О вмешательстве ОАЭ в турецкие и палестинские дела

В начале августе в ряде арабских СМИ начала распространяться информация о возможной причастности Объединенных Арабских Эмиратов к попытке государственного переворота в Турции 15-16 июля с.г. Интернет-портал Middle East Eye со ссылкой на источники в турецких спецслужбах сообщил о том, что руководство этой монархии Персидского залива частично финансировала путч в Турции. Кроме того эмиссар ОАЭ осуществлял связь между находящимся в США лидером движения «Нурджулар» Фетхуллахом Гюленом и турецкими военными. Этим посредником, по информации издания, был не кто иной как видный палестинский политик Мухаммед Дахлан, проживающий в настоящее время в ОАЭ. Информация о вовлеченности ОАЭ в заговор против президента Турции Р.Т.Эрдогана, в принципе, является вполне логичной, учитывая абсолютно враждебное отношение руководства ОАЭ к движению «Братья-мусульмане».  В то же время известно, что их главными международными покровителями выступают Турция и Катар. Впрочем, после провала переворота правительство ОАЭ поспешило реабилитироваться перед турками. В Дубайском международном аэропорте были арестованы два турецких генерала, служивших в составе сил ISAF в Афганистане, подозреваемые правительством Турции в причастности к заговору. Ими являются генерал-майор Мехмет Чахыт Бакир, командующий турецким контингентом в Афганистане и бригадный генерал Сенер Топук, командующий Тренировочным военным центром в Кабуле. Этот жест доброй воли явно был нацелен на то, чтобы приобрести расположение Анкары.

Достаточно интересной является информация о вовлеченности в эти события Мухаммеда Дахлана, проживающего в настоящее время в Дубае и владеющего там строительной компанией. Мухаммед Дахлан является видным палестинским политиком, находящимся в изгнании. В конце 1980-х годов в Тунисе он был близок к Ясиру Арафату, и с 1995 года возглавил одну из спецслужб Палестинской национальной администрации (ПНА) в секторе Газа. Под его командованием находилось около 20 тысяч человек. Впрочем, в то  период он подозревался своими соратниками в слишком тесных отношениях с американскими и израильскими спецслужбами.  Откровенно враждебными были его отношения с исламистским движением ХАМАС, победившим на парламентских выборах в 2006 году. В январе-феврале 2007 года силы М.Дахлана оказались вовлеченными в гражданскую войну против ХАМАСа в секторе Газа. В результате проигравший М.Дахлан вынужден был покинуть Газу. В то время он добивался поста министра внутренних дел ПНА, но столкнулся с оппозицией Махмуда Аббаса и других руководителей ФАТХа. В 2011 году М.Дахлан был обвинен руководством ПНА в причастности к гибели Ясира Арафата (предполагаемое отравление)  и вынужден был эмигрировать в ОАЭ. Он также имеет резиденции в Европе, где располагает гражданством Сербии и Черногории.

В последнее время международная активность М.Дахлана резко возросла. Он стал достаточно близок к руководству Египта и даже выполнял деликатное поручение президента Абдель Фаттаха ас-Сисси в Ливии. 15 марта с.г. этот палестинский политик участвовал в Конгрессе сирийской оппозиции в Каире. О его деятельности на турецком направлении уже упоминалось. Британский эксперт по Ближнему Востоку Дэвид Херст опубликовал на интернет-сайте Middle East Eye  информацию о том, что ОАЭ, Иордания и Египет вынашивают план по замене Махмуда Аббаса на посту главы ПНА Мухаммедом Дахланом. По мнению британского политолога, шейхи ОАЭ в осуществлении этого «заговора» действуют в тесной координации с Израилем. Они также намерены привлечь к реализации своих планов и Саудовскую Аравию. Ключевыми пунктами данного плана являются: усиление ФАТХа в борьбе с ХАМАСом в преддверии палестинских парламентских выборов; ослабление ХАМАСа путем раскола на несколько враждующих друг с другом фракций; получение контроля над ПНА, руководством ООП и ФАТХа; возвращение М.Дахлана в Палестину и его становление в качестве руководителя ФАТХа и ПНА; заключение мирного договора с Израилем при поддержке ряда арабских государств. Вдохновителем и организатором этого плана является наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зайед. По мнению Д.Херста, ОАЭ, Египет и Иордания убеждены, что Махмуд Аббас выработал свой ресурс и не сможет эффективно руководить ПНА. В то же время они боятся, что его инертность может послужить причиной победы ХАМАСа на выборах в Палестине. Данная возможность пугает противников «Братьев-мусульман». Кроме того шейхи ОАЭ крайне негативно относятся к М.Аббасу на персональном уровне. Они не раз пеняли королю Иордании Абдалле за хорошие отношения с М.Аббасом.

По мнению зарубежных спонсоров М.Дахлана, для победы на будущих выборах необходима консолидация ФАТХа. М.Дахлан считает, что ХАМАС сильнее ФАТХа в секторе Газа и слабее на Западном берегу реки Иордан. Для победы необходимо объединить усилия всех фракций ФАТХа. Возможны два варианта развития событий. Первый предусматривает добровольную отставку М.Аббаса, что маловероятно. Второй заключается в примирении М.Аббаса и М.Дахлана под эгидой Иордании с последующим плавным отстранением нынешнего главы ПНА от власти. М.Дахлан считает возможным разделить посты главы ПНА, председателя ООП и лидера ФАТХа. Оставляя за собой два последних, пост руководителя ПНА он хотел бы отдать бывшему министру иностранных дел Насеру Кудве, в то время как израильтяне предпочитают кандидатуру Ахмеда Куреи (Абу Алаа).

Давление на ХАМАС предполагается осуществлять по нескольким направлениям. Руководству движения будет предложено разделить движения на национальную часть в рамках сектора Газа и интернациональную, связанную с «Братьями-мусульманами». Также рассматривается план сдерживания ХАМАСа в рамках ПНА и внешнего давления. Последнее включает в себя строительство на Синае при финансовой помощи ОАЭ станции по опреснению воды, которая будет затем поставлятся для водоснабжения сектора Газа. Поступление воды можно будет легко перекрыть. По мнению Дэвида Херста, М.Дахлан верит в возможность совместной работы с ХАМАСом в секторе Газа. В начале июля он убедил египтян принять в Каире делегацию ХАМАСа. При этом в ходе переговоров Каиром были выставлены несколько условий руководству движения. Во-первых, прекратить всю враждебную Египту деятельность в Газе. Во-вторых, помочь в установлении стабильности на Синае. В-третьих, выдать всех разыскиваемых политических преступников, скрывающихся в Газе.

Таким образом, ОАЭ все больше расширяют свою политическую экспансию на Ближнем Востоке, становясь независимым центром силы в регионе. Если ранее в Персидском заливе были две державы, претендующих на региональное политическое влияние – Саудовская Аравия и Катар, поддерживающий «Братьев-мусульман», то теперь к ним прибавились ОАЭ. Учитывая откровенно враждебное отношение шейхов Дубая и Абу-Даби к движению «Братьев-мусульман», можно прогнозировать снижение роли и влияния Катара в ближневосточной политике.

52.36MB | MySQL:103 | 0,470sec