Турция: 15 июля и «Нурджулар» – комментарии видного деятеля секты Мехмета Фырынджы

В одном из своих недавних выступлений президент Турции Р.Т. Эрдоган настойчиво предлагал турецкой общественности не называть организацию Фетхуллаха Гюлена – ФЕТО – «джемаатом». Поскольку, использовать этот термин по отношению к террористической организации, как указал президент, является «оскорблением» для настоящих джемаатов. Хотя, надо отметить, что в сознании очень и очень многих людей, особенно в последнее время, между «параллельной структурой» Гюлена и Джемаатом стоит жирный знак равенства. Говоришь одно, подразумеваешь другое и наоборот.

Вот эту очевидную несправедливость и пытается исправить турецкий президент, говоря о других джемаатах. Наиболее известным их представителем для российских читателей является, вне всяких сомнений, секта «Нурджулар», чья деятельность и чьи публикации запрещены в Российской Федерации. При этом, на фоне ситуации с Гюленом, которая берет видимый старт с коррупционных скандалов декабря 2013 года, «Нурджулар» несколько выпали из виду. Но ведь это не означает, что их больше нет?

В этой связи, как минимум, небезынтересным является интервью на Интернет-канале «Медиаскоп ТВ», в ходе которого ведущий, Рушен Чакыр (о котором Институт Ближнего Востока, как впрочем и о самом канале, уже не раз писал) беседовал с приглашенным гостем – Мехметом Фырынджы. Последний, весьма преклонного возраста – 1929 года рождения, как сообщает объективка, внес в большой клад в продвижение нурсистов за пределы страны. Вот характерное фото, которое датировано декабрем 2012 года.

image001

На фото слева направо: Мехмет Фырынджы, премьер-министр Р.Т. Эрдоган, заместитель премьер-министра Б.Боздаг, глава платформы Barla (собственной веб-страницы нет, но из ссылок ясно, что они напрямую связаны с нурсистами) Саид Юдже, последователи «Бадиуззамана» (то есть Саида Нурси) А.Бадылла, Саид Оздемир, глава Управления по делам религии М. Гёрмез и ещё один последователь движения А.Йегин.

Но, вернемся к интервью, М.Фырынджы – аби, как его называют нурсисты, одного из двух остающихся в живых учеников Саида Нурси:

  1. М.Фырынджы категорически отвергает наличие какой-либо близости, начиная с идеологической, между «Нурджулар» и гюленистами. Не будем вдаваться в теологические дискуссии, просто укажем аргумент М.Фырынджы о разном понимании «джихада», который в идеологии нурсистов носит исключительно духовный характер, что, как можно заключить из сказанного, не разделяется гюленистами (прим.: тут, конечно, гюленисты бы «вскинулись», поскольку они подчеркнуто позиционируют себя как мягкий ислам, отрицающий насилие; но наша цель, конечно, не разбирать, кто тут прав).
  2. М.Фырынджы полностью поддерживает официальную точку зрения, согласно которой за попыткой переворота стоит секта Гюлена, указывая на то, что он его лично знает 1963 года. Впрочем даже на прямой вопрос относительно доказательной базы для этой убежденности М.Фырынджы не смог ничего отметить, пустившись в воспоминания. Согласно ему, Гюлен получил классическое религиозное образование в медресе. Как подчеркивает Фырынджы, Гюлен не является выходцем из «Нурджулар».

Что же до теории заговора – дескать президент Р.Т.Эрдоган «все организовал», о чем часто говорят на Западе – М.Фырынджы просто всплеснул руками, «да разве наш президент на такое способен?!».

  1. Р.Чакыр по ходу передачи вспоминает старую статью, датированную 1999 годом, где шла речь о том, что «неизвестный до 1995 года» Ф.Гюлен в рамках процесса по примирению государства и религии, используя государство, начал чрезмерно усиливаться, создавая свое «глубинное государство». Когда это намерение стало выходить наружу, в 1999 году Гюлен был вынужден эмигрировать в США. В то же, самое время Гюлен предпринимал попытки раскола движения «Нурджулар». (прим.: «известен или неизвестен» до 1999 года, но по ходу интервью, сам же Чакыр указывает, что движение Гюлена существует уже больше 40 лет).
  2. Р.Чакыр задал вопрос о том, что коль скоро в руководстве стране есть немало нурсистов, то в чем их противоречия с Гюленом, которые также дает детям образование в школах, колледжах, университетах и потом продвигает их на государственные посты? – Как на армейском примере поясняет М.Фырынджы, нурсист может, если это противоречит его религиозным убеждениям, вступить в нравственный диспут со старшим по званию касательно отданного приказа. А вот у гюленистов существует двойное подчинение, и даже понятно где главный «командный центр».
  3. Р.Чакыр указал на то, что в прошлом нурсисты тщательно дистанцировались от движения «Милли гёрюш» (по-русски: «Национальный взгляд»), из которого, по сути дела, и вышла Партия справедливости и развития, включая её лидера президента Р.Т.Эрдогана. При этом в последние годы ситуация изменилась и ПРС с нурсистами сблизились. В чем тут дело? – М.Фырынджы отмечает, что Эрдоган, Гюль, Арынч – они «другие» и сравнивает их с Аднаном Мендересом (премьер-министр в период с 1950-1960 гг., свергнут в результате военного переворота и казнен), кого С.Нурси называл «героем ислама», поскольку в то время был введен ряд послаблений в отношении религии, в частности, было разрешен азан (призыв к намазу) не только на турецком, но и на арабском языке, а на радио три раза в неделю начали читать Коран. И в этом смысле, как отмечает М.Фырынджы, «мы им сейчас помогаем».
  4. 17-25 декабря 2013 году, когда произошли нашумевшие коррупционные скандалы, как указывает М.Фырынджы, нурсисты увидели, что страна вступила на «очень опасный путь». А с 15 июля этого года весьма возрастной, надо сказать, М.Фырынджы тянет, как и все, «лямку» так называемых «демократических вахт».
  5. На вопрос, что ждет страну в будущем, М.Фырынджы указывает, что, прежде всего, заблуждающиеся должны отказаться от своих ошибок. Во-вторых, замешанные понесут заслуженное наказание. А кто придет на место ушедшего джемаата Гюлена, интересуется Чакыр? Другие джемааты? – Это право любого гражданина, напоминает М.Фырынджы, становиться госчиновником. Однако, «параллельное государство» — совсем другое дело и вряд ли кто с такой идеей пойдет на госслужбу.

В конце интервью М.Фырынджы дает интересную цифру: в Стамбуле около 500 (!) мест, где «читают» труды С. Нурси. Разумеется, никакой крамолы, как у гюленистов, направленной против государства, там и близко нет. И должны быть приложены все необходимые усилия к тому, чтобы развеять бытующие «кое где у нас порой», то есть в турецком обществе, заблуждения об идеологической или же организационной близости двух джемаатов.

63.19MB | MySQL:110 | 0,747sec