К вопросу о последствиях ратификации турецко-израильского соглашения о нормализации отношений

На минувшей неделе Государство Израиль и Турецкая Республика продолжили прилагать все усилия для восстановления своих двусторонних связей, оказавшихся в тупике после инцидента с судном Mavi Marmara. Как стало известно 20 августа 2016 г., турецкий парламент ратифицировал соглашение о нормализации отношений с Израилем. При этом сделал это подавляющим большинством голосов. Данный шаг был поддержан представителями правительства республики. Как написал в своем микроблоге в twitter вице-премьер М.Шимшек: «сближение с Израилем позитивно для Турции и региона»[i], а также отметил, что надеется вскоре посетить страну, с которой после 6 лет охлаждения отношений удалось вновь пойти на сближение. В комментарии, сделанном по этому поводу канцелярией израильского премьер-министра и опубликованном 20 августа 2016 г. на официальном сайте МИД, говорилось: «Израиль приветствует решение турецкого парламента ратифицировать соглашение, недавно подписанное двумя правительствами, и ожидает дальнейших шагов по его выполнению, включая возвращение послов»[ii].

Поскольку после долгих дискуссий военно-политический кабинет Израиля принял аналогичное решение 29 июня 2016 г., в настоящий момент стороны могут перейти к следующей стадии разрешения своих противоречий. Они включают в себя несколько наиболее проблемных для Израиля пунктов. Прежде всего, в соответствии с документом, у Израиля есть 25 дней на перечисление порядка 20 млн долл., которые должны пойти в фонд компенсаций жертв инцидента 2010 г. Также Турция сможет направлять в сектор Газа гуманитарную помощь. Стоит отметить, что последнее вызвало наибольшую обеспокоенность израильской стороны. В связи с этим глава правительства Б.Нетаньяху заверил общественность, что данное решение не будет означать ослабление мер безопасности на границе и снятие блокады Газы. Кроме того, турецкие власти по-прежнему выступают против мер, которые израильтяне применяют в Секторе. После появления информации о том, что после ракетного обстрела израильскими ВВС были нанесены авиаудары по Газе, 22 августа 2016 г. со стороны турецкого внешнеполитического ведомства было сделано заявление, в котором говорилось, что усилия по нормализации не означают отказа Анкары от защиты и поддержки палестинского населения.

Несмотря на то, что оба государства в процессе сближения сталкиваются с определенным количеством проблем, являющихся результатом их непримиримых позиций, есть вопросы, в которых они вынуждены прийти к пониманию. Касается это, прежде всего, борьбы с терроризмом. После кровавого теракта, совершенного  на свадьбе в городе Газиантеп, 22 августа 2016 г. с комментариями выступил президент Израиля Р.Ривлин. Призывая к объединению усилий, он подчеркнул: «мы должны сотрудничать всеми возможными способами, чтобы положить конец такому бессмысленному кровопролитию и разрушениям, которые уже принесли вред столь многим»[iii]

Впрочем, ключевое значение указанного соглашения заключается именно в его последствиях для региона и союзов, которые выстраиваются в нем под эгидой России, США и местных лидеров. Отличительной чертой недавнего времени стало сближение Израиля и Египта. Как стало известно из сообщений израильской прессы, в конце минувшей недели делегация страны посетила Каир, где провела переговоры по вопросу урегулирования конфликта с палестинцами. Тогда же появилась информация, что и турецкая сторона намерена сделать шаг навстречу Египту, сконцентрировавшись преимущественно на экономических и культурных связях.

Основным акцентом в публикациях, появившихся как в региональных, так и в мировых СМИ, является попытка определить последствия израильско-турецкого примирения. По мнению указанных источников, несмотря на то, что государства хотят представить нормализацию своих контактов, как процесс, способный оказать существенное влияние на взаимодействие в области политики, экономики и безопасности, учитывая, изменения на российско-турецком направлении и продолжающиеся усилия Израиля по сближению с умеренными арабскими режимами эффект соглашения с турецкими властями будет нивелирован.

Таким образом, за годы, прошедшие с момента охлаждения турецко-израильских отношений государства во многом научились обходиться друг без друга. Как следствие, несмотря на обозначенные планы, нормализация продолжит быть сложным процессом, значительное количество трудностей в котором связана с ситуацией в секторе Газа. Еще одним обстоятельством, влияющим на динамику турецко-израильского сотрудничества, в будущем является процесс изменения конфигурации региональных союзов. В нем существенную роль сыграют Россия и Египет, заявляющие о своих миротворческих амбициях на палестино-израильском треке и представляющие интерес с точки зрения внешней политики Турецкой Республики.

[i] Цит. по: twitter.com @mehmetsimsek

[ii] Prime Minister’s Office statement on Turkish Parliament decision // Israel Ministry of Foreign Affairs. 20.08.2016. URL: mfa.gov.il/MFAPressRoom/2016/Pages/Prime-Minister’s-Office-statement-on-Turkish-Parliament-decision20-August-2016.aspx

[iii] President Rivlin sends letter of condolence to President Erdogan of Turkey following Saturday’s terror attack // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.08.2016. URL: mfa.gov.il/MFAPressRoom/2016/Pages/ President-Rivlin-sends-letter-of-condolence-to-President-Erdogan-22-August-2016.aspx

52.19MB | MySQL:103 | 0,522sec