О развитии ситуации в Ливии

Представители Всеобщего национального конгресса (ВНК) в Триполи и Палаты представителей (ПП) в Тобруке продолжают консультации на тему создания нового органа по управлению объединенной ливийской армией, которую еще предстоит создавать, и скажем прямо, что эта затея в настоящее время кажется мало реализуемой. Вообще неоднократные попытки создать некий надплеменной и надклановый силовой орган, который мог бы взять на себя функции стабилизирующей и «примиряющей» все племена силы в сегодняшней Ливии, предпринимались фактически с самого начала прихода «революционеров» к власти и всегда заканчивались неудачей. Нынешняя инициатива предусматривает формирование некого военного совета. На сегодняшний день согласовано участие в нем премьер-министра правительства национального единства Ф.Сараджа, спикера ПП Акиллы Салеха и главнокомандующего вооруженными силами ПП генерала Х.Хафтара. Еще два места остаются пока вакантными, и собственно консультации между сторонами идут именно по этому вопросу. Основными кандидатами являются бывший заместитель премьера Ф.Сараджа и представитель кланов Мисураты Ахмед Миитига, который имеет ярко выраженные премьерские амбиции, и А.аль-Катрани — представитель восточных племенных групп и сторонник Х.Хафтара. Абсолютно неясной остается и перспектива вхождения в новый орган и нынешнего министра обороны Ахмеда аль-Баргхатхи, который позиционирует себя как ярый антагонист Х.Хафтара. Его появление в новом органе было бы как раз логичным, поскольку он имеет определенный авторитет среди племен и Триполитании, и Киренаики, а также станет жестким противовесом тому же Х.Хафтару, которого откровенно ненавидят как в Триполи, так и в Мисурате. Мы уже сообщали ранее, что мисуратовцы в начале сентября с.г. уже пытались проводить закрытые консультации с Тобруком через представителей городских деловых кругов. Но план военного совета Мисураты, который они представляли, предусматривал удаление Ф.Сараджа с его поста и введение на эту должность некого равноудаленного кандидата. Это естественно не устраивало ни самого Ф.Сараджа, ни стоящих за ним саудовцев, итальянцев и американцев.
Эксперты в этой связи сходятся во мнении, что образование нового органа, если оно вообще состоится, вряд ли сможет ликвидировать большую пропасть недоверия между триполитанскими кланами и Тобруком. И возобновление частичного экспорта нефти с месторождений в Киренаики, которые формально контролируют силы Х.Хафтара, в интересах Триполи — это максимум компромисса, которые могут достичь стороны на сегодняшний день. Если завтра ливийские «революционеры» и провозгласят создание нового органа по управлению армией, это будет лишь временной передышкой перед новыми стычками. Это заложено в самой идее военного совета, поскольку не совсем понятно какой армией и в каком формате он будет руководить, а также принцип комплектования этих самых новых вооруженных сил. Основным препятствием создания действительно эффективной надклановой вооруженной силы ранее и сейчас оставались не только личные амбиции полевых командиров, но и их четкое требование условий своего инкорпорированная в будущие объединенные вооруженные силы. Они подразумевают формирование армии по принципу комплектования ее уже из имеющихся отрядов с возглавляющими их полевыми командирами без всякого распыления по различным частям и подразделениям. То есть ныне существующие группы просто меняли вывеску, но никак не свою суть и командование. В этом собственно и лежит вся порочность этой схемы, поскольку централизованно управлять таким конгломератом просто невозможно. Теперь решено создать военный совет, который объединил бы наиболее реальных полевых командиров, обладающих влиянием на максимальное число отрядов и групп. То есть управление «армией» должно осуществляться на основе достижения консенсуса между членами совета, что противоречит самой природе военного строительства. Практически все эксперты убежден в том, что создание каких-то новых органов с расплывчатыми полномочиями не сможет ликвидировать жесткий антагонизм между тем же Х.Хафтаром и мисуратовцами, а значит его создание является делом безнадежным. Рассматривать же создание этого совета следует как попытку Триполи дать некую «морковку» Тобруку в виде постов в высшем органе командования «армией» и тем самым стимулировать ПП на вынесение вотума доверия правительству Ф.Сараджа, без чего оно не может получить окончательного международного признания. В августе с.г. ПП отказалась это делать, что привело к нынешнему правительственному кризису. А далее в планах Мисураты и Триполи — смена Ф.Сараджа, которого они рассматривают в качестве временной фигуры и продвижение на это пост своего ставленника. Какие-то возражения и демарши Тобрука при этом уже учитывать не будут, поскольку правительство национального единства будет официально легализовано, а все, кто с этим не согласен, будут полагаться с юридической точки зрения «мятежниками». Несколько примитивная схема, на которую руководство ПП вряд ли клюнет.
На этом фоне межклановых противоречий на Западе пока не могут сформулировать ясную повестку дня для себя. Американцы застряли под Сиртом, курируемые ими мисуратовцы не спешат терять своих бойцов в уличных боях в ливийской «столице» «Исламского государства» (ИГ, запрщено в России). На этом фоне Пентагон и ЦРУ неожиданно обнаружили дефицит разведданных о ситуации в Ливии, что вынуждает их наращивать авиакрыло своей электронной разведки. Причем выясняется, что собственно армейских средств для выполнения этой задачи уже не хватает. В этой ситуации американцы активно задействуют частные небольшие охранные компании, которые специализируются на авиа- и радиоэлектронной разведке, что безусловно дорого обходится американской казне. На днях стало известно, что к этому конгломерату «частников» прибавилась c начала сентября с.г. и серьезная частная американская структура L-3 Communication, чей борт King Air 350 c регистрационным номером N925WP начал осуществлять разведывательные полеты над Ливией. Ранее на этом же направлении американским командованием USSOCOM и ЦРУ уже задействовались самолеты частных компаний Blue Ridge Aero, Services Commuter, Air Techology, Sierra Nevada Corporation, которые использовали базы ВВС Италии на Сицилии и Сардинии.

62.83MB | MySQL:102 | 0,512sec