О некоторых назначениях в правительстве Туниса

Назначение конкретных персоналий в новый кабинет министров Туниса под руководством Ю.Шахида, как мы и сообщали ранее, убедительно доказывает тезис о том, что вся эта история была затеяна президентом страны Беджи Каидом эс-Сесби (БКЭ) исключительно с целью перераспределения министерских портфелей между двумя основными партиями страны — своей «Призыв Туниса» и исламистской «Ан-Нахдой». Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку в основе альянса между этими двумя ведущими политическими силами страны лежат жесткие договоренности по принципу: поддержка в обмен на лояльность к кандидатуре сына БКЭ как будущему президенту страны. И это сразу же отчетливо заметно по списку новых министров. Ключевым назначением в данном случае стала смена министра по делам развития, инвестиций и международного сотрудничества Я.Брахими, который, в общем-то, не питал иллюзий в отношении сохранения министерского портфеля. В том числе и результате его провальной компании по попыткам лоббирования включения банка «Лазар» в качестве одного из главных институтов плана развития Туниса на ближайшие пять лет. Этот банк не входит в число союзников БКЭ, что и предопределило провал всей этой лоббистской истории. Тем не менее, в указанном министерстве по прежнему остались на своих постах люди Я.Брахими, среди которых в первую очередь надо отметить руководителя канцелярии министра Р.Бен Рамхана. Это обстоятельство эксперты связывают, прежде всего, с тем, что реорганизация министерства, затеянная Я.Брахими незадолго до своей отставки, была одобрена президентом страны, и осуществляться она будет ее разработчиками из ближнего круга бывшего министра. Реорганизация подразумевает разделение министерства на три ключевых департамента — административного, иностранных инвестиций и международного сотрудничества. Департамент по инвестициям сейчас возглавляет креатура Я.Брахими Халиль Лаабиди, который до 2014 года был руководителем Агенства по развитию внутренних инвестиций. Эксперты полагают, что сохранение за ним этого поста является частью сделки президента и Я.Брахими, который имеет очень серьезные связи в тунисском и иностранном бизнес-сообществе. Предполагается, что крупнейшие инвесторы дали соответствующий сигнал БКЭ о том, что они не заинтересованы в приходе новой фигуры на этот пост, что заставит вырабатывать новый алгоритм взаимоотношений с ним и его окружением. И этот сигнал был услышан.

Преемником Я.Брахими стал бывший председатель биржи страны Фазель Абделкефи, который известен своими историческими добрыми связями с семьей БКЭ. Брат последнего бизнес-юрист Шахеддин К.эс-Сесби сделал свою карьеру в инвестиционной компании Tunisie Valeurs, которой на протяжении десяти лет руководил как раз Ф.Абделкефи. Он же имеет тесные связи еще и с новым министром инфраструктуры — Мухаммедом Салахом Афрауи, в ближайших планах которого скорейшая реанимация проекта строительства «нового города будущего» на южном берегу озера Тунис, которое планируется осуществлять при поддержке и финансированию эмиратовской инвестиционной компании Sama Dubai. Этот проект подписан еще во времена президента З.А.Бен Али, но затем был заморожен в связи с событиями «жасминовой революции». Теперь в планах тунисского президента имеется задача по его скорейшему перезапуску, и не только в связи с финансовыми интересами клана. Компания из ОАЭ принадлежит суверенному эмиратовскому инвестиционному фонду Dubai Holding, которым руководит эмир ОАЭ Мухаммед Бен Рашид аль-Мактум. В этой связи БКЭ стремится стратегически закрепить свои отношения с Абу-Даби, активно его поддерживающим. Если грубее — плата за эту поддержку. В данном случае со стороны Абу-Даби имеет место стратегия по поддержке любых светских лидеров, которые должны тем самым нивелировать рост влияния тунисских «Братьев-мусульман» в лице «Ан-Нахды». И в случае с БКЭ и его партии «Призыв Туниса» речь идет именно о такой стратегии. Причем снижение влияния «Ан-Нахды» идет путем не египетского сценария, а путем достижения компромиссов по разделу власти, в котором исламисты всегда идут на вторых ролях, но получают за это желаемые ими «куски» в блоке управления.

Например, ставленник «Ан-Нахды» (а в перспективе — возможно преемник лидера Р.Ганнуши) Зайед Ладхари ушел по решению партии с поста министра занятости (очень «расстрельная должность» с учетом уровня безработицы среди молодежи) на пост министра торговли и промышленности. Это дает ему право контролировать выдачу лицензий на импорт и осуществление торговых операций. Это крайне важно, поскольку мелкий и средний тунисский бизнес, который задействован в импортных и экспортных операциях очень активно, является основой электоральной базой «Ан-Нахды». Еще один ставленник партии — новый министр по делам технологий Ангар Мааруф, который в свое время был советником министра по делам полезных ископаемых Монги Марзука (тесно связан с Р.Ганнуши). Сам А.Мааруф, хоть и не является членом «Ан-Нахды», считается экспертами доверенным лицом ее бессменного лидера. Еще один сотрудник офиса М.Марзука — Хабиб Деббаби стал статс-секретарем министерства по цифровым технологиям. Это позволяет исламистам опосредованно очень серьезно контролировать телекоммуникационный рынок страны.

Другими словами, пока все происходящее четко укладывается в схему разделения основных институтов власти в стране между ставленниками двух основных политических партий, что гарантирует политическую выживаемость нынешнего кабинета министров. А также создает оптимальные условия для осуществления операции «преемник» в виде передачи поста президента сыну БКЭ. При этом ОАЭ будут наращивать свое экономическое присутствие в Тунисе в рамках обеспечения этой операции с точки зрения нивелирования негативных последствий возможных социальных потрясений на фоне провала экономических программ.

52.22MB | MySQL:103 | 0,581sec