О переговорах Египта с МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) не поставил никаких специальных условий для выдачи кредита Египту. Об этом сообщило египетское Министерство финансов. В специальном заявлении египетского Минфина отмечается, что «нет никаких особых условий, которые выдвигает МВФ Египту, чтобы одобрить предоставление Каиру кредитной линии». Переговоры с делегацией МВФ, которая в настоящее время находится в Каире, «проходят только по вопросам экономической программы АРЕ, представленной для обсуждения специалистам МВФ», — говорится в документе министерства. Египетский Минфин особо указал, что предлагаемая для финансирования программа преобразований «на 100% египетская, одобренная парламентом АРЕ». Министерство опровергло информацию, что план, который должен одобрить МВФ, якобы включает рекомендации «сократить до миллиона рабочих мест в государственных структурах страны». «Эта информация не имеет под собой никаких оснований», — подчеркнуло финансовое ведомство Египта. По оценке экспертов, требование о сокращении рабочих мест в государственных структурах на повестке дня переговоров, которые проходили в Каире, возможно, и не стояло, но ряд жестких требований египетским властям руководители МВФ, несомненно, выдвинули. Это, прежде всего, девальвация фунта, отмена субсидий на электричество и топливо, а также глобальное сокращение государственных расходов. Под последним может скрываться все что угодно, включая и сокращение государственного аппарата. Египетское правительство, по ряду данных, уже приняло эти требования, которые по мнению МВФ необходимы для предоставления стране 21 млрд долларов кредита. Он должен быть выплачен траншами за три года и позволит египетскому правительству гасить дефицит бюджета. Каир после долгих колебаний пошел все-таки на договоренности с МВФ и Всемирным банком просто в силу вынужденности. В самом начале своего правления военные в АРЕ на самом деле надеялись на преимущественные инвестиции из КСА, ОАЭ и Кувейта, которые очень воодушевленно встретили известие о свержении «Братьев-мусульман», обещали Каиру «золотые горы» в виде инвестиций. Скажем сразу, эти ожидания в полной мере не оправдались. Да, Эр-Рияд помог модернизировать Суэцкий канал, что отвечает саудовским стратегическим интересам для транспортировки грузов через Красное море, и даже выделил финансовые средства на покупку вертолетоносцев «Мистраль», что учитывается Саудовской Аравией в рамках ее концепции по строительству неких панарабских вооруженных сил под эгидой ЛАГ, в которых египтянам предстоит играть одну из ведущих ролей. При этом обещанные инвестиции ОАЭ в проект «Новый Каир» и КСА в размере 1.5 млрд долларов в развитие инфраструктуры Синая пока остаются на бумаге. Совершенно не затронут саудовскими инвестициями сектор сельского хозяйства, что в условиях грядущего продовольственного дефицита для Египта является одной из приоритетных проблем. Официально — по причине сокращения средств из-за нефтяного кризиса. Этот момент, конечно, также присутствует, т.к. и КСА, и ОАЭ, безусловно, задумались о сокращении трат в нынешних условиях. Но основное в данном случае иное — Эр-Рияд и Абу-Даби дают деньги только в обмен на политические уступки. Если в случае с ОАЭ пока все более или менее понятно: обе страны сейчас решают совместные задачи по укреплению лояльных себе структур в Ливии, то с КСА вопрос обстоит сложнее. Уже существует несколько точек разногласий, которые самым определенным образом могут повлиять на размер и характер саудовских инвестиций в египетскую экономику. Это, прежде всего, проблема спорных островов в Красном море, которая уже вызвала резкую критику во всех слоях египетского общества и была охарактеризована как «продажа земли за инвестиции». Надо понимать, что египтяне к вопросам национального суверенитета относятся крайне щепетильно. Еще один повод для беспокойства египетского режима: участие египетских военных в операциях аравийской коалиции в Йемене. Эта операция также крайне непопулярна в египетском обществе, но Каир понимает, что это необходимое условие для получения финансовых траншей из КСА. Ситуация в Сирии — еще один из поводов для раздора. Военные в Каире однозначно не воспринимают просаудовских исламистов как политическую альтернативу светскому Б.Асаду. Ну и, наконец, Ливия, где Эр-Рияд и Каир поддерживают, по сути, разные силы: первый – правительство национального согласия Ф.Сараджа, которое опирается на исламистов; второй – генерала Х.Хафтара, который с этими исламистами воюет. Это только тактические моменты для разногласий, а существует еще один традиционно-исторический — стремление АРЕ играть роль лидера арабского мира, что, собственно, также пытается делать и КСА. Это противоречие непреодолимое и, в конце концов, именно оно и погубит этот альянс, а значит и инвестиции. Вот именно этот момент и вынужден учитывать Каир, когда идет на сделку с МВФ. Он стремится максимально дифференцировать источники своих финансовых поступлений, осознавая ненадежность альянса с представителями аравийских монархий. Сказанное совершенно не означает, что Каир немедленно порвет с Эр-Риядом. Но переговоры с МВФ означают, что начался процесс постепенного дистанцирования, который может занять не один год. Безусловно, что при этом египетский режим идет на крайне непопулярные шаги, которые призваны стимулировать финансовое оздоровление и привести, в конечном счете, к притоку иностранных инвестиций. Это еще один повод сотрудничать с МВФ, поскольку аравийские монархии никаких реформ не требуют, а это загоняет египетскую экономику в пике. Жесткие меры необходимо принимать, и египетские власти выходят на масштабные договоренности с МВФ, бросив «пробный камень» в виде отмены частично топливных субсидий в 2014 году. Они смогли удержать ситуацию под контролем и готовы рискнуть и дальше. А то, что риски будут серьезными, свидетельствует факт массированной пропагандистской кампании в пользу сделки с МВФ, которая сейчас проходит в египетских печатных и электронных СМИ.

52.28MB | MySQL:103 | 0,437sec