Ситуация в Ливии: июнь 2016 г.

1 июня первого заметного военного успеха добились силы правительства национального единства (ПНЕ), установившие в тот день контроль над ТЭС города Сирт (450 км к востоку от Триполи), считающегося оплотом ливийской ветви «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Согласно коммюнике Информационного центра проправительственных сил, их формирования «контролируют всю территорию ТЭС», находящейся в 23 км к западу от Сирта. Также 1 июня правительственные силы с боями вошли в населенный пункт Вади Джареф, что к юго-западу от Сирта.

4 июня правительственные силы вошли на территорию авиабазы Аль-Гордабия в 70 км к югу от Сирта. Этому продвижению содействовали 5 авиаударов по позициям ИГ, нанесенных самолетами ливийских ВВС. В тот же день боевиков ИГ выбили из деревни Абу Хади в 15 км к юго-востоку от Сирта.

8 июня силы ПНЕ установили контроль над двумя военными городками близ Сирта, в том числе городок Тагрефт в 20 км к юго-востоку от оплота ИГ и городок Аль-Джалет в том же направлении.

9 июня самолеты ВВС ПНЕ подвергли удару с воздуха позиции ИГ в центральной части Сирта, и в частности, Центр конгрессов «Уагадугу», в котором джихадисты устроили свой командный пункт. В тот же день формирования ПНЕ, представлявшие главным образом бригады бывших «повстанцев» из западных регионов Ливии и Мисураты, отрезали в Сирте ИГ от моря, установив контроль над входом в порт. Это означало, что город с засевшими в нем боевиками ИГ оказался в полном окружении, что делало неизбежных его штурм. В 70 км к востоку от Сирта 9 июня правительственные силы установили контроль над населенным пунктом Харава. В тот же день они с боями ворвались в Сирт и к 10 июня вошли в центральную часть города.

Наступление формирований ПНЕ на территории, контролировавшиеся ИГ, началось 12 мая. За первые три недели боев погибли, по меньшей мере, 115 сторонников ПНЕ, 300 получили ранения.

15 июня в ходе боев за Сирт правительственные силы отразили массированную контратаку формирований ИГ в западной части города. Затем последовала вторая контратака, главной целью которой было восстановить контроль над портом.

Об интенсивности боев за Сирт говорит то обстоятельство, что несмотря на превосходство сил ПНЕ в артиллерии только 21 июня правительственные войска потеряли по меньшей мере 34 человека убитыми.

Достаточно странный инцидент имел место 21 июня в г.Гарабули (70 км к востоку от Триполи), где вооруженные местные жители взяли штурмом склад боеприпасов, находившийся в ведении одной из мисуратских бригад бывших «повстанцев». После того, когда склад был захвачен, произошел взрыв, в результате которого погибли по меньшей мере 29 человек. Поводом для нападения на склад послужило вооруженное ограбление одного из магазинов, совершенное «мисуратскими».

23 июня источник во французских спецслужбах сообщил, что численность боевиков ИГ в Сирте была преувеличенной. Считалось, что там могло быть до 5 тысяч боевиков. На деле, как утверждал источник, их оказалось не более 1,5 тысяч, что косвенно подтвердило тезис о том, что идеи ИГ не нашли своих сторонников в Ливии. Тем не менее боевики ИГ практически ежедневно контратаковали правительственные силы в Сирте.

4 июня глава ПНЕ Файез Сарадж исключил возможность обращения для иностранного военного вмешательства в Ливии с тем, чтобы бороться против ИГ. «Это верно, что мы нуждаемся в помощи мирового сообщества в нашей борьбе против терроризма, как верно также то, что мы ее уже получаем. Но мы не говорим о международном военном вмешательстве», — заявил он в интервью французской газете «Журналь дю диманш». «Вмешательство иностранных сухопутных сил противоречит нашим принципам. Именно поэтому мы хотим избежать подобного сценария. В то же время мы нуждаемся в данных спутниковой разведки, технической помощи. Но не в бомбардировках», — подчеркнул он.

По словам премьера, чтобы восстановить страну, «наши действия основываются на трех колоннах – экономике, безопасности и национальном согласии по имя единства и реконструкции страны».

Отвечая на вопрос об его отношении к «правительству» Ливии на востоке страны, премьер заметил, что «на востоке живет много здравомыслящих людей, которые против такого разделения». По его оценке, «окончательная победа над ИГ в Сирте близка, однако война против терроризма будет долгой».

1 июня министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что его ведомство ведет мониторинг ситуации в Ливии, и что оно готово выделить дополнительные корабли для борьбы с незаконной миграцией и трафиком оружия. Известно, что французская разведывательная авиация совершает регулярные облеты Ливии, для ведения разведки используются космические аппараты дистанционного зондирования Земли. Однако Париж никогда не подтверждал отправку в Ливию спецназовцев для ведения разведки, о чем сообщала, в частности, газета «Монд». Со своей стороны французский министр напомнил, что Франция готова помочь правительству национального единства Ливии обеспечить безопасность в стране, если она получит соответствующий запрос. При этом, по его словам, речь не идет о направлении в Ливию французских войск для участия в боевых действиях на земле.

Верховный суд Ливии 2 июня сообщил, что шесть бывших высокопоставленных чиновников прежнего режима, осужденных за участие в репрессиях против народных выступлений в 2011 году, будут ожидать нового процесса в суде второй инстанции не в тюрьме, а на свободе. Подобное решение Верховного суда обусловленное «состоянием здоровья заключенных и их возрастом», в определенной мере предвосхищает решение суда второй инстанции, который, скорее всего, отменит предыдущий вердикт. Из шести высокопоставленных узников – четверо бывших министров. Судом первой инстанции они были осуждены на тюремное заключение сроком от 5 лет до пожизненного.

4 июня Совбез ООН потребовал от правительства национального единства Ливии гарантировать, что в случае смягчения оружейного эмбарго поставляемое в эту страну оружие не попадет в «ненадежные» руки. Кроме гарантий Триполи должен обратиться с формальным запросом на смягчение эмбарго в Комитет по санкциям ООН. Существуют также опасения в связи с неясным составом формирований, которые подержали правительство национального единства (ПНЕ), в частности, пока неясно, что стало с исламистским альянсом «Рассвет Ливии», ранее контролировавшим Триполи и перешедшим на сторону ПНЕ после прибытия в страну нового премьера Файеза Сараджа.

4 июня ПНЕ одержало важную имиджевую победу после того, как два наиболее боеспособных формирования, ранее подчинявшихся генералу Халифе Хафтару и «правительству» Ливии на востоке страны, заявили, что отныне подчиняются приказам из Триполи. Речь идет о Силах специальных операций и бригаде военной разведки. Командиры этих формирований сообщили об этом на совместной пресс-конференции в Бенгази, на которой присутствовал министр обороны ПНЕ Аль-Махди аль-Баргати. Ранее на сторону ПНЕ перешли формирования на западе Ливии, а также формирования охраны нефтепромыслов.

6 июня глава европейской дипломатии Федерика Могерини потребовала от Совбеза ООН дать разрешение на расширение мандата европейской военно-морской операции «София» в прибрежных водах Ливии, что позволит контролировать эмбарго на поставки оружия в эту страну, введенное в 2011 году. Проект соответствующей резолюции подготовили Франция и Великобритания.

После одобрения проекта такой резолюции корабли стран ЕС получат возможность перехватывать суда, подозреваемые в перевозке оружия в Ливию, без разрешения стран, под флагом которых осуществляют перевозки эти суда.

До сих пор оружие в Ливию направлялось странами – спонсорами соответствующих группировок либо правительству в Тобруке, либо вооруженным группировкам различного толка.

Позицию России на этот счет обозначил Виталий Чуркин, согласно которому Москва не против расширения мандата миссии «София», однако она имеет определенные оговорки.

14 июня Совбез ООН одобрид резолюцию о расширении мандата операции «София», в составе которой к тому времени были задействованы 5 кораблей, 3 вертолета и 4 самолета.

Дополнительным признаком постепенной нормализации обстановки в Ливии стало возобновление 9 июня полетов самолетов ливийских авиакомпаний между Триполи и Тунисом после более чем 6-месячного перерыва, связанного с отсутствием надлежащих условий безопасности. До этого дня ливийские самолеты принимались только в аэропортах Монастира и Сфакса.

В целом, ПНЕ удалось в течение июня одержать ряд военных и имиджевых побед. Главное для него теперь – добиться побед на политическом фронте, и главное, лояльности параллельного «правительства» и подконтрольных ему сил генерала Х.Хафтара, который уже свыкся с приписанным ему имиджем «освободителя» Ливии.

В целом, несмотря на определенные военные успехи сил ПНЕ его политические достижения оказались менее значимы.. Главное – ему не удалось добиться поддержки международно признанного парламента в Тобруке, как это было предусмотрено Схиратскими соглашениями. А значит, у него могут возникнуть проблемы в части его легитимности.

52.32MB | MySQL:103 | 1,873sec