Что стоит за информацией о назначении Гулмурода Халимова военным руководителем «Исламского государства»

Гулмурод Халимов, известный также под прозвищем аль-Таджики, стал новым военным руководителем террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Он сменил на этом посту ранее уничтоженного в ходе антитеррористических действий Тархана Батирашвили по прозвищу Абу Умар аш-Шишани. Об этом сообщило иранское информационное агентство ИРНА со ссылкой на источник в службах безопасности иракской провинции Найнава. «Таджик Гулмурод Халимов избран главным военным руководителем ИГ. Об этом не было объявлено официально, поскольку ИГ опасается, что он станет целью авиаударов. Большинство членов руководства ИГ высшего ранга находятся в Сирии, в Найнаве — лишь некоторые из них. Руководство боевиками в этой иракской провинции осуществляют лица второго и третьего ранга, все они из-за опасений быть выявленными и уничтоженными ведут скрытный образ жизни и крайне редко появляются на публике», — сообщил на условиях анонимности источник. Г.Халимов, по его словам, будет осуществлять в ИГ именно военное руководство. Первым же лицом в группировке был и остается провозглашенный халифом Абу Бакр аль-Багдади. Бывший командир таджикского ОМОНа Гулмурод Халимов в апреле прошлого года примкнул к ИГ. В Таджикистане он был обвинен в государственной измене и объявлен в розыск, а год назад включен в американские санкционные списки. Эти сообщения ИРНА требуют определенных комментариев. Прежде всего, по причине того, что «сенсационные» откровения этого агентства никогда не отличались достоверностью. В данном случае рискнем предположить, что информация о новом военном руководителе ИГ также носит характер направленной информации. Начнем с того, что до сих пор нет достоверных данных о том, жив ли экс-командир таджикского ОМОНа или нет По ряду данных таджикских правоохранительных органов, Г.Халимов был убит в Афганистане в начале прошлого года. По крайней мере от него не было никаких обращений или публичного позиционирования с того времени. Его причастность к ИГ также вызывает много вопросов, поскольку данные о его присяге этому движению сообщали в основном все те же таджикские силовики, и это вполне могло быть обычной «дымовой завесой» для общественности с целью закамуфлировать серьезную внутриклановую борьбу в самом Таджикистане. Напомним, что дезертирство Г.Халимова случилось после официального запрещения таджикскими властями Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и фактического выхода правящей верхушки из формата соглашения о разделе власти с представителями южных кланов страны, которое было достигнуто после гражданской войны в середине 1990-х годов.

Но даже, если предположить, что Г.Халимов жив и даже примкнул к ИГ, то не совсем понятно, почему он не воюет совместно с афганскими талибами в провинции Нангархар, и как он теоретически перебрался в Ирак или Сирию из Афганистана. Да и еще перевез вместе с собой отряд таджиков. Г.Халимов как раз уверенно чувствует себя именно в зонах традиционного проживания афганских таджиков, а не в Ираке или Сирии, где его никто не знает и где у него возникает естественный языковый барьер. Да и не проявил себя ничем этот таджик для того, чтобы сразу назначать его военным руководителем ИГ. Самым же важным моментом является тот факт, что у ИГ нет практики вообще назначать верховного главнокомандующего. Формально им является Абу Бакр аль-Багдади, но в реальности существуют два автономных военных руководителя на сирийском и иракском фронтах. В Ираке действиями боевых отрядов ИГ по-прежнему руководит иракец Нехме Абдель Найеф аль-Джибури, который занимал высокопоставленный пост в армии Ирака во времена С.Хусейна. В Сирии военными операциями ИГ руководит бывший сотрудник разведки ВВС Ирака Мухаммед аль—Тикрити (Абу Айман). Он, кстати, хорошо знаком американским спецслужбам, поскольку в 2007-2010 гг. активно сотрудничал с ними по нейтрализации влияния сторонников «Аль-Каиды» (запрещена в России) и шиитов в провинции Анбар. Сейчас он базируется в провинции Дейр эз-Зор, и по данным наших экспертов, жив и здоров. Абу Умар аш-Шишани никогда не являлся военным руководителем ИГ, он лишь был членом Шуры этого движения и командовал отрядом чеченцев-кистинцев в Сирии. Собственно его появление в составе Шуры было предопределено только одним фактом: стремлением основных спонсоров ИГ в лице Катара завоевать плацдарм в Сирии, что в основном и делал отряд А.У.аш-Шишани. Иных серьезных сил у ИГ тогда там просто не было. Чеченцы-кистинцы А.У.аш-Шишани просто были использованы как «наконечник копья» и организованная вооруженная сила, так как ливийские отряды, подконтрольные Дохе, были выведены из Сирии в связи с осложнением ситуации в самой Ливии. Вообще надо отдавать себе отчет, что основные командные должности в ИГ всегда по определению занимают иракцы. ИГ — это в отличие от «Аль-Каиды» сугубо националистическая организация, а не интернациональная. Привлечение «пехоты» из-за рубежа посулами «справедливой жизни» и деньгами — это только ход для того, чтобы покрыть дефицит живой силы. Основные командные должности занимали и будут занимать исключительно иракцы.

В этой связи появление информации о назначении таджика Г.Халимова военным руководителем  ИГ необходимо рассматривать как откровенную дезинформацию, которую охотно заглотнуло и растиражировало ИРНА. Для чего это сделано? В данном случае напрашивается только один вывод о том, что в ИГ проводят дополнительные мероприятия по зашифровке своих истинных руководителей и выставляют в этой связи в качестве основных фигур второстепенных командиров, которых еще надо постараться найти. Таким, в общем-то, примитивным способом американцам предлагается абсолютно «негодный объект» для осуществления своих авиаударов. Причем запущена эта дезинформация по классическим канонам — информация должна прийти из абсолютно надежного источника, который находится в открытом противостоянии с ИГ. Таковым, естественно, является Иран, агентство которого уже не в первый раз публикует совершенно непроверенную информацию.

52.2MB | MySQL:103 | 0,531sec