Турция-ЕС: проблема нелегальной миграции и «Турецкий поток»

По данным агентства ООН по делам беженцев, число нелегальных мигрантов, въезжающих в Грецию с территории Турции, существенно выросло (почти в два раза — от 1721 в мае до 3437 в августе). Этот показатель, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем валом, который поглотил Европу в прошлом году и начале этого. На пике миграции в Грецию только в октябре 2015 года прибыло 212 000 человек. Но вся эта относительно благостная картина в самом скором времени вполне может трансформироваться в совсем негативную для стран ЕС картину. Анкара, которая получила «второе дыхание» после начала процесса восстановления двусторонних отношений с Россией, начинает все более активно политически прессинговать Брюссель, требуя от него выполнения условий предыдущей сделки. Напомним, что она подразумевала выплату на «содержание беженцев» порядка 3 млрд евро, а также отмену визового въезда в ЕС для турецких граждан, взамен на прекращение потока беженцев по турецкому маршруту и высылку нелегальных мигрантов обратно в Турцию. А вернее говоря — обмен нелегального мигранта на легального в пропорции один к одному. Правда, с одним нюансом — этот легальный мигрант должен был доказать, что он именно политический, а не экономический беженец. Сейчас эта сделка под угрозой. Представитель Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев в Европе отметил, что некоторые аспекты сделки между Анкарой и Брюсселем, по сути, уже приостановлены. Около месяца назад Турция отозвала примерно десяток своих офицеров связи из Греции, ссылаясь на их причастность к путчу. Офицеры из турецкого МВД были размещены в центрах временного содержания на греческих островах в Эгейском море, где они работали совместно с сотрудниками Европейского пограничного агентства по организации депортации нелегальных мигрантов обратно в Турцию. Теперь процедура депортации беженцев автоматически приостановлена, поскольку без турецких представителей делать это нереально. После отзыва турецких офицеров, у Европейского союза могут возникнуть трудности с возвращением мигрантов в Турцию в ближайшие недели. И, судя по всему, в Брюсселе не особенно надеются, что эта работа возобновится в ближайшее время, хотя там и категорически отрицают, что ЕС рассматривает какие-либо альтернативные от «турецкой сделки» варианты преодоления кризиса с мигрантами. Косвенным подтверждением этого стала активизация работы по оборудованию новых мест содержания для мигрантов в Греции, что позволит более или менее комфортно разместить до 50 тысяч человек. Между тем, в Греции на сегодня уже 58 тысяч беженцев, а комфортные условия для проживания власти могут предоставить только 3,5 тысячам.

Обозреватели в этой связи предсказывают, что ЕС в предстоящую среднесрочную перспективу смягчит свою политическую позицию по либерализации визового режима с Турцией. Об этом де свидетельствует примирительная риторика основных европейских лидеров в последнее время. По нашей оценке, эта риторика действительно смягчилась, что, собственно, ничего ровным счетом не означает, поскольку не устранено основное противоречие — корректировка Турцией своего закона о терроризме. Этот момент на самом деле является непреодолимым препятствием для Анкары, особенно с учетом продолжающейся острой фазы борьбы с курдами. И это не говоря уже о явном игнорировании демократических стандартов правосудия в связи расследованием попытки государственного переворота. К рассуждениям политологов можно добавить и еще и момент, который грозит стать еще одним серьезным препятствием в достижении согласия между Турцией и ЕС. Это военная операция турецких войск на севере Сирии, которая имеет тенденцию к расширению и которую уже никто в Европе не считает направленной против сторонников «Исламского государства  (ИГ, запрещено в России) как об этом заявляла вначале Анкара. Снова встает курдский вопрос, и Берлин уже начинает через свой МИД аккуратно выражать надежду на скорое окончание турецкой интервенции. Рискнем выступить в качестве предсказателей, но, по нашей оценке, пока совершенно не проглядываются некие компромиссные контуры будущего соглашения, которые бы удовлетворяли обе стороны. На наш взгляд, Европа в нынешних условиях предстоящих выборов в ФРГ и Франции, не сможет вот так просто предоставить более либеральный визовый режим Турцией, что по факту означает возникновение нелегального рынка получения турецких паспортов и вал»официальных» мигрантов. Президент Р.Т.Эрдоган, как представляется, должен это понимать. Тем не менее, дипломатический шантаж продолжается, и возможно, что в качестве альтернативного «пряника» турецкий президент будет требовать от Брюсселя уступок уже совершенно по иному вопросу. Мы имеем в виду планы Москвы и Анкары по строительству газопровода  «Турецкого потока» с выводом трубы непосредственно в Грецию. То есть речь вновь начинает идти о превращении Турции в серьезный газовый хаб с перспективой выхода на европейские рынки. Для того, чтобы этот проект был осуществлен в достаточно устраивающей Турцию мере, необходимо окончательно похоронить проект «Южного потока», который сейчас в видоизмененном виде пытается прорабатывать София с привлечением комиссии по энергетике ЕС. При этом эксперты сходятся во мнении, что этот проект просто нерентабелен. В этой связи после прошедших удачных российско-турецких переговоров Анкара через очень короткий период времени сможет уже четко озвучить свои предложения по созданию газопровода в Европу через свою территорию в Грецию. И в ситуации крайней необходимости для Брюсселя в сохранении условий сделки по мигрантам и одновременного нежелания (это уже очевидно) либерализовывать свой визовый режим с Турцией (как минимум, на период нахождения Р.Т.Эрдогана у власти) такое предложение вполне сможет стать тем самым компромиссом для обеих сторон.

52.09MB | MySQL:103 | 0,486sec