IPO Saudi Aramco – значение для компании, страны и мирового рынка

Впервые о том, что саудиты могут пойти на первичное размещение акций (IPO) Saudi Aramco, стало достоверно известно в январе 2016 г., когда принц Мухаммед бен Сальман в интервью журналу The Economist подтвердил, что правительство рассматривает такой шаг, добавив, что он лично является сторонником этого решения.

Сразу отметим, что речь идет о 5% акций материнской Aramco. Причем в ближайшие годы структура компании изменится: материнская компания станет управляющим холдингом, она уже не будет напрямую ответственна за операции в сфере нефти и газа. Именно акции холдинга и планируют разместить на бирже. Уже после этого начнется выход на биржу большинства дочерних компаний Aramco[i].

Глава энергетического ведомства Саудовской Аравии в июле заявил, что решение о том, когда разместить акции, будет зависть от следующих факторов: состояния рынка ценных бумаг, прогнозов цен на нефть, а также готовности саудовской биржи[ii].

Как воспринял мир?

Мировые биржевые игроки с большим энтузиазмом ожидают приход Aramco. Сначала Саудовская Аравия планирует разместить не более 5% акций материнской компании, но это 5% стоимостью в сотни миллиардов долларов. Даже при размещении такой небольшой доли акций саудовское IPO станет крупнейшим за историю финансового рынка. Пока рекордсменом является компания Alibaba с ее $25 млрд. Принц Мухаммед бен Сальман высказывал предположения о рыночной стоимости всей Aramco – $2-4 трлн. Разные эксперты называли другие цифры, однако никто не говорил менее чем об $1 трлн. В этих условиях 5% акций будут стоить минимум $50 млрд, а скорее всего все $100 — $150 млрд. Как удачно отметил один из журналистов The New York Times, выход Aramco на биржу, учитывая роль компании в государстве и ее стоимость, будет сравнимо с IPO целой страны. Конечно же, и биржи, и инвесторы предвкушают заработок.

Большой куш сорвут и участвующие в сделках банки. Уже известно, что консультантом при продаже активов выступит американский банк J.P. Morgan. Агентство Bloomberg подсчитало, что банки с этой сделки совокупно заработают более $1 млрд. Очевидно, J.P. Morgan как главный консультант получит большую долю от этой суммы.

Кстати, даже питающие глубокую нелюбовь к Саудовской Аравии иранские СМИ не нашли никаких серьезных аргументов против IPO Aramco. Был лишь высказан скепсис по поводу экономической ситуации в стране (королевство де становится банкротом, поэтому продает часть своей компании), но не более того.

Плюсы и минусы для Саудовской Аравии

С финансовой стороны саудовское IPO очень выгодно для страны, как ни посмотри. Королевство сможет пополнить бюджет и, в соответствии с программой реформ «Видение 2030», направить полученные средства на создание нового суверенного инвестфонда, создание которого лежит в основе «Видения» и плана отказа от нефтяной зависимости. Причем учитывая реакцию инвесторов на новости об IPO, даже несмотря на плохое состояние нефтяного рынка, стоит ожидать, что активы Aramco не будут недооценены. Тем более, что спрос на нефть, какими бы ни были цены, продолжает расти.

Обычно компании проводят первичное размещение акций в период, когда доходы в отрасли максимальны, в таких случаях в первое время после IPO прибыльность компаний резко возрастает, но этот эффект длится недолго. Как показывает практика, в дальнейшем прибыльность снижается и через несколько лет после выхода на биржу не многие компании могут похвастаться отличными результатами. Такая участь могла бы постигнуть Aramco (подчеркнем сослагательное наклонение), начни она IPO в период, когда нефть торговалась на максимальных значениях в $110 — $140 за баррель. Сейчас же, наоборот, перспективы Aramco очень хороши, рынок нефти к 2018 г. имеет все шансы начать восстановление, и даже если доходность отрасли уже не будет сопоставима с пиками 2012-2013 гг., минимальный рост рынка будет положительно сказываться на акциях саудовского гиганта.

Некоторые все-же говорят, что сейчас неудачное время для IPO (из-за состояния отрасли), однако на это саудовские специалисты замечают, что компания обладает и значительными активами в сфере нефтепереработки, которая сейчас показывает хорошие темпы роста во всем мире, а в Саудовской Аравии – особенно; разница между стоимостью добычи нефти и цены на нефтепродукты в этой стране одна из наиболее высоких.

Разместить акции планируют либо исключительно на саудовской бирже Tadawul либо одновременно на Tadawul и на одной из зарубежных площадок. Размещение «дома» серьезно повлияет на объем и ликвидность саудовской биржи. Сейчас стоимость торгуемых на ней активов составляет $401 млрд. Приход Aramco значительно увеличит капитализацию Tadawul. Более того, это подаст международным игрокам сигнал о том, что саудиты настроены и дальше открывать свой рынок для иностранцев (Tadawul для зарубежных игроков была частично открыта лишь в июне 2015 г.). По мнению финансовых аналитиков, двойное размещение лишь увеличит указанные выше плюсы для саудовской биржи.

Опасности для компании и королевства или политическая сторона вопроса

Но при всех очевидных плюсах размещение акций Aramco несет в себе сложности для Саудовской Аравии в целом и компании Aramco в частности. IPO на фондовом рынке США (да и других стран) означает многие новые обязательства для любой компании, но для саудовцев новые правила будут особенно непривычными и затруднительными. Например, в США от всех компаний требуется соответствие т.н. Закону Сарбейнза — Оксли, который регламентирует жесткие требования к прозрачности и отчетности (ее сроках и точности) и устанавливают личную ответственность менеджеров компании за осуществление всего этого в полной мере и в нужные сроки. Требуемого по этому закону уровня прозрачности отчетности у Aramco не было никогда в истории. Даже о своих доходах и прибыли саудиты никогда не отчитывались (о показателях компании аналитики всегда говорят с долей сомнения, т.к. точные данные она не приводит). Смогут ли саудиты принять все условия и раскрыть отчеты по своей главной государственной корпорации? Насколько безболезненно это будет для королевства и его важнейшей компании? Над этими вопросами придется серьезно задуматься менеджерам компании и ее руководителям.

Если предположить, что выход на зарубежную биржу будет отложен, то и эффект от IPO будет не настолько значительным. Выпуск акций лишь на Tadawul позволит саудитам самим определять правила игры: порядок и объемы раскрытия информации и отчетности. Компания в таких условиях, естественно, сможет избежать всех сложностей и неприятных моментов, связанных с «прозрачностью» и «финансовой открытостью». Однако такая политика снизит заинтересованность международных инвесторов.

Отчетностью все не ограничится. В случае двойного IPO на суд мирового сообщества выйдут не только финансовые документы, вся деятельность компании станет более публичной. Например, у нее могут выявиться проблемы в сфере соблюдения прав рабочих, как это было у Катара. Могут вскрыться и другие нарушения.

Наконец, наверное, основной вопрос: как отнесется к такой модернизации экономической жизни политическая элита королевства? Все приведенные выше аргументы касаются вопросов финансов и видимой деятельности компании. Но ведь Aramco намного больше, чем просто компания – это источник финансов для многих саудовских проектов (и пока мы имеем мало представления, каких именно), это и источник доходов для многочисленного истеблишмента. Пока недовольства со стороны элиты заметно не было, но ведь когда речь идет о Саудовской Аравии, публичных знаков несогласия с «линией партии» ожидать не стоит.

Саудовские аналитики, журналисты и блоггеры, как и подобает порядочным поданным королевства, положительно отнеслись к плану правительства. В большинстве публикаций, посвященных IPO, перечислены его преимуществам: повышение прибыльности компании, ее эффективности, рост привлекательности страны и национальной биржи для иностранных игроков. Например, об этом писали и говорили на «Аль-Арабии», в статьях газеты «Ар-Рияд» и прочих изданиях[iii][iv][v]. Кстати, необходимость увеличения прозрачности саудовские аналитики и блоггеры упоминают чаще всего.

Единственный минус, о котором говорили саудовские эксперты, – IPO Aramco может осложнить выход других, не таких крупных саудовских компаний на биржу в первые несколько лет после появления гиганта.

Подготовительные работы и нерешенные вопросы

Отметим, что «приоткрытие» для мира саудовского рынка уже началось, причем более быстрыми темпами, чем планировалось. Пока речь идет о правилах для иностранных игроков на местном рынке ценных бумаг: в августе с.г. правительство ослабило правила для участия иностранцев[vi]. Теперь инвестировать в саудовские ценные бумаги могут игроки, под управлением которых находится всего $1 млрд активов, вместо ранее необходимых $5 млрд. Кроме того, одной иностранной компании разрешено иметь не более 10% акций торгуемой на бирже саудовской компании, вместо ранее разрешенных 5%. Всего же иностранные корпорации теперь могут владеть максимум 49% каждой торгуемой саудовской компании, а не 20%, как прежде[vii]. При этом все изменения вступят в силу на 10 месяцев раньше, чем планировали, – уже 4 сентябре 2016 г[viii]. Ожидается, что к середине 2017 г. будут приняты дополнительные послабляющие поправки.

Глава саудовского Управления рынков капитала (Capital Market Authority) Мухаммед аль-Джадъан отметил, что акции Aramco точно будут торговаться на саудовском рынке, а вот то, разместят ли их на зарубежных биржах – пока окончательно не решено. При этом глава управления добавил, что саудовская биржа вряд ли сможет единолично «переварить» готовящееся IPO. В любом случае, по словам М.аль-Джадъана, эффект от предпринимаемых реформ Tadawul почувствует предположительно в 2018 г. Исходя из заявлений М.аль-Джадъана, главы Aramco Амина ан-Насыра[ix], и, естественно, высказываний наследного принца Мухаммеда бен Сальмана напрашивается вывод о том, что саудиты серьезно намерены выйти на зарубежные фондовые рынки.

Что касается того, какую из иностранных бирж выбрать, то большинство экспертов сходятся на том, что главным претендентом является площадка Нью-Йорка (NYSE). Единственным существенным минусом NYSE является строгость требований к компаниям, о чем говорилось выше. В этом смысле Лондон выглядит более привлекательно – там требования не такие жесткие. Зато во всем остальном главная британская биржа проигрывает: ее объем намного меньше, и она не даст возможность торговли бумагами круглосуточно, т.к. находится в близком временном поясе.

Кстати, визит наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в США в июне с.г. года арабские аналитики охотно называют попыткой «прощупать почву» и убедить инвесторов в США вкладывать в саудовскую экономику. Кроме американцев, активно обсуждается и привлечение японского и китайского капитала. Встречи на высоком уровне с представителями двух азиатских стран прошли на полях саммита Большой двадцатки, который прошел в конце июня с.г. в Пекине (там присутствовал и министр энергетики Саудовской Аравии)

[i] Телеканал «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/ar/programs/energy-future/2016/04/29 /مستقبل-الطاقة-شركة-أرامكو-جزء-من-مفاتيح-رؤية-السعودية-2030.html

[ii]              Саудовское издание Saudi Gazette http://saudigazette.com.sa/business/falih-saudi-aramco-ipo-depends-oil-stock-market/

[iii]              Телеканал «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/oil-and-gas/2016/05/04/ /خبير-طرح-أرامكو-سيحدث-طفرة-في-التداول-العالمي.html

[iv]              Статья блоггера, специализирующегося на экономических вопросах, Мухаммада бен Джумаа http://www.alriyadh.com/1505751

[v]              Газета «Ар-Рияд» http://www.alriyadh.com/1502549

[vi]              Телеканал «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/financial-markets/2016/08/11 /كيف-تؤثر-قواعد-الاستثمار-الأجنبي-الجديدة-على-سوق-السعودية؟.html

[vii]             Телеканал «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/financial-markets/2016/08/10 /القواعد-المحدَثة-لاستثمار-الأجانب-بسوق-السعودية-4-سبتمبر.html

[viii]            Саудовская газета «Аль-Джазира» http://www.al-jazirah.com/2016/20160811/ec1.htm

[ix]              Телеканал «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/oil-and-gas/2016/07/21 /رئيس-أرامكو-حصتنا-في-أسواق-شرق-آسيا-في-تزايد-مستمر.html

52.28MB | MySQL:103 | 3,555sec