Ситуация в Алжире: июль 2016 г.

Июль в Алжире начался с очередных обвинений со стороны журналистских профобъединений и правозащитных организаций в адрес алжирских властей в подавлении свободы выражения мнений. Власти дали им все основания для этого, начав месяцем ранее уголовное преследование  двух высокопоставленных функционеров в области СМИ, сорвав смену собственника у информационного холдинга «Эль-Хабар» и обязав вышедших в отставку генералов воздерживаться от высказывания своих взглядов через прессу.

Так, с 24 июня ведется следствие по поводу двух передач на частном телеканале KBC, в ходе которого в роли подследственных за решеткой оказались директор телеканала Мехди Бенаисса, режиссер сатирической программы этого канала Рияд Сатуф и руководительница одного из подразделений Министерства культуры Муния Неджай.

Напомним, что почти год в предварительном заключении находился 72-летний отставной генерал Хосин Бенхадид, подвергший резкой критике алжирские власти, и в частности, младшего брата президента АНДР Саида Бутефлику. Х.Бенхадида временно освободили 11 июля.

Ранее, 27 июня, алжирский парламент проголосовал за ограничение права выражать свое мнение для отставных алжирских генералов при том, что против этого решения публично выступил бывший министр обороны Халед Неззар, бывший в свое время в начале 90-х годов прошлого столетия фактическим главой государства.

1 июля около 300 журналистов и деятелей культуры приняли участие в манифестации в Алжире у здания Национального театра, потребовав от властей освободить задержанных.

Как заявила в этой связи правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч», «бросать людей в тюрьму лишь за то, что у них было неправильно оформлено разрешение на съемку, это – непропорциональная мера, призванная застращать СМИ». По мнению «Международной амнистии», обвинения, выдвинутые против арестованных, являются «политически мотивированными».

По версии министра информации Алжира Хамида Грина, в этом процессе речь не шла о правонарушениях, совершенных СМИ.

В информационный холдинг «Эль-Хабар» входят, в частности, одноименная популярная газета и телеканал KBC. Шум вокруг них поднялся после того, как их попытался приобрести видный алжирский предприниматель Иссад Ребраб, известный своими оппозиционными настроениями. Власти выступили против этой сделки, опасаясь концентрации СМИ в руках одного владельца. При этом они ссылаются на положения соответствующего закона, запрещающего монополизацию СМИ.  И.Ребраб уже является владельцев известной алжирской газеты «Либерте».

13 июля алжирская Фемида аннулировала сделку по покупке холдинга «Эль-Хабар», за который И.Ребраб выложил 40 млн евро.

18 июля последовал приговор суда, согласно которому М.Неджай получила 1 год тюрьмы условно, М.Бенаисса и Р.Сатуф – по 6 месяцев тюрьмы условно каждый. Прокуратура требовала для каждого из осужденных по 2 года тюрьмы условно. М.Неджай в итоге была обвинена в «злоупотреблении положением и выдаче разрешительного документа лицу, которое не имело на это права». Двое других – в «ложных заявлениях, сделанных при получении разрешения на ведение съемки».

Как заявила представитель коллектива защиты Фетта Садат, «единственное обвинение, которое можно было сделать осужденным – это содержание сатирической программы, которая не понравилась правительству». Адвокаты также указали на то, что разрешения на съемку требуются, согласно закону, при ее ведении на открытом воздухе, а не в студии, как это было при подготовке упомянутой выше программы.

5 июля представитель алжирских спецслужб заявил о «практической нейтрализации» джихадистской группировки «Джунд аль-Халифа», которая двумя годами ранее похитила и казнила француза Эрве Гурделя. «Эта организация в качестве таковой больше не существует», — утверждал он. В свое время «Джунд аль-Халифа» присягнула на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России). В момент похищения француза в ее составе было до 60 боевиков.

Также 5 июля впервые за долгое время на публике появился президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, принявший участие в торжественной церемонии по случаю 54-й годовщины достижения страной независимости. На церемонии он появился в инвалидной коляске. Проблемы со здоровьем у президента Алжира стали очевидными в 2013 году, когда он перенес микроинсульт, повлиявший на его подвижность и способность к публичным выступлениям. В предыдущий раз на публике он появлялся ровно год назад по тому же поводу.

Уже 14 июля президент А.Бутефлика подтвердил свое намерение продолжать налаживание отношений «исключительного партнерства» между Алжиром и Францией, запущенного в ходе визита в АНДР в декабре 2012 года президента Франции Франсуа Олланда. Об этом он сообщил в поздравлении, отправленном на имя президента Франции по случаю национального праздника этой страны.

15 июля в Алжир пожаловали достаточно необычные гости – эмиссар короля Марокко, министр-делегат при МИД королевства Насер Бурита и глава разведывательной службы DGED (Direction generale des etudes et de la documentation) Ясин Мансури. Первый из них доставил в Алжир послание короля Марокко президенту Алжира. В тот же день марокканского эмиссара принял премьер-министр Алжира Абдельмалек Селлаль. Как отмечалось в коммюнике канцелярии алжирского премьера, в ходе переговоров обсуждались вопросы «региональной безопасности, и в частности, борьбы против терроризма и организованной преступности, незаконной иммиграции, а также проблемы экономического развития». На встрече присутствовали глава алжирского разведывательного сообщества Башир Тартаг и его марокканский визави Я.Мансури.

2 июля руководство французской группы «Тоталь» сообщило, что прибегло к услугам арбитража в знак протеста против того, что Алжир в одностороннем порядке изменил положения соглашений с этой группы относительно условий раздела прибыли от добычи углеводородов. По словам главы группы Патрика Пуйяне, французы поначалу предложили алжирцам решить проблему полюбовно, но встретив отказ, обратились в арбитраж в Женеве. Аналогичный демарш предприняла испанская группа «Репсол».

В июле стало очевидным, что валютные резервы Алжира сокращаются быстрее, чем это предполагалось. Законом о бюджете на 2016 год предусматривалось иметь к концу года валютные резервы на уровне в 121 млрд долларов, однако реально они сократятся до 116 млрд долларов. Тем не менее на встрече с журналистами 14 июля алжирский премьер А.Селлаль заверил, что валютные резервы страны не пересекут отметку в 100 млрд долларов «при любых обстоятельствах».

18 июля Алжир и Индонезия подписали три соглашения, предусматривающих направление инвестиций в 4,5 млрд долларов в развитие в АНДР промышленности по обработке фосфатов. Со стороны Алжира в проекте участвуют государственные компании Asmidal и Manal, со стороны Индонезии – группа Indorama. Предполагается, что построенные в Алжире мощности позволят перерабатывать 5 млн тонн фосфатов в год. Цель Алжира – выйти к 2019 году на третье место в мире по обработке фосфатов после Марокко и Туниса.

В июле стало понятно, что командование Национальной народной армии (ННА) Алжира, следуя веяниям времени, заботится не только о технической оснащенности ННА, но и о придании ей возможности вести определенные действия в киберпространстве. В начале месяца в Министерстве национальной обороны прошла церемония присвоения более высоких воинских званий большой группе старших офицеров и генералов, в ходе которой стало известно о существовании в структуре ННА киберкомандования, руководителю которого было присвоено воинское звание бригадный генерал. До этого за предыдущие три года Министерство обороны Алжира заметно активизировало свою деятельность в киберпространстве, пытаясь донести до его пользователей информацию о своих достижениях в борьбе против терроризма и криминалитета, парируя возможные кампании дезинформации.

Пока практически нет никакой информации о деятельности киберкомандования ННА, а также о том, как оно связано в своей работе с информационными структурами алжирской армии. Однако само его существование развенчивает существующий миф об определенном консерватизме командования ННА и показывает, что оно идет в одну ногу с временем. По данным алжирских СМИ, большая часть сотрудников киберкомандования прошла специальную подготовку в США.

В июле командование ННА со страниц армейского журнала «Эль-Джейш» сообщило, что в первом полугодии 2016 году усилиями военных были нейтрализованы 149 террористов. 99 из них были уничтожены в боях, остальные – арестованы.

По данным алжирской прессы, в настоящее время в рядах бандформирований, действующих на территории Алжира, может насчитываться до 800 боевиков.

В целом, самая большая интрига сейчас разворачивается вокруг имени того, кто сменит А.Бутефлику во власти. Среди наиболее часто называемых имен звучат действующий премьер А.Селлаль, глава канцелярии президента и лидер пропрезидентской партии Национальное демократическое объединение Ахмед Уяхья, недавно возвратившийся в Алжир бывший министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хеллиль, а также младший брат президента Саид Бутефлика. В последнее время в Алжире стали поговаривать о возможности повторения известного египетского опыта, что дает определенные шансы действующему главе Генштаба ННА генералу Ахмеду Салаху Гаиду. Тем более, что последний недавно фактически расчистил себе дорогу, устранив от дел своих противников в лице прежних руководителей разведывательного сообщества.

52.17MB | MySQL:103 | 0,638sec