ОАЭ все-таки желает сохранить возможность импорта сжиженного природного газа.

«Мы в основном предпочитаем импортировать трубопроводный газ, в связи с чем инвестируем в повышение мощности трубопровода Dolphin. Однако в настоящее время обсуждается вопрос о диверсификации источников сырья» – подчеркнул С.аль-Мазруи.

По словам министра энергетики, реализация такой стратегии никак не связана с мировым уровнем цен на нефть.

После снятия экономических санкций с Ирана в начале текущего года  ОАЭ всерьез изучают возможность трубопроводных поставок иранского «голубого топлива».

Еще одним способом расширить географию газового импорта ОАЭ может стать создание совместных предприятий с компаниями из Китая, Японии, Индии, которые участвуют в проектах по экспорту сланцевого газа из США.

52.29MB | MySQL:103 | 0,545sec