О привлечении инвестиции из аравийских монархий в экономику мусульманских республик России

Американские эксперты дали свои оценки последствий возможного привлечения иностранных инвестиций из государств Персидского залива в мусульманские республики России. В докладе выделяются приоритетные направления для такого рода инвестиций. Это, безусловно, Татарстан и Башкортостан, которые входят в десятку наиболее успешных с точки зрения привлечения иностранных инвестиций регионов России и уже имеют большой опыт реализации таких проектов, и республики Северного Кавказа, которые долгое время были «вне игры» в силу известных инвестиционных рисков. Татарстан в силу экономических санкций и общего кризиса нефтяных цен сделал сейчас ставку на привлечение инвестиций из стран-членов ССАПГЗ: объем инвестиций за последнее время серьезно увеличился. в 2011 году это было лишь 60 млн долларов, в 2015 году — уже 760 млн долларов. Саудовская Аравия и ОАЭ, выступающие основными инвесторами, уже участвуют в проекте строительства «умного города» в Казани, биомедицинского центра на основе новейших технологий, исследовательских лабораторий, где уже на сегодняшний день работают порядка 50 тыс. человек. Одной из главных проблем увеличения объема инвестиций в мусульманские регионы остается российское законодательство, регулирующее финансовую и банковскую сферы. Исламское финансовое право официально запрещено в России по причине того, что в нем отсутствует общепринятая норма взимания процентов при оказании услуг по предоставлению различных финансовых продуктов. В исламском финансовом праве также существует норма по разделению прибыли между заемщиком и банкиром, что подменяет собой взимание процентов, но согласно российскому законодательству попадает под определение «коммерческой деятельности». Для того, чтобы снять это противоречие, что резко должно усилить инвестиционную привлекательность мусульманских регионов РФ, российским правительством уже разработана «дорожная карта», которая должна превратить Татарстан в полигон для использования «исламского банкинга» на всей территории России. Аналогичный эксперимент также уже проводится и в Чечне. Уже сейчас татарстанский крупнейший банк АК начал выпуск облигаций с более низкими тарифами и сборами и более высокой доходностью, нежели чем в Европе, что уже вызвало заинтересованность в КСА и Бахрейне. Эр-Рияд уже заявил о готовности участвовать в создании Исламского международного финансового центра в Казани.

В этой связи американские эксперты задаются вопросом о том, как такая массированная инвестиционная экспансия аравийских монархий в мусульманские регионы России повлияет на рост исламистских и сепаратистских настроений в них. По их оценке, такой вариант очень вероятен, поскольку проникновение саудовского и эмиратовского капитала в тот же Татарстан и Башкирию создаст прецедент проникновения шариата сначала в область экономики, а затем начнет проникать и в другие сферы. По крайней мере, 1990-е годы дали четкую иллюстрацию того, что саудовцы стремились прежде всего влиять идеологически на умы российской мусульманской уммы с помощью различных благотворительных фондов и организаций. Известна и подрывная роль саудовского духовенства в разжигании первой и второй чеченских войн. Существует и опасность того, что массовое вливание инвестиций в экономику и только мусульманских регионов выдвинут их в список экономических лидеров по сравнению с другими российскими регионами и, соответственно, это даст толчок экономическому и политическому сепаратизму. В частности, в рамках предоставления преимущественного права ведения бизнеса в мусульманских регионах местным банкам. Другими словами, существуют риски того, что усиление капитала стран ССАПГЗ на рынке мусульманских регионов России вызовет цепную реакцию и спровоцирует усиление настроений в пользу сепаратизма.

По нашей оценке, такие опасения далеки от реальности. На сегодняшний день инвестиции стран-членов ССАПГЗ в российскую экономику составляют примерно 25 млрд долларов, причем не только в мусульманские регионы, но и в сектор добычи и переработки углеводородов. Они жестко контролируются Фондом прямых инвестиций РФ и направляются через этот орган. Но самым основным в данном случае является другой момент. Попытка идеологической экспансии Саудовской Аравии и Квейта в Россию в 1990-е годы не сопровождались сколь-нибудь заметными инвестициями в экономику России. И соответственно, как только в Эр-Рияде поняли, что половина средств, которые они выделяли на подкуп российских муфтиев, просто разворовываются, то они сделали ставку на полулегальные ячейки. Но их уже в основном курировали и управляли прибывшие из-за границы сторонники «Аль-Каиды» (запрещена в России). В том числе и по причине массового закрытия саудовских благотворительных фондов в нашей стране. На сегодняшний момент отсутствует два основных условия для экспансии прежде всего КСА в плане идеологии в Россию: а) это тыловая база, на которой могли бы свободно действовать джихадистские структуры; б) наличие в РФ сети официально действующих саудовских фондов и организаций. При четком разделении двух этих сфер — экономики и гуманитарной сферы никакого губительного влияния на ситуацию в мусульманских республиках саудовские инвестиции оказать не в состоянии. Более того, серьезные инвесторы, на роль которых сейчас претендуют те же ОАЭ или КСА, не заинтересованы в потрясениях и турбулентности. А значит каким-то образом пытаться влиять на идеологическую обработку местного населения они если и будут, то в очень ничтожной степени. То же самое справедливо и к реализации идеи Р.Кадырова о подготовке саудовского и других арабских спецназов на базе центра в Чечне. Эта идея крайне позитивна не только с точки зрения экономики и пополнения бюджета федерального и республиканского, но и с точки зрения оперативной по приобретению агентурных и доверительных позиций в этих контингентах.

52.27MB | MySQL:103 | 0,612sec