О проектах в области развития автодорог Алжира

Система автомобильных дорог Алжира считается одной из самых лучших в Африке. Общая протяженность асфальтированных дорог составляет 71 656 км, в том числе 640 км высокоскоростных автомагистралей, а также 32 344 км не асфальтированных дорог[i]. Большая часть их приходится на северные регионы, характеризующиеся более высокой экономической активностью. На юге же их протяженность и потенциал использования ввиду низкого качества ограничены, а сообщение между южными провинциями характеризуется как слабое.

image001

Рис. 1. Схема существующих автомобильных дорог Алжира.

Главный проект в области автомобильной инфраструктуры – высокоскоростная автомагистраль «Восток-Запад», или A1 Highway. Протяженность этой дороги составит 1 216 км после завершения, она будет состоять из 6 линий. Магистраль проложена вдоль Средиземноморского побережья от границы с Марокко до границы с Тунисом (города Тлемсен и Анаба соответственно) и соединяет главные города на побережье страны. В настоящее время большая часть работ по строительству этой автомагистрали завершена, в стадии достройки только участок между городами Константина и Скикда протяженностью 150 км. Также идет сооружение вспомогательной инфраструктуры.

Решение о сооружении  автомагистрали было принято властями в 2005 году в рамках правительственной программы по социально-экономическому развитию страны, стоимость составила 11,2 млрд долл. США. Строительство дороги позволило создать 100 тыс. рабочих мест в стране[ii].

При запуске этого проекта власти заявляли, что магистраль после ввода в эксплуатацию возьмет на себя 85 % всего автомобильного передвижения страны, в том числе 50 % грузового. После ввода строй ее функционирование позволит значительно стимулировать транспортный сектор, оптимизировать грузооборот и пассажирские перевозки. Помимо этого, проект должен стать частью одного из крупнейших инфраструктурных проектов Африки «Трансмагрибинская автомагистраль» из Ливии в Мавританию протяженностью 7 000 км. Однако из-за сложных политических отношений между Алжиром и Марокко, а также ухудшением военно-политической ситуации в Ливии и Тунисе дальнейшая реализация проекта по сооружению Трансмагрибинской магистрали под сомнением, равно как и его потенциальная рентабельность.

Магистраль «Восток-Запад» разделена на 3 секции: Запад, Восток и Центр. Самая большая и сложная является Восточная, ее стоимость составила 5 млрд долл. США. Строительство этой секции осуществлялось консорциумом COJAAL, состоящим из японских компаний Kajima Corporation, Nishimatsu Construction Company, Itochu Corporation, Hazama Corporation и Taisei Corporation. Стоимость контракта с японским консорциумом составила 3,9 млрд евро. Это был один из крупнейших экономических проектов Японии за рубежом.

Часть центральной и западной секций сооружалась силами китайских компаний China Rail Construction Corporation и China International Trust and Investment Corporation. На тот момент являлся самым крупным китайским проектом в Алжире, хотя в стоимостном выражении он заметно уступал японскому контракту.

Первоначально планировались, что сооружение магистрали будет завершено в 2013 году, однако из-за задержки сроки перенесены. В 2014 году правительство Алжира обвинило японский консорциум в срыве намеченных сроков и заявило о пересмотре условий контракта[iii].

По данной марокканской прессы, реальной причиной срыва плана является высокий уровень коррупционной составляющей в этом проекте. Они же отмечают большое количество упущений инженерного характера и пренебрежения требованиями безопасности, в том числе отсутствие необходимой вспомогательной инфраструктуры (ограждения и др.)[iv]. Впрочем, утверждение марокканской стороны в отношении Алжира может быть не всегда объективным. Тем не менее, это достаточно крупный по африканским меркам проект, и реализация его значительной части является успехом для Алжира. Тем более, что инвестором в него выступило алжирской правительство, принявшее в 2005 году решение не прибегать к финансовой помощи из-за рубежа в реализации своих инфраструктурных проектов. Правда, консультационная и другая помощь со стороны стран Африканского союза, ЕС и иных институтов оказывалась[v].

Следующим крупным проектом является автомагистраль Highway of the Hauts Plateaux, которая проложена параллельно магистрали «Восток-Запад» и соединит Тлемсен и Тебесса (город на границе с Тунисом). Решение о строительстве было принято в 2014 года, в январе 2015 года правительств заявило о том, что два контракта, являющихся частью проекта, одобрены. Наименования подрядчиков не разглашаются. По некоторым данным, приоритет в реализации этого проекта будет отдаваться алжирским компаниям. Стоимость автомагистрали оценивается в 8,94 млрд долл. США[vi]. Цель проекта – способствовать развитию регионов, расположенных в глубине страны, улучшение сообщения между административными центрами и иными населенными пунктами, улучшение доступа к портам из глубинных провинций. Информация о ходе строительства или завершении какой-то части отсутствует. Некоторые представители западной прессы выражают сомнения в способности Алжира реализовать этот проект из-за экономических трудностей, с которыми столкнулась страна в последние годы. Как и в случае с магистралью «Восток-Запад», проект разделен на 3 части. Обе дороги должны быть соединены 11 высокоскоростными дорогами местного значения, строительство их планируется завершить к 2025 году.

image002

Рис. 2 Голубым цветом отмечен проект автомагистрали Highway of the Hauts Plateaux.

Не менее важным проектом как в масштабах Алжира, так и в масштабах всей Африки является «Транссахарская автомагистраль». Протяженность дороги из Алжира в Лагос составит около 4 500 км, впервый он был предложен в 1962 году, а работы начались в 1970-х годах. Более 80 % магистрали уже построено, правда качество значительной части дороги характеризуется как не отвечающее современным требованиям по эксплуатации и безопасности. 2 300 км этой автомагистрали расположены на территории Алжира, правда начиная с провинции Гардая и южнее качество дороги характеризуется как очень низкое, а за несколько десятков километров перед границей с Нигером дорога заканчивается. В настоящее время проект строительства автомагистрали наряду с Транссахарским газопроводом и электрическим кабелем, который должен соединить две страны – главные совместные проекты, планируемые к реализации Алжиром и Нигером. Примечательно, что идея Транссахарского газопровода и электрического кабеля предполагает их строительство в непосредственной близости от автомагистрали[vii]. Из трех упомянутых проектов о вероятности реализации в среднесрочной перспективе можно говорить только в отношении одного. Остальные, на наш взгляд, в обозримой перспективе не найдут своих инвесторов.

В глобальном масштабе проект должен поспособствовать развитию Африки, это один из главных инфраструктурных проектов, курируемых Африканским союзом. Помощь в его реализации оказывает Африканский банк развития. Правда, основные усилия этого финансового института направлены в помощь Нигерии и Нигеру, в Алжире он ограничен незначительными и малозначимыми проектами (предполагается сооружение пограничных контрольно-пропускных пунктов, помощь в строительстве 10-километрового участка у границы с Нигером). Помимо Нигерии, Нигера и Алжира, проект оценивается как важный для таких стран, как Мали, Буркина-Фасо и Чад, так как магистраль будет пересекаться с Транссахельской автомагистралью (в настоящий момент также в стадии реализации, перспективы неясны).

В декабре 2014 года было объявлено о начале работ по завершению финальной стадии строительства и модернизации этой магистрали в Алжире и Нигере – участка протяженностью 225 км. Тендер на реализацию проекта выиграли алжирские и нигерийские компании[viii].  Информация о стоимости этого проекта, а также о его завершении отсутствует.

Несмотря на то, что значительная часть строительства уже осуществлена, проект потребует еще очень крупных инвестиций и временных затрат, особенно с учетом необходимости строительства на территории Нигера и Нигерии. Важным для превращения этой магистрали в стратегический для континента торговый маршрут будет являться и вопрос безопасности, ситуация с которой далека от идеала в регионе. Тем не менее, реализация проекта идет, хотя и медленными темпами.

Что касается Алжира, то, помимо способствованию развития южных провинций, через которые будет проложена автомагистраль, важным является и вопрос наличия торговых маршрутов, которые должны активизироваться в связи с открытием этой дороги. В 1990-х годах в связи с ситуацией в стране значительная часть грузооборота в направлении Север-Юг была переориентирована на маршрут через атлантическое побережье (Марокко, Мавритания), и Алжир частично утратил свое значение как транспортный коридор. В настоящее время ситуация с безопасностью в южных провинциях Алжира все-таки нельзя охарактеризовать как стабильную, поэтому рентабельность Транссахарской автомагистрали для Алжира будет оставаться ограниченной.

 

[i] http://dlca.logcluster.org/display/public/DLCA/2.3+Algeria+Road+Network+Assessment;jsessionid=1467AC3DAB9B3219F552AA76E3EB9CF7

[ii] http://www.roadtraffic-technology.com/projects/eastwesthighway/

[iii] http://www.african-bulletin.com/8081-algeria-cancels-construction-contract-with-japanese-firm.html

[iv] http://www.moroccoworldnews.com/2013/09/103303/algeria-builds-a-highway-forgets-fences-services-stations-rest-areas/

[v] http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Project-and-Operations/Multinational_-_Trans-Sahara_Highway_Project_-_Appraisal_Report.pdf

[vi] http://www.worldhighways.com/categories/auctions-equipment-supply-servicing-finance/news/algeria-signs-off-two-contracts-of-hauts-plateaux-motorway-work/

[vii] https://www.pwc.com/gx/en/transportation-logistics/publications/africa-infrastructure-investment/assets/algeria.pdf

[viii] http://www.worldhighways.com/sections/emergent/news/trans-sahara-highway-soon-to-connect-niger-with-algeria/

62.93MB | MySQL:112 | 0,637sec