Итальянские вертолеты в Алжире как перспективный вызов России

Алжирская и итальянская стороны намерены до конца текущего года приступить к практической реализации подписанного в августе 2016 г. соглашения о строительстве совместного завода по производству вертолетов. Данное предприятие намечено возвести на северо-востоке АНДР, на площадке Айн Арнат в Сетифе .

В своих официальных заявлениях Алжир и Рим делают упор, что прежде всего этот завод будет выпускать гражданскую продукцию. Но на деле основным заказчиком ее выступает Министерство обороны АНДР, подписавшее соответствующий договор с известной компанией Leonardo-Finmeccanica, одним из мировых лидеров в области аэрокосмического строения, производящим не только сугубо мирные, но и военные образцы.

Уникальность подобного соглашения состоит в том, что оно первое в своем роде для Алжира. До него ему практически не удавалось заключить подобные договоры, тем более со странами Запада, к которым руководство АНДР традиционно относится с большим подозрением относительно искренности их намерений в отношении себя. Соответственно, ранее оно явно не стремилось форсировать такие связи, опасаясь попасть в зависимость в столь чувствительной сфере от них.

По разным данным, алжирский филиал итальянской компании будет производить три или четыре типа легких и средних вертолетов марки Agusta Wesland, предназначенных, по данным алжирского Минобороны, для выполнения различных, главным образом вспомогательных целей, в том числе для «перевозки персонала и грузов, медицинской эвакуации, а также наблюдения и контроля».

Известно, что производственная площадка Айн Арнат будет иметь как местную, так и международную сеть представительств и послепродажного обслуживания, «включая все уровни ремонта».

Дополнительные подробности этой сделки не раскрываются, однако известно, что стороны договорились, что итальянские представители будут полноправными совладельцами данного производства «в первые годы после строительства объекта».

Для Алжира достижение подобных договоренностей представляет особую важность. Ведь как минимум с начала 2000-х гг. его руководство вынашивает амбициозные планы не только по снижению и последующей ликвидации зависимости от иностранных поставщиков вооружений, главным из которых является Россия, но и желает самостоятельно выйти на мировые рынки оружия со своей продукцией.

С этой целью его представители ранее неоднократно, но до сих пор безуспешно пытались купить (в том числе и у России) лицензии на производство как воздушных, так и наземных вооружений.

До последнего времени производители оружия упорно отказывались от подобной сделки, в том числе и потому, что алжирская сторона не желала даже в таком случае делать исключения для потенциальных иностранных инвесторов, ограниченных «законом 51/49», согласно которому зарубежные бизнесмены могут работать в данной стране только совместно с представителями алжирского государства и при этом уступить ему контрольный пакет акций.

В конце концов Италия уступила настойчивым «пожеланиям» руководства АНДР.

Следует заметить, что развитие такого рода сотрудничества несет перспективную угрозу российским интересам и в том числе для военно-промышленного комплекса РФ.

Несмотря на то, что ожидаемое производство оговоренных типов вертолетов в ближайшей перспективе не наносит сколько-нибудь серьезного удара по российскому бизнесу в силу определенной разницы реализуемой там Италией и Россией продукции, в среднесрочной перспективе Алжир способен развить более тесное сотрудничество с вышеупомянутой итальянской компанией в том числе по боевым вертолетам. Дорогу этому должно открыть удачный «почин в Сетифе».

Заинтересованность здесь итальянской стороны очевидна – это не только и не столько удешевление собственного производства путем его переноса в страны с более низкими расценками стоимости труда, но и усиление борьбы за руки с конкурентами и в том числе с Россией, до сих пор обслуживавшей значительную часть потребностей АНДР в вертолетной технике гражданского и военного назначения.

Точное время запуска этого производства и начало продаж его продукции неизвестно – согласно официальным заявлениям сторон это произойдет «в скором времени».

Впрочем, на пути к реализации данного соглашения имеется немало подводных камней. К примеру, ранее еще на самой ранней стадии провалились попытки АНДР наладить совместное производство БПЛА со своим союзником ЮАР.

В любом случае, даже при самом благоприятном для обеих сторон раскладе на это уйдут годы. Тем более, что итальянские «первопроходцы» в этой отрасли сильно рискуют нарваться на бюрократические сложности и преграды со стороны представителей алжирского чиновничества, обычно препятствующего развитию международных проектов и ожидающих традиционных и весьма немалых «подарков» или, говоря русским языком – взяток и «откатов».

Главным образом, именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что, несмотря на подписанный в 2014 – 16 гг. комплекс документов между Алжиром и Катаром, открывающих им взаимодействие в стратегической для первого нефтегазовой сфере, реально оно так и не было запущено. Следует заметить, что его реализация должна была позволить с помощью катарских инвестиций и привлеченных иностранных специалистов преодолеть стагнацию алжирского энергетического сектора.

Разумеется, в данном случае можно привести и удачные примеры функционирования в Алжире крупных совместных предприятий. Один из них демонстрирует французская компания «Рено».

Однако в данном случае речь идет о куда более сложной авиационной технике, производство которой требует совершенно иного уровня квалификации персонала и более оперативного управления.

Так, например, в Алжире сравнительно немного необходимых для столь важной и ответственной работы специалистов. А их обучение, учитывая явную разницу алжирской и итальянской образовательных программ, также представляется проблематичным для партнеров.

И, наконец, полноценная реализация алжиро-итальянского соглашения подразумевает слаженного взаимодействия между сторонами, добиться чего в рамках нынешнего алжирского правящего режима будет весьма и весьма тяжело.

52.29MB | MySQL:103 | 0,502sec