Пакистан – Турция: решена судьба гюленовских образовательных центров

Одним из жестких требований властей Турции к мировой общественности  после провальной попытки военного переворота – закрытие просветительских центров, функционирующих  под патронажем исламскго проповедника и оппозиционера  Ф.Гюлена. Именно его турецкий президент Р.Т.Эрдоган видел основным  вдохновителем попытки военного переворота 15-16 июля 2016 г.  и потребовал от властей США его экстрадиции на родину, которую Гюлен покинул еще в 1999 г.

В первых числах августа 2016 г., спустя две недели после известных событий министр иностранных дел Турецкой Республики  Мевлют Чавушоглу  с официальным визитом прилетел  в Исламабад.  Пакистан поддержал настоятельный призыв Турции к мировой общественности усилить борьбу против террористических организаций. Одной из таких организаций президент Р.Т.Эрдоган назвал  гюленовские образовательные центры.

Застигнутые врасплох  и центральные власти Пакистана, и местные органы, уклончиво  заявили, что в первую очередь необходимо  решить судьбы 11 000 студентов, обучающихся  в пакистано-турецких  школах, включая детей дошкольного возраста.

Рассматривался вопрос о передаче контроля  за этими учебными заведениями какой-либо  правительственной организации Пакистана.   Турецкое правительство предлагало передать эти школы под патронаж одной из международных неправительственных организаций, работающей в тесном контакте с  администрацией президента Р.Т.Эрдогана.

Первые пакистано-турецкие школы были  основаны в Пакистане еще в  1995 г. При поддержке  турецкого правительства они были зарегистрированные как  международные неправительственные организации. В первые годы функционирования поступавшее из Турции финансирование  целенаправленно направлялось  на учреждение  центров искусств. Начиная с 2000 – 2001 гг. эти центры  стали предлагать бесплатное  образование  детям из малоимущих слоев населения, а также постоянное проживание в кампусах  30 — 35 процентам (по данным пакистанских СМИ) обучающихся там пакистанским студентам.

Деятельность  подобных образовательных центров была весьма успешной. В последние годы в Пакистане сформирована целая  сеть из 28 школ и колледжей, функционирующих в крупных городах всех четырех провинций страны: Джамшоро, Исламабаде, Карачи, Кветте, Лахоре, Равалпинди, Хайдарабаде, Хайрпуре.  До начала августа 2016 г. штат центров насчитывал 1500 сотрудников, из которых приблизительно  10 процентов были  турки.

Следует отдать должное  властям Пакистана, которые в  краткие сроки  нашли адекватный выход из положения, отвечая требованиям Анкары и одновременно не разрушая хорошо отлаженный механизм указанных  образовательных центров.  Они пошли по нескольким направлениям.

В настоящее время пакистано-турецкие школы проходят перерегистрацию. В прошлом они функционировали как  неправительственные организации, местные филиалы   пакистано-турецких  международных образовательных учреждений.  С августа 2016 г. они  зарегистрированы по месту расположения и функционируют в качестве пакистано-турецких образовательных учреждений.

Следующий шаг, который предприняли пакистанские власти, увольнение или перевод  преподавателей-граждан Турецкой Республики с преподавательских позиций на должности сотрудников  указанных образовательных центров.

В то же время власти отказались от роспуска Советов директоров (СД), в состав которых входят граждане Турции; с  административных должностей они переведены на позиции учителей.       Таким образом, новый состав Совета директоров образовательных пакистано-турецких учреждений   состоит, как и прежде, из  шести членов, но исключительно граждан Пакистана. Кардинальные  изменения в составе СД сделаны ответ на просьбу Анкары о закрытии всех образовательных центров, связанных с именем Ф.Гюлена.

Руководство Пакистана заявило, что после радикальных изменений в руководстве пакистано-турецких образовательных учреждений, нет никакого смысла в том, чтобы закрыть или передать их под контроль  рекомендованным правительством организациям.

Изменения в штатном расписании этих центров породило еще одну проблему – трудоустройство преподавателей-турок и беспокойство за их судьбы. Пакистан сталкивается с давлением со стороны турецких властей, настаивавших на выдворении из страны турецких граждан.  Некоторые из них имеют пакистанскую визу сроком на один – два года. Турецкий персонал пакистано-турецких школ опасается репрессий со стороны властей Турции по их возвращению на родину.

Более того, Советы директоров пакистано-турецких школ  опасаются за  судьбы  студентов. Они подало ходатайство в Высшие суды Исламабада и Лахора с тем, чтобы остановить пакистанские власти от принятия какого-либо нелегитимного шага, который может  поставить под угрозу будущее студентов.

62.83MB | MySQL:102 | 0,656sec