О влиянии проблем экспорта нефти на ситуацию в Ливии

Последние, по времени, боевые действия в Бенгази и успех отрядов главнокомандующего «вооруженных сил» Палаты представителей в Тобруке генерала Х.Хафтара по захвату ряда стратегических пунктов в этом городе необходимо рассматривать, как жесткий ответ попыткам  известного полевого командира, командующего т.н. «нефтяной гвардией» И.аль-Джадрана организовать самостоятельный экспорт нефти-сырца из нефтеналивных терминалов  Рас-Лунуф, Сидр и Зуейтина. Наступление на ряд районов Бенгази было поддержано французским спецназом, который и сыграл в этой операции главную и определяющую роль. При этом не обратив большого внимания на протесты правительства национального единства Ф.Сараджа и его  требования вывести французский контингент из Ливии. Париж, похоже, начинает испытывать все большее раздражение действиями как Ф.Сараджа, так и специального представителя ООН по Ливии М.Коблера и действует, исходя из собственного видения ситуации. При молчаливом одобрении этого со стороны Лондона и Вашингтона. Из штурма позиций «Бригад обороны Бенгази» следует только один вывод: Париж отбросил все условности и решил чисто военным путем установить необходимую ему структуру управления в Киренаике, которая будет включать в себя и подконтрольные ему регулярно функционирующие мощности по экспорту нефти.

На настоящий момент времени усилия М.Коблера, который активизировал в последнее время свои попытки достичь стабильности правительства Ф.Сараджа путем установления контроля со стороны его структур над мощностями «нефтяного полумесяца», похоже, могут привести к обратному результату. Напомним, что 21 июля с.г. М.Коблер и И.аль-Джадран подписали соглашение, согласно которому возобновляется экспорт нефти из трех терминалов в Рас-Лунуфе, Сидре и Зуейтине в обмен на выплату «нефтяной гвардии» последнего “»зарплаты» правительством Ф.Сараджа, которое, таким образом, должно было стать как бы единственным и основным экспортером нефти из Ливии, что соответственно автоматически укрепляло его позиции в качестве единственного законного органа власти. На этом же фоне было заключено и соглашение о сотрудничестве с перспективой дальнейшего объединения между «восточной» и «западной» Национальными нефтяными компаниями (ННК), что не на шутку встревожило Тобрук. И не только его, как выяснилось. Руководитель «западной» ННК М.Саналла, за которым стоят триполитанские кланы, увидев в этом соглашении «сепаратизм» и стремление оставить его структуру и стоящие за ним силы на периферии нефтяного экспорта. Он заявил, что реализация этого соглашения может привести к его выходу из формата признания правительства Ф.Сараджа. При этом Ф.Саналл является главным организатором нефтяного экспорта из страны и пользуется поддержкой не только триполитанского и мисуратовского кланов, но и практически всех ключевых игроков на рынке углеводородов. Плюс он имеет широкие связи среди иностранных нефтяных трейдеров. Что он, в принципе, и продемонстрировал, когда организовал 26 июля с.г. отгрузку 1,2 млн тонн нефти-сырца через порт Марса аль-Харига, который официально в соглашение между М.Коблером и И.аль-Джадраном не входит. Главной опорой М.Саналлы в данном случае является основной производитель нефти в Киренаике Мухаммед Бен Свитван, который руководит аффилированный с «западной» ННК AGOCO. 11-12 июля с.г. М.Саналла встречался с руководителем Waha Oil Мухаммедом Хасаном Джабером в Триполи для обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества. Именно эта структура является основным оператором отгрузки нефти из порта Рас-Лунуф. На встрече было озвучено требование к М.Джаберу координировать свои действия именно с М.Саналлом, а не И.аль-Джадраном или М.Коблером. Последний, похоже, осознал, что «зашел за красные флажки» и в настоящее время начинает активно «отыгрывать» назад, всячески дистанцируясь от подписанного с И.аль-Джадраном соглашения. И даже называя его «односторонней инициативой» этого полевого командира. Ввязавшись в нефтяные «разборки», он явно превысил свои полномочия и тем самым поставил под угрозу само существование правительства Ф.Сараджа, а это был проект ООН. Соглашение между М.Коблером и И.аль-Джадраном вызвало массовое отрицание со стороны большинства племенных кланов как «нефтяного полумесяца», так и южных районов страны. Это делает его фактически провальным. Мало того, это может вызвать и ротации в самом Президентском совете при правительстве Ф.Сараджа, поскольку его члены из числа триполитанцев открыто обвиняют вице-председателя совета Ф.аль-Межбари в сговоре со своим земляком (оба уроженцы Адждабии) И.аль-Джадраном.

Тобрук при поддержке Франции использует этот кризис для разыгрывания своей собственной карты. Основная цель разгрома бенгазийцев в данном случае — стимулирование М.Саналлы на кооперировании с Тобруком в вопросах экспорта нефти. То есть, организовать экспорт через формально контролируемые Тобруком порты в обход  мощностей, которые контролирует И.аль-Джадран. Самостоятельно Тобрук экспортировать нефть не в состоянии, он может только предоставлять свои терминалы под сырье, которое добывает AGOCO. Взятие Бенгази под свой контроль и угроза бомбить нефтеналивные танкеры (это уже, кстати, случалось в 2015 году) — это основные условия по стимулированию М.Саналлы к сотрудничеству. Плюс позиция клана зинтан в том, что по наводке Парижа он может очень спокойно заблокировать работу нефтепромыслов на своей территории в Триполитании. Основная проблема в данном случае — крайний антагонизм между триполитанцами и мисуратовцами — с одной стороны, и Х.Хафтаром и руководством Палаты представителей в Тобруке — с другой. Это обстоятельство пока основное, которое сдерживает налаживание такой кооперации в полной мере. Останется ли правительство Ф.Сараджа «на плаву» или благодаря «умным» усилиям М.Коблера или канет в вечность — это вопрос открытый. Если это произойдет, то страна вновь будет отброшена назад в эпоху двоевластия и общего раздрая. Попытка создать новую систему сдержек и противовесов в сфере нефтяного бизнеса — это основной момент, который определяет сейчас ситуацию в Ливии. И делиться никто не хочет. Создается устойчивое впечатление, что решить ситуацию возможно только очень серьезными санкциями со стороны международного сообщества с одновременной миротворческой (читай  вооруженной) миссией ООН.

52.2MB | MySQL:103 | 0,754sec