Кто есть кто в афганском движении «Талибан».

Уничтожение 21 мая 2016 г. лидера «Талибана» муллы Ахтара Мансура в пакистанской провинции Белуджистан внесло определенные изменения в иерархию движения. 25 мая пропагандистские ресурсы «Талибана» объявили, что новым лидером  движение стал богослов, маулави, Хайбатулла Ахундзада. В пакистанской прессе появились нехарактерные для движения видеоролики, где талибы дают клятву верности новому лидеру. Постепенно на первый план в табеле о рангах выдвигаются выходцы не из вотчины движения, Кандагара, а из соседних провинций.

Лидер союзной и в тоже время автономной группировки «Сеть Хаккани» Сираджуддин Хаккани после смерти муллы Омара стал первым заместителем движения. Практически все военное командование «Талибана» теперь находится в руках крайне радикального выходца не из Кандагара. Были предположения, что С.Хаккани может возглавить движение. Однако автор этой работы сразу отмечал, что это невозможно. Подобные детали могут показаться несущественными. Однако фундаментальное востоковедение (ориентализм) правит Афганистаном (и не только им). И именно оно крайне важно для понимания процессов, происходящих внутри движения. С.Хаккани не из Кандагара (не кандагари) и именно поэтому он не стал лидером «Талибана», хотя по всем параметрам превосходил нового повелителя правоверных («амир аль-муминин»).

Автор данной работы в цикле статей проводит исследование основных действующих лиц движения «Талибан» и других радикальных группировок Афганистана. В данной работе рассматриваются некоторые аспекты пропаганды талибов, а также личность сына основателя движения муллы Омара — мулла Мохаммад Якуб.

Мулла Мохаммад Якуб — старший сын основателя и первого лидера движения муллы Омара родился в 1990 г. Мулле Якубу 26-27 лет, он получил базовое религиозное образование в медресе. Согласно данным ресурсов «Талибана», мулла Якуб является членов главного органа движения – «Рахбари шура» в пакистанской городе Кветта (Белуджистан), а также членов военной комиссии, отвечающей за 15 из 34 провинций Афганистана. Тогда же Якуб стал заместителем нового лидера движения Мансура. У сына основателя движения есть своя группа преданных боевиков, в ряды которых входит также брат Омара — мулла Манан.

После подтверждения факту смерти Омара новый лидер «Талибана» мулла Мансур, пытаясь добиться поддержки родственников Омара, назначил Манана главой комиссии по молитвам и духовному руководству. Отношения с муллой Мансуром у Якуба сразу не сложились. Он отверг слухи о том, что мулла Омар назначил Мансура своим приемником. Более того, мулла Якуб не был сторонником переговоров «Талибана» с Кабулом, на чем настаивал мулла Мансур. Однако спустя полтора месяца Якуб все же заявил о своей поддержке мулле Мансуру.

Однако устранение муллы Мансура и назначение богослова, а не военного муллы Ахунзады станет серьезным испытанием для сына основателя движения. Для сторонника консервативного, кандагарского, вектора развития муллы Якуба главным раздражителем станет Сирраджудин Хаккани, который существенно продвинулся в иерархии движения.  У спецслужб и в сети интернет имеется одна фотография муллы Якуба. Анализ данного фото не вызывает больших сомнений, что на ней изображен именно сын основателя «Талибана».

Мулла Якуб помимо всего прочего, будучи сыном Омара, является фактором легитимизации. Именно поэтому вокруг него идет борьба разных фракций внутри движения. Анализ, материалов «Талибана», показывает, что многие выходцы из Кандагара или Лойя Кандагара (большого Кандагара, то есть провинции и его окрестностей) хотели бы видеть в мулле Якубе своего лидера. Большинство из них даже не знали ничего про муллу Якуба однако имя его отца муллы Омара, почти абсолютного авторитета в Кандагаре и среди старшего поколения талибов, играет здесь свою роль.

Большую часть своей жизни молодой сын основателя движения провел в Пакистане, в том числе в Кветте, поэтому он несколько оторван от архисложный реалий Афганистана. По данным афганских источников, мулла Якуб «человек принципов, послушный и умеренный. Он сторонник подержания сильного «Талибана», который с таким трудом создавался его отцом». В связи с этими двумя факторами и возрастом есть основания полагать, что мулла Якуб не станет усиливать фрагментацию движения. Очень важным также является то, что мулла Якуб не пойдет против нынешнего лидера движения. Лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада являлся духовным наставником и учителем Якуба в пакистанском медресе. Учитывая уникальные культурные особенности афганцев, в частности  кодекс «Пуштунвали», можно прогнозировать, что Якуб будет поддерживать нынешнего лидера талибов.

Отметить также некоторые аспекты информационно-пропагандистской деятельности талибов. В целях популяризации и распространения своего влияние идеологи движения запустили специальную программу по созданию стихов и песен-напевов. Эти произведения, написанные в основном на пушту (одна встречаются и на дари) получили широкое распространение в юго-восточных провинциях Афганистана, в особенности в Кандагаре, Нангархаре, Гильменде, Пактии, Логаре, Хосте и т.д. Основной тематикой этих произведений стало горечь за судьбу своей страны, попадания страны в руки иностранцев, «дьявольского Запада», потеря суверенитета самих афганцев в Афганистане.

Помимо вопроса досуга (музыкальные инструменты рубаб, табла и др. очень популярны среди афганцев) данные произведения имели ярко выраженную пропагандистскую направленность. Движение во много обращало эти произведения к афганской молодежи в попытке пополнить свои ряды. Наряду с этим, в этих произведениях действительно чувствовалась глубокая горечь за судьбу своей страны, истоки бед которой во многом были из-за рубежа.

52.18MB | MySQL:103 | 0,496sec