Сирия: о развитии ситуации в Алеппо

Террористы всячески препятствуют выходу населения из восточной части Алеппо, угрожая мирным жителям либо расстрелом, либо публичной казнью, сообщил  начальник российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. «Поступает информация о подготовке ими детей и женщин в качестве террористов-смертников для совершения террористических актов», — подчеркнул он. В этом, собственно, нет ничего удивительного и неожиданного, поскольку массовый выход населения из суннитских кварталов делает его оборону крайне жертвенным делом в условиях применения  авиации, артиллерии и танков. Единственная возможность для антиасадовских сил продолжать оборонять восточную часть города — это прикрытие щитом из мирного населения. Ресурс действенности метода расстрелов жителей-суннитов, которые собираются выйти из города, в реальности очень ограничен, и мы рискнем предположить, что разговоры об этом сильно преувеличены. Исламисты не будут устраивать массовых экзекуций, а наоборот постараются вывести из города через гуманитарные коридоры максимальное число членов своих семей. В этой ситуации необходимо исключить любые гуманитарные интервенции внутри самого города. Вся продовольственная и иная помощь должна предоставляться только в специально оборудованных лагерях за пределами Алеппо или в его районах, контролируемых правительственными силами. С учетом невозможности использования в качестве стимула к эвакуации населения штурмовые удары с воздуха в связи с высокими репутационными рисками остается только один способ это сделать: перекрыть доставку в суннитские кварталы продовольствия и воды.

Использование отравляющего газа группировкой «Нурредин аз-Зинки», боевики которой уже «отметились» убийством палестинского ребенка, это больше попытка затормозить любыми путями эвакуацию населения и перевести внимание тех же американцев на «негодный объект». Именно так целесообразно рассматривать этот инцидент, а не как использование химического оружия против правительственных сил. Для этого у исламистов нет ни достаточного объема  газа, ни возможности его эффективно распылять. Очень примечательна в данном случае позиция США. Госсекретарь Дж.Керри снова выдвигает ультиматумы в отношении срыва всех достигнутых ранее договоренностей с Москвой в случае начала Дамаском наступления на Восточное Алеппо. Совершенно очевидно, что американцы очень сильно опасаются реализации сценария зачистки города, так как это серьезно повлияет на расклад сил противоборствующих сторон. Между тем, необходимо отдавать себе отчет, что гуманитарная операция должна иметь свой лимит времени, ее нельзя проводить до бесконечности. Это приведет к потере наступательной инициативы, и боевики смогут адаптироваться к этой ситуации. Все это нивелирует первоначальный успех. Попытка прорыва пяти тысяч боевиков «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) на юго-восточном направлении с внешнего периметра при поддержке тяжелой техники и с использованием смертников закончилась неудачей и серьезными потерями. Концентрация такого количества живой силы и техники, которая потребовала переброску подкреплений из Идлиба и Латакии при отсутствии преимущества в воздухе, в общем-то, была с самого начала обречена не неудачу. Это командование боевиков не могло не понимать, но, тем не менее, пошло на прорыв. Причем ряд экспертов утверждают, что среди первоочередных задач, которые сейчас командование антиасадовских сил ставит перед своим группами, это захват здания кадетского корпуса в Алеппо, так как именно там находятся серьезные арсеналы оружия. Из этого следует простой вывод — исламисты начинают испытывать серьезный дефицит боеприпасов, что свидетельствует об эффективности блокады транспортных артерий на Аззаз. Понятно также и то, что силы исламистов в Алеппо уже не в состоянии проводить масштабные наступательные операции. Таким образом, начинается реализация второго этапа операции по зачистке Алеппо — постепенное вытеснение противника из городских кварталов.

Сразу скажем, что и сирийские правительственные силы, и ливанцы из «Хизбаллы», и иранские военные не большие мастера уличных боев. В этой связи вторая стадия операции имеет все предпосылки стать очень затянутой по времени. Это чревато рисками перегруппировки сил исламистов, которые сейчас будут вынуждены прибегнуть к тактике булавочных уколов с целью нащупать слабые места в дислокации правительственных сил. И они их, в конце концов, найдут, что может свести все усилия по зачистке Алеппо к нулю. Фактор времени работает не на Дамаск. У турецких властей скоро пройдет шок от путча, и они восстановят присутствие своих силовиков на логистических каналах материально-технического снабжения и возможно даже в штабах. В этой ситуации важно всячески стимулировать американцев на проведение какой-либо активности в районе Ракки и Манбиджа. Там наступление практически остановилось, а это чревато переброской сил противника на другие участки фронта, что вынудит Дамаск распылять свои силы. Вообще дефицит личного состава сирийских войск и их союзников, а также слабая профессиональная подготовка в формате ведения уличного боя — это «ахиллесова пята» всей операции в Алеппо. В этой ситуации единственная верная тактика — постепенное выдавливание боевиков из жилых кварталов с использованием тяжелой техники. Никаких молниеносных прорывов в данном случае ожидать не стоит. Российская и сирийская авиация должны срывать попытки концентрировать силы за городом и предпринимать попытки разблокирования суннитских кварталов. Эта тактика также не даст возможности Вашингтону спекулировать на теме начала широкомасштабных боевых действий в Алеппо и тем самым пытаться подвергнуть ревизии достигнутые с Москвой договоренности о координированных действий против «Джебхат ан-нусры». Кстати, подходит к концу и «неделя тишины», которую Дж.Керри попросил предоставить Вашингтону для принятия решения о разделении повстанцев на «террористов» и «умеренных». Эту очень уязвимую для США тему необходимо постоянно будировать на всех уровнях, дабы не оставлять американцам поле для маневра с целью ее «замыливания»

52.27MB | MySQL:103 | 0,585sec