Алжир: состояние нефтегазового сектора и интересы России

Свежие статистические данные, предоставленные в ежегодном справочнике под названием BP Statistical Review of World Energy 2016, опубликованном в июне с.г., свидетельствуют о том, что доказанные запасы алжирской нефти по итогам 2015 года составили 12,2 млрд баррелей.

При этом в прошлом году в стране в среднем добывали чуть менее 1,6 млн баррелей в сутки. Из этого объема на внутреннее потребление ежесуточно приходилось около 422 тыс. баррелей.

В свою очередь, запасы природного газа в Алжире составили 4,5 трлн куб. м в 2015 году. Производство «голубого топлива» в минувшем году достигло отметки 83 млрд куб. м, а потребление – 39 млрд куб. м.

В 2015 году Алжир экспортировал более 40 млрд куб. м сырья, из которых около 25 млрд куб. м страна поставила за рубеж магистральным способом, а чуть более 16 млрд куб. м – танкерным способом в виде сжиженного природного газа (СПГ).

География трубопроводного экспорта алжирского газа такова:

 

  • Испания (12 млрд куб. м.);
  • Италия (6,6 млрд куб. м);
  • другие государства Европы (2 млрд куб. м);
  • африканские государства (4,3 млрд куб. м).

 

Алжирский СПГ покупали следующие страны:

 

  • Франция (4,3 млрд куб. м);
  • Турция (3,8 млрд куб. м);
  • Испания (3,7 млрд куб. м);
  • Великобритания (0,4 млрд куб. м);
  • другие государства Европы (0,9 млрд куб. м);
  • африканские государства (0,5 млрд куб. м);
  • Япония (1 млрд куб. м);
  • Китай (0,5 млрд куб. м);
  • Малайзия (0,5 млрд куб. м);
  • Республика Корея (0,5 млрд куб. м).

 

Как заявил алжирский министр финансов А.Бенхалфа, в 2016 году Алжир, являющийся наряду с Россией одним из основных поставщиков газа в Европу, недополучит 26,4 млрд долларов доходов от сбыта углеводородов на внешних рынках. При этом ожидается, что валютные резервы Алжира сократятся до 121 млрд долларов.

Таким образом, доходы страны от экспорта нефти и газа могут составить в текущем году 34 млрд долларов.

Стоит особо подчеркнуть, что торговля углеводородами обеспечивает около 95% экспортных поступлений Алжира, а удельный вес доходов от продажи нефти и газа в бюджете страны составляет порядка 60%.

Правительство страны надеется, что более высокие налоги, пошлины и сокращение субсидий на дизельное топливо и потребление электроэнергии помогут закрыть бюджетный дефицит.

«Мы должны быть очень внимательны, управляя нашими средствами. Нам придется скорректировать расходы на общественные нужды, а также мобилизовать новые ресурсы. Мы запланировали разумное увеличение цен на топливо и электричество, чтобы покрыть их себестоимость», – заявил А.Бенхалфа.

Уже на протяжении многих месяцев неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировом нефтяном рынке проверяет на прочность алжирскую экономическую систему, которая полностью полагается на нефтегазовые доходы, чтобы поддерживать обширный диапазон социальных субсидий от общественного жилищного строительства до дешевых кредитов и субсидированного топлива. Все это помогло стране избежать судьбы других арабских государств региона, которые несколько лет назад ощутили разрушительные последствия так называемой «арабской весны».

Алжир, входящий в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), считает, что картель не сможет в одиночку остановить снижение цен на «черное золото». По мнению алжирского министра энергетики С.Хебри, организации необходима помощь государств-производителей, не входящих в ОПЕК.

«Если экспорт сырья сократит только картель, то это не даст гарантии, что нефтяной рынок сможет стабилизироваться. Поскольку ОПЕК обеспечивает только 40% мировых поставок, то соответствующие шаги должны сделать и не члены организации», – заявил министр.

Напомним, что 4 мая 2015 года президент Алжира отправил в отставку министра энергетики страны Юсфи.

Новым главой энергетического ведомства был назначен С.Хебри, эксперт в области энергетики, около 30 лет проработавший в нефтегазовой отрасли и занимавший должности руководителя Алжирского нефтяного  института и советника председателя и главного исполнительного директора государственной нефтегазовой корпорации Sonatrach.

Получив министерское кресло, С.Хебри сначала настаивал на проведении экстренного совещания участников ОПЕК в связи с продолжающимся падением нефтяных цен. Однако его инициатива была поддержана лишь Венесуэлой и Ливией. Саудовская Аравия, ведущий производитель ОПЕК, не проявила никакого энтузиазма.

Более того, королевство прилагает все усилия, чтобы не только сохранить, но и увеличить высокий уровень добычи. В эр-Рияде надеются, что цены восстановятся сами, когда американские сланцевые компании разорятся, не справившись с убытками.

Затем риторика С.Хебри изменилась. Он заявил, что Алжир не видит смысла инициировать экстренную встречу членов ОПЕК, пока внутри и вне организации не будет достигнута хотя бы предварительная договоренность о снижении добычи нефти. По словам министра, «бесполезно созывать встречу, которая завершится неудачей».

Алжир продолжает консультации со всеми экспортерами сырья в поисках путей решения проблемы низких цен на углеводороды. При этом С.Хебри отметил, что ОПЕК теряет свою удельный вес на глобальном нефтяном рынке.

В частности, с 1990-х годов, когда картель занимал 44% рынка, его доля сегодня сократилась. И это снижение заставило организацию в 2014 году принять решение о подъеме добычи, но в конечном итоге этот подъем привел лишь к ценовому краху.

В связи с этим С.Хебри отметил, что переговоры о сокращении добычи нефти ведутся со всеми странами-производителями, поскольку снижение экспорта одной только ОПЕК не только не даст необходимого эффекта, но и еще больше ослабит позиции входящих в организацию стран на мировом рынке.

Стоит отметить, что позиция Алжира не полностью совпадает с позицией Венесуэлы, которая как раз выступает за созыв экстренного совещания. Кроме того, министр нефтяной промышленности Венесуэлы Э.Пино продвигает идею не сокращения добычи, а лишь ее замораживания с тем, чтобы растущий спрос быстрее смог догнать предложение.

Напомним, что еще в конце 2014 года Алжир обращался к членам ОПЕК с убедительным призывом сократить добычу нефти для стабилизации цен, но безуспешно, поскольку Саудовская Аравия выступила за сохранение прежней квоты добычи в 30 млн баррелей в сутки. При этом участники организации, прежде всего КСА, уже давно превышает этот показатель.

«Резкое падение нефтяных цен оказало чрезвычайно негативное воздействие на экономики всех государств-экспортеров, будь они членами ОПЕК или нет, но особенно сильно это ощутили африканские страны. Чтобы найти решение, мы должны выработать общую стратегию», – заявил тогда министр энергетики Алжира Ю.Юсфи (был председателем ОПЕК в 1998– 1999 годах).

В свою очередь, еще за несколько месяцев до этого президент Алжира А.Бутефлика с целью восстановить баланс на рынке нефти активизировал усилия по организации диалога между членами ОПЕК и поставщиками, не входящими в организацию.

В частности, из Алжира были отправлены обращения к Саудовской Аравии, Оману, Азербайджану, Казахстану, Мексике, России, Колумбии, Нигерии, Габону, Анголе, Конго и Экваториальной Гвинее. А.Бутефлика лично обсудил положение дел на мировом нефтяном рынке с министром иностранных дел Норвегии (не входящей в ОПЕК) Б.Бренде.

В 2016 году ситуация обострилась в связи со снятием санкций с Ирана, Исламская Республика, входящая в пятерку государств – основателей ОПЕК (1960 год), после снятия санкций в течение полугода весьма существенно нарастила добычу и сбыт «черного золота».

По мнению аналитика Manaar Energy Consulting (Дубай) Р.Миллза, у Алжира нет рычагов влияния на арабских экспортеров Залива. Он считает, что в отличие от Ирана или Ирака, у Алжира нет особых возможностей поднять добычу нефти, так как африканская страна – относительно небольшой поставщик с высокой себестоимостью производства.

В свою очередь, директор энергетической консалтинговой компании Stratener (Париж) Ф.Перрен уверен, что Алжир способен интенсифицировать производство сырья, но не в краткосрочной перспективе.

«В среднесрочной перспективе Алжир может увеличить добычу нефти и газа. Кроме того, у государства есть проекты развития возобновляемых источников энергии. В ближайшее же время единственный выход для Алжира – запустить руку в валютные резервы», – считает Ф.Перрен.

По заявлению экс-министра энергетики Алжира Ш.Хелиля, отказ от заморозки добычи, продемонстрированный ОПЕК, стал первым политизированным решением картеля с 1973 года, когда он спровоцировал мировой кризис, наложив эмбарго на поставки нефти в США.

«Надеюсь, ОПЕК в будущем вернется к своей прежней роли защитника интересов государств – участников картеля, что особенно важно, учитывая конкуренцию со стороны американских сланцевиков», – подчеркнул Ш.Хелиль.

Алжирский экс-министр также выразил опасения, что политические изменения в Саудовской Аравии приведут к длительной политизации картеля. В то же время Ш.Хелиль признал, что стратегия ОПЕК, которая она придерживалась последние два года, сработала.

По мнению алжирца, что в скором времени цены на нефть вырастут до 70–80 долларов за баррель, так как практически все мировые нефтегиганты отложили реализацию крупных проектов.

И хотя восстановление нефтяных цен, скорее всего, вернет к жизни сланцевую добычу в США, экс-министр полагает, что возрожденное американского производства будет уже недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос на нефть.

Как считает Ш.Хелиль, высока вероятность того, что в течение трех ближайших лет на рынке возникнет кризис поставки.

Стоит отметить, что Ш.Хелиль обладает весьма солидным авторитетом в не только в Алжире. Вот что о нем известно.

В 1962–1968 годах Хелиль учился в Техасском университете, где получил докторскую степень инженера. После этого работал в США инженером в компаниях Shell и Philips Petroleum, а также в бюро исследований McCord.

В 1970 году Ш.Хелиль вернулся в Алжир. С 1971 года возглавлял департамент месторождений государственной компании Sonatrach, ведавшей алжирскими углеводородными природными ресурсами, и одновременно был президентом совместного предприятия Sonatrach и американской компании Coreb. В 1973–1976 годах был советником президента Алжира, а также президентом «Группы Вальхид» (Groupe Valhyd), занимавшейся планированием развития и финансирования углеводородных ресурсов Алжира.

В 1980 году Ш.Хелиль перешел на работу во Всемирный банк, международную организацию, оказывающую содействие экономике развивающихся стран. Работая во Всемирном банке, он занимался нефтяными проектами в Африке, Азии и Латинской Америке и некоторое время руководил отделом энергетики стран Латинской Америки. Утверждалось, что ему принадлежала одна из ключевых ролей в реструктуризации латиноамериканских экономик при содействии Всемирного банка. В 1990-е годы Ш.Хелиля называли советником Всемирного банка по нефти.

Всемирный банк Ш.Хелиль покинул в октябре 1999 года, когда А.Бутефлика, незадолго до этого избранный президентом Алжира, назначил его своим советником. В конце декабря того же года Ш.Хелиль в качестве министра энергетики вошел в новое правительство, которое возглавил А.Бенбитур.

С ноября 2000 года по ноябрь 2001 года Ш.Хелиль был президентом ОПЕК. Находясь на этом посту, он придерживался умеренной позиции по вопросу о регулировании цен на нефть, близкой к позиции Саудовской Аравии. При этом Алжир 2000-х годов считался сторонником активного регулирования цен со стороны ОПЕК.

Еще в июле 2000 года Ш.Хелиль представил проекты нового нефтегазового законодательства Алжира. Споры по этим проектам, предусматривающим либерализацию нефтегазовой отрасли, отказ от обязательного 51%-го участия Sonatrach во всех разработках и предоставление больших возможностей иностранным компаниям, велись на протяжении последующих 5 лет.

Несмотря на то, что с марта 2001 года по май 2003 года Ш.Хелиль одновременно был генеральным директором Sonatrach, его проектам противостоял как менеджмент компании, так и отдельные политические группы.

Так, когда в 2002 году в Алжире создавалось новое правительство во главе с А.Бенфлисом, премьер-министр, выступавший за сохранение роли Sonatrach, хотел сменить Ш.Хелиля, но А.Бутефлика настоял на том, чтобы тот сохранил свой пост.

В начале 2003 года позиции Ш.Хелиля в правительстве вновь пошатнулись, но после отставки А.Бенфлиса в мае 2003 года и формирования нового правительства во главе с А.Уяхьей Ш.Хелиль вновь потребовал обсуждения нефтегазового законодательства. Окончательно новый закон был принят в июле 2005 года.

Весьма высока роль Ш.Хелиля в восстановлении отношений между Алжиром и Ираном в 2000 году. Кроме того, именно он вел переговоры о строительстве алжиро-нигерийского и алжиро-испанского газопроводов.

Благодаря зарубежным связям Ш.Хелиля в начале 2000-х годов значительно расширилась зарубежная деятельность Sonatrach, особенно в Латинской Америке. В середине 2001 года Алжир стал членом Латиноамериканской энергетической организации (ОЛАДЕ). С конца 2002 года по просьбе президента Венесуэлы У.Чавеса Sonatrach оказывал помощь в расширении экспорта венесуэльской нефти.

Начиная с 2006 года энергетическая политика Алжира стала ужесточаться. Нефтегазовый закон был пересмотрен в пользу Sonatrach, что было воспринято как проявление «энергетического национализма».

В 2007–2008 годах Алжир вслед за другими африканскими поставщиками нефти перешел к политике дополнительного налогообложения нефтяных компаний, получавших сверхдоходы.

В сентябре 2007 года Ш.Хелиль вновь стал президентом ОПЕК. В период резкого роста цен на нефть в 2007–2008 годах Ш.Хелиль отрицал способность организации снижать цены, а в марте 2008 года объяснил рост цен на топливо ошибками американской администрации в управлении экономикой своей страны. Он также заявлял о несвязанности потребления нефти и ее стоимости, но привязывал рост цен к экономическому кризису, разразившемуся в США.

Начавшееся во второй половине 2008 года падение стоимости нефти привело к тому, что c осени ОПЕК под руководством Ш.Хелиля начал сокращение добычи нефти для стимуляции роста цен.

Между тем министр иностранных дел Саудовской Аравии А.аль-Джубейр, очевидно, реагируя на недавнее высказывание Ш.Хелиля, заявил, что в саудовских действиях на рынке нефти нет никакой политики и они обусловлены исключительно экономическими соображениями.

Обвинения же в том, что королевство сделало экспорт нефти политическим инструментом А.аль-Джубейр считает из области теорий заговора. Саудовский министр, как и другие чиновники монархии, настаивает, что нефтяные цены определяет исключительно рынок исходя из баланса спроса и предложения.

Цель Саудовской Аравии, как говорят в Эр-Рияде, заключается в том, чтобы защитить свою долю на мировом рынке. И если при этом проблемы возникают у производителей с высокой себестоимостью, то это их проблемы.

В августе с.г. появилась информация о том, что входящие в ОПЕК страны и государства, не являющиеся членами картеля, в сентябре с.г. могут вновь возобновить переговоры по поводу заморозки уровня добычи, чтобы таким образом способствовать росту мировых цен.

Инициаторами выступили Венесуэла, Эквадор и Кувейт. Внутри ОПЕК даже есть мнение, что обсудить эту насущную проблему можно  с 26 сентября по 28 сентября с.г., когда нефтяные державы встретятся на Международном энергетическом форуме (МЭФ) в Алжире.

Есть информация о том, что представитель Эквадора в ОПЕК У.Пастор Моррис планирует в ближайшее время встретиться с генеральным секретарем организации М.Баркиндо. Эквадор будет просить о проведении встречи в ходе МЭФ для обсуждения координации добычи нефти.

Ранее президент Венесуэлы Н.Мадуро, выступая по национальному телевидению, призвал провести совещание нефтедобывающих стран, как входящих в ОПЕК, так и не входящих, во главе с Россией.

По словам Н.Мадуро, он уже разговаривал на эту тему с М.Баркиндо. Правда, в Министерстве энергетики России тут же заявили, что пока не получали официальных предложений об организации встречи стран – производителей нефти.

Стоит отметить, что в качестве наибольшей угрозы для цен на нефть в ОПЕК по-прежнему рассматривают активность Ирана, желающего поскорее вернуть свою долю на мировом рынке.

По прогнозам, к концу сентября с.г. добыча в этой стране может достигнуть 4 млн баррелей в сутки.

В Тегеране ранее заявляли, что Иран может согласиться на участие в переговорах насчет заморозки производства, как только выйдет на уровень 4–4,2 млн баррелей в сутки. Тем не менее сейчас пресс-секретарь иранского министерства нефти отказался комментировать ближайшие планы Исламской Республики по поводу возможности присоединения к переговорам о заморозке.

Напомним, нефтедобывающим странам по итогам подобной встречи, состоявшейся в Дохе, столице Катара, 17 апреляс.г., не удалось договориться о заморозке уровня добычи. В ОПЕК возникли разногласия по поводу отношения к подобному шагу, а Иран фактически бойкотировал переговоры, не явившись на мероприятие.

На плановой встрече картеля в Вене 2 июня с.г. участники ОПЕК так и не пришли к согласию по поводу установки новой квоты на добычу нефти и оставили политику организации без изменений.

Несмотря на сложности, которые испытывает экономика Алжира из-за невысоких цен на нефть, число российских энергетических компаний, которые работают в Алжире, может существенно увеличиться.

По данным Министерства энергетики России, компании Gazprom International, «Роснефть» и «Технопромэкспорт» имеют совместные предприятия с алжирскими партнерами.

Кроме того, по информации министра энергетики России А.В.Новака, «Газпром нефть», «Лукойл», «РуссНефть», «Руснефтегаз», «Башнефть», «Интер РАО» заинтересованы в организации новых проектов (по большей части в газовой сфере) в этой североафриканской стране.

«Россия и Алжир, являясь членами Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ), на протяжении многих лет имеют схожие позиции по принципиальным вопросам повестки дня этой организации. Для обеих стран крайне важно содействовать поддержанию баланса интересов производителей и потребителей газа для обеспечения мировой энергобезопасности, стабильности и предсказуемости газового рынка», – подчеркнул Новак.

 

Для справки: участниками ФСЭГ являются  Россия, Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Среди стран-наблюдателей – Ирак, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Оман, Перу, Азербайджан.

Любая страна – экспортер газа, разделяющая общие интересы и цели ФСЭГ, может войти в его состав.

 

По мнению автора, А.В.Новак напрасно ожидает каких-либо положительных итогов взаимодействия двух стран на площадке Форума. Почему?

Напомним, что в 2015 году в Иране состоялся третий саммит Форума, международной организации, вокруг которой сложилось множество мифов. Один из самых устойчивых, что  ФСЭГ является аналогом «газовой ОПЕК». Однако в отличие от нефтяного картеля, ФСЭГ не может заниматься квотированием и тем самым влиять на ценообразование на газовых рынках, что, кстати, прописано в уставе Форума.

С момента проведения первого саммита организации (прошел в ноябре 2011 года в Дохе), который автору с коллегами из Министерства энергетики России довелось готовить, находясь на дипломатической службе в российском посольстве в Катаре, повестка мероприятия практически не меняется. При этом участникам Форума все так же тяжело прийти к общему знаменателю по ключевым вопросам.

В результате, в итоговую декларацию прошедшего саммита попали второстепенные вопросы вроде абсолютного суверенитета государств – производителей газа над их природными ресурсами.  У кого конкретно могли возникнуть трудности в этой части?

Вот положение, касающееся продвижения интересов продавцов газа на региональных рынках вполне оправданно и злободневно, особенно на фоне напряженной борьбы газа с углем и возобновляемыми источниками энергии на американском, европейском и особенно азиатском рынках.

Справедливое ценообразование и прозрачность рынка, о которых участники ФСЭГ говорят на каждой встрече, уже давно отошли в разряд абстрактных понятий, а на первый план выдвинулись продажа сырья по максимально выгодным ценам и «невидимая рука рынка».

В частности, этот тезис иллюстрируют действия Европейская комиссии в адрес «Газпрома»: проект «Южный поток» «утонул», не достигнув берегов Болгарии, затем под шквал сомнительных вопросов со стороны еврокомиссаров попали «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Добавим к этому волюнтаризм Украины, которая не так давно требовала от России добровольного разрешения на виртуальный реверс газа, что никоим образом не отвечает нашим интересам, и получим реальную, а не декларируемую картину.

Что касается обсуждаемых на минувшем саммите долгосрочных и спотовых контрактов на поставку сырья, то здесь, как раз, можно вести речь о консолидированной позиции игроков.

Так, «Газпром», долгое время делавший ставку на долгосрочные договоры поставки топлива, в начале осени сделал уверенный шаг по направлению к полноценной спотовой торговле, выставив на аукцион контракты на поставку газа европейским потребителям. Ранее российский гигант уже начал учитывать спотовые цены на газ при формировании цен в долгосрочных контрактах с базовой привязкой к нефтяным котировкам.

Несмотря на адресованный поставщикам газа призыв президента России В.В.Путина, представлявшего наше государство на тегеранском саммите, разделить  риски с производителями, этот дискуссионный вопрос так и остался нерешенным в ходе тегеранской встречи в верхах.

Главная задача экспортера – добросовестно выполнить свои обязательства; импортера – получить необходимый объем сырья вовремя. Ситуация с российским газом, идущим через Украину в Европу, помноженная на острое нежелание Европейского союза позволить «Газпрому» поставлять топливо через другие магистрали, может стать наглядной демонстрацией отсутствия консенсуса между продавцом и покупателем. И это при том, что у «Газпрома» есть подписанные договоры поставки сырья с государствами ЕС до 2035 года, а транзитный договор с Украиной истекает в конце 2019 года.

Важно отметить, что в стане ФСЭГ сильно политическое и экономическое соперничество трех полюсов: России, арабских участников и Ирана. В этой связи необходима серьезная поддержка высшего руководства страны, чтобы поддержать авторитет того или иного государства в рамках ФСЭГ.

Подписанная по итогам третьей встречи на высшем уровне Итоговая декларация саммита Форума вряд ли обеспечит безопасность спроса и предложения на рынке газа, не говоря уж об активизации инвестиционных потоков в отрасль, к чему призывал российский президент. За почти 2,5 года с предыдущего саммита (прошел в июле 2013 года в Москве), политических противоречий между ключевыми участниками ФСЭГ (Россией, Катаром, Ираном) стало еще больше.

Весной этого года премьер-министр Алжира А.Селлаль в ходе переговоров с председателем правительства России Д.А.Медведевым заявил, что государство планирует разрабатывать собственные месторождения сланцевого газа и при этом не исключает российского участия.

«Алжир является второй или третьей страной по объемам сланцевого газа, и мы действительно можем найти какую-то возможность партнерства в этой области», – заявил А.Селлаль.

Алжирец также отметил, что сейчас Алжир прилагает усилия для диверсификации своей экономики и стремится избавиться от влияния на бюджет нефтяных цен.

«Сегодня Алжир приехал (в Москву – Э.К.), чтобы показать, что мы хотим двигаться дальше, укреплять сильнее отношения с Россией», –подчеркнул А.Селлаль.

В свою очередь, Д.А.Медведев предложил коллеге в ходе переговоров обсудить весь спектр отношений двух стран.

«Наши связи находятся на подъеме, чему свидетельство большой объем торговых контактов. Общий товарооборот растет даже несмотря на всякого рода сложности, которые испытывает мировая экономика. Цифры хорошие, около 2 млрд долларов за прошлый год, и этот год тоже начался с неплохих показателей», – отметил российский премьер-министр.

В материалах, подготовленных к встрече глав правительств двух стран, отмечалось, что Россия активно проявляет интерес к нефтегазовым проектам в Алжире.

Так, «Газпром» сейчас ведет переговоры о своповых (обменных) операциях на рынке сжиженного природного газа. Такие операции позволяют ускорить доставку требуемой продукции или сырья в отдаленные от места производства или добычи регионы.

Gazprom Marketing & Trading продолжает обсуждение с алжирской стороной возможности в сфере совместного маркетинга углеводородов, в частности, в области «разменных» операций по поставкам СПГ на рынки третьих стран.

 

Для справки: «Газпром» с 2009 года ведет на алжирской территории работы по разведке и разработке запасов углеводородного сырья на территории лицензионного участка Эль-Ассель. Он состоит из трех блоков общей площадью 3,08 тыс. кв. км в геологическом бассейне Беркин на юге страны.

Проведенные исследования 8 поисковых скважин подтвердили наличие трех продуктивных залежей углеводородов в этом районе.

 

Кроме того, консорциум, включающий «Роснефть» и «Стройтрансгаз» готовит тендер на аренду установок для бурения 72 скважин в Алжире максимальной стоимостью 500 млн долларов, а также тендер по разработке документации и строительству объектов инфраструктуры на сумму 600 млн долларов.

Совместное предприятие «Роснефти» и «Стройтрансгаза» участвует в разработке углеводородов на Блоке «245-Юг» (провинция Иллизи) на основе соглашения о разделе продукции с алжирской Sonatrach.

В этом проекте алжирская сторона получила 40%, российская – 60%. В 2004–2006 годах по итогам геологоразведки на блоке были обнаружены месторождения нефти («Восточный Такуазет», «Западный Такуазет») и газа («Северный Тесселит»).

В июле с.г. компания «Транснефть», оператор нефтетранспортной системы России, выразил готовность оказывать Алжиру услуги в области строительства, эксплуатации и ремонтного обслуживания трубопроводов в стране.

Предложение было сделано в ходе визита делегации «Транснефти» в Алжир. В ходе поездки представители отечественной корпорации посетили штаб-квартиру нефтегазовой государственной компании Sonatrach, где провели презентацию своих дочерних предприятий.

В свою очередь, руководство Sonatrach подтвердило заинтересованность в рассмотрении конкретных направлений сотрудничества с «Транснефтью». Стороны обсудили возможность подписания двустороннего меморандума о взаимопонимании.

Кроме того, российская компания пригласила Sonatrach присоединиться к Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) в качестве наблюдателя или постоянного члена. Рассказ об ассоциации вызвал интерес у крупнейшей нефтегазовой компании Алжира. Ее руководство увидело в МАТН перспективную площадку для взаимодействия и обмена опытом с компаниями – операторами магистральных нефтепроводов.

Помимо «Транснефти», в МАТН на данный момент входят чешская компания «МЕРО Ч.Р.», словацкая «Транспетрол», венгерский нефтегазовый концерн МОЛ, белорусская «Гомельтранснефть Дружба». На 5-ом заседании ассоциации (Москва, май 2016 года) в нее была единогласно принята китайская национальная нефтегазовая корпорации CNPC.

 

***

Проведенный анализ позволяет сделать несколько важных выводов.

Первое. Несмотря на волатильность цен на «черное золото», нефтегазовый сектор Алжира держится на плаву, не собираясь с головой уходить на дно.

Второе. Алжир не согласен с политикой ОПЕК, роль первой скрипки в которой играет Саудовская Аравия, по удержанию доли на мировом рынке за счет увеличения производства и сбыта сырья.

Третье. Пытаясь развить собственную нефтегазовую индустрию, Алжир стремится наладить плотные сотрудничество с Россией, которая так же заинтересована в более плотной кооперации с богатым углеводородами североафриканским партнером.

Четвертое. Диалог Алжира и России в рамках ФСЭГ вряд ли приведет к ожидаемым результатам, поскольку на площадке организации весьма сильно противостояние арабских государств во главе с Катаром с одной стороны и России с другой. Таким образом, российско-алжирский «энергетический мост» вряд ли выдержит давление обоюдных политических претензии Москвы и Дохи.

52.3MB | MySQL:103 | 0,396sec