Одним из жестких требований властей Турции к мировой общественности после провальной попытки военного переворота – закрытие просветительских центров, функционирующих под патронажем исламскго проповедника и оппозиционера Ф.Гюлена. Именно его турецкий президент Р.Т.Эрдоган видел основным вдохновителем попытки военного переворота 15-16 июля 2016 г. и потребовал от властей США его экстрадиции на родину, которую Гюлен покинул еще в 1999 г.
В первых числах августа 2016 г., спустя две недели после известных событий министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу с официальным визитом прилетел в Исламабад. Пакистан поддержал настоятельный призыв Турции к мировой общественности усилить борьбу против террористических организаций. Одной из таких организаций президент Р.Т.Эрдоган назвал гюленовские образовательные центры.
Застигнутые врасплох и центральные власти Пакистана, и местные органы, уклончиво заявили, что в первую очередь необходимо решить судьбы 11 000 студентов, обучающихся в пакистано-турецких школах, включая детей дошкольного возраста.
Рассматривался вопрос о передаче контроля за этими учебными заведениями какой-либо правительственной организации Пакистана. Турецкое правительство предлагало передать эти школы под патронаж одной из международных неправительственных организаций, работающей в тесном контакте с администрацией президента Р.Т.Эрдогана.
Первые пакистано-турецкие школы были основаны в Пакистане еще в 1995 г. При поддержке турецкого правительства они были зарегистрированные как международные неправительственные организации. В первые годы функционирования поступавшее из Турции финансирование целенаправленно направлялось на учреждение центров искусств. Начиная с 2000 – 2001 гг. эти центры стали предлагать бесплатное образование детям из малоимущих слоев населения, а также постоянное проживание в кампусах 30 — 35 процентам (по данным пакистанских СМИ) обучающихся там пакистанским студентам.
Деятельность подобных образовательных центров была весьма успешной. В последние годы в Пакистане сформирована целая сеть из 28 школ и колледжей, функционирующих в крупных городах всех четырех провинций страны: Джамшоро, Исламабаде, Карачи, Кветте, Лахоре, Равалпинди, Хайдарабаде, Хайрпуре. До начала августа 2016 г. штат центров насчитывал 1500 сотрудников, из которых приблизительно 10 процентов были турки.
Следует отдать должное властям Пакистана, которые в краткие сроки нашли адекватный выход из положения, отвечая требованиям Анкары и одновременно не разрушая хорошо отлаженный механизм указанных образовательных центров. Они пошли по нескольким направлениям.
В настоящее время пакистано-турецкие школы проходят перерегистрацию. В прошлом они функционировали как неправительственные организации, местные филиалы пакистано-турецких международных образовательных учреждений. С августа 2016 г. они зарегистрированы по месту расположения и функционируют в качестве пакистано-турецких образовательных учреждений.
Следующий шаг, который предприняли пакистанские власти, увольнение или перевод преподавателей-граждан Турецкой Республики с преподавательских позиций на должности сотрудников указанных образовательных центров.
В то же время власти отказались от роспуска Советов директоров (СД), в состав которых входят граждане Турции; с административных должностей они переведены на позиции учителей. Таким образом, новый состав Совета директоров образовательных пакистано-турецких учреждений состоит, как и прежде, из шести членов, но исключительно граждан Пакистана. Кардинальные изменения в составе СД сделаны ответ на просьбу Анкары о закрытии всех образовательных центров, связанных с именем Ф.Гюлена.
Руководство Пакистана заявило, что после радикальных изменений в руководстве пакистано-турецких образовательных учреждений, нет никакого смысла в том, чтобы закрыть или передать их под контроль рекомендованным правительством организациям.
Изменения в штатном расписании этих центров породило еще одну проблему – трудоустройство преподавателей-турок и беспокойство за их судьбы. Пакистан сталкивается с давлением со стороны турецких властей, настаивавших на выдворении из страны турецких граждан. Некоторые из них имеют пакистанскую визу сроком на один – два года. Турецкий персонал пакистано-турецких школ опасается репрессий со стороны властей Турции по их возвращению на родину.
Более того, Советы директоров пакистано-турецких школ опасаются за судьбы студентов. Они подало ходатайство в Высшие суды Исламабада и Лахора с тем, чтобы остановить пакистанские власти от принятия какого-либо нелегитимного шага, который может поставить под угрозу будущее студентов.