Об американо-российских договоренностях по Сирии

США заявили России, что они теряют терпение в вопросе сирийского урегулирования и достижения договоренности о прекращении огня в охваченной военными действиями стране. По информации The Washington Post, которая ссылается на источник в Белом доме, президент США Барак Обама передал финальные предложения Вашингтона по данному вопросу во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным на недавнем саммите G20 в Китае. Сообщается, что США ожидают получить ответ в ближайшие несколько дней. Издание отмечает, что среди предложений, направленных российской стороне, упоминаются прекращение огня на территории всей Сирии, включая район Алеппо, за который в последние недели идут самые ожесточенные бои. Кроме того, предлагается организовать стабильную и безопасную доставку гуманитарной помощи. США в свою очередь обязуются «попытаться» отделить террористов от так называемой «умеренной оппозиции». А также Вашингтон считает необходимым запретить полеты сирийской военной авиации в стране после достижения перемирия. После этого, предполагают авторы инициативы, Россия и США смогут начать совместную воздушную операцию против террористов. Предполагается, что российские и американские военные будут отдельно договариваться, кому удобнее наносить удар по террористам, предварительно убедившись, что выбранные цели — это только боевики бывшей «Джебхат  ан-нусры» ( запрещена в РФ), но не места расположения «умеренной оппозиции».

The Washington Post отмечает, что стороны договорились по общим деталям соглашения еще несколько недель назад, но теперь американские чиновники обвиняют Россию в том, что она отказывается принимать некоторые условия. В Белом доме не уточняют, что администрация американского президента намерена делать в том случае, если с Россией не удастся договориться. Если проанализировать эти предложения, то в них отсутствует две основные и принципиальные вещи, без которых оно превращается в простой клочок бумаги. Это попытка вывести из боевых действий сирийскую авиацию, а соответственно и снизить роль в борьбе с исламистами лично Б.Асада. Это остается основной целью Запада — «оторвать» Москву от безусловной поддержки лично Б.Асада в обмен на некую мифическую координацию совместных усилий в борьбе против исламистов. Отсюда же и участившаяся перед встречей российского и американского президентов риторика других западных политиков (в основном британских и немецких) о «невозможности дальнейшего развития Сирии с Асадом», стимулированное американцами расследование органов ООН о фактах применения сирийской армией химического оружия, и т.п.. Отсюда вытекает вторая принципиальная вещь, которая препятствует заключению соглашения с американцами на нынешних озвученных условиях. Это фактическое блокирование США выполнения своего обещания о разделении умеренных оппозиционеров и исламистов. Они уже брали «две недели» на это, но так ничего обнадеживающего представить и смогли. При этом надо четко учитывать один факт: любые переговоры с американцами или европейцами предусматривают только юридически зафиксированные обязательства, но никак не оговорки типа «попытаемся» или «сделаем это после». Если соглашение будет принято в таком расплывчатом виде, то ничего сделано не будет по определению. Общая цель предложенного американцами плана таким образом — срыв развития стратегического наступления и закрепления успеха правительственных сил под Алеппо; фактическое введение над Сирией «закрытой для полетов зоны», что резко снижает общий перевес сирийской и российской авиации и ее решающую роль не только в сдерживании противника, но и развитии наступления; перевод действий против исламистов в режим долгих консультаций с правом американцев фактически ветировать нанесение ударов по тем или иным целям под предлогом их принадлежности к «умеренной оппозиции». Естественно, что в таком виде соглашение Москвой без ущерба своим стратегическим интересам быть принято не может.

В этой связи возникает закономерный вопрос о том, а что могут предпринять США в случае отклонения их инициативы? В общем-то, ничего. Их положение сейчас в Сирии довольно неопределенно и уж точно не такое, чтобы они могли диктовать условия. Они безнадежно завязли под Раккой, у них очень сложные переговоры с Турцией по вопросу масштабов их операции в северной Сирии. Вашингтон, безусловно, не устраивает отсутствие четко позиции Анкары по вопросам лимитирования сроков этой операции. Они также не знают, как себя вести в ситуации, когда курды обращаются к ним за поддержкой, а они ничего внятного они предложить им не могут. Все это затягивает решение основной задачи американцев на сирийском направлении в виде взятия Ракки. Это задача «номер один» в связи с предвыборной кампанией в США. Таким образом, самым радикальным ответом США на отсутствие прогресса в принятии их предложений со стороны России может быть или бомбардировки позиций сирийских войск, либо начало массированной материально-технической поддержки лояльных им групп оппозиции. Первый вариант мы фактически полностью исключаем потому, что администрация Белого дома перед своей сменой на такие кардинальные шаги просто не пойдет. Просто в силу того, что никто не сможет просчитать возникающие при этом риски политические и военные. В том числе и формат ответных шагов со стороны «сирийских ПВО». Второй вариант также представляется мало реализуемым, поскольку в этом случае перед американцами стоит очень непростой выбор: а кого конкретно снабжать? В данном случае выбор стоит между теми же курдами, что вызовет резкую реакцию Анкары, либо наоборот — протурецкие группы, что вызовет резкую негативную реакцию курдов, что, в принципе, и так уже происходит. Особенно американцев нервирует то, что лидеры Партии демократического союза (ПДС) вновь на фоне «предательства США» стали активно искать контакты с российскими представителями. Из всего сказанного выходит, что ничего реального администрация Б.Обамы в данном контексте предложить не сможет.

52.17MB | MySQL:103 | 0,588sec