О военной ситуации в Сирии (3 – 10 сентября 2016 г.)

По данным российского Центра (РЦ) по примирению враждующих в Сирии сторон, в течение прошедшей недели был зафиксировано 46 случаев нарушений режима прекращения огня со стороны группировок, причисляющих себя к вооруженной оппозиции. Нарушения отмечались в провинциях Дамаск и Латакия. Это почти на треть ниже показателя предыдущей недели (62).

Авиация ВКС России в течение недели работала по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра»/«Джнбхат Фатх аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Хама, Идлиб.

6 сентября Дамаск начал освобождение 169 политзаключенных в обмен на выдачу тел пяти россиян, погибших 1 августа в результате падения российского вертолета в провинции Идлиб. В тот день были освобождены 50 заключенных, в том числе 7 женщин.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Хама, Алеппо, Хомс, Идлиб, Дамаск, Латакия.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

Наиболее напряженной в течение недели оставалась ситуация на юго-западе провинции Алеппо, где шли ожесточенные бои между правительственными силами и формированиями группировки «Джейш аль-Фатх».

Там к исходу 4 сентября правительственным силам удалось благодаря активным действиям к югу от города полностью восстановить блокаду восточных кварталов административного центра провинции.

К исходу 5 сентября был установлен контроль над комплексом зданий артиллерийской академии. По данным фотоматериалов с места событий, военнослужащие Сил специальных операций России принимали активное участие в достижении этого успеха.

6 сентября сирийские войска вновь вышли на окраины г.Хан Туман к югу от Алеппо, а на следующий день ворвались в город, завязав бои за него.

8 сентября сирийские военные установили полный контроль над ключевым районом Рамуса к югу от Алеппо, вернувшись таким образом на позиции, которые были утеряны месяцем ранее в результате наступления джихадистов и повстанцев, когда они временно прорвали блокаду восточных кварталов города.

9 сентября командование сирийской армии дало боевикам, засевшим в восточных кварталах Алеппо, 48 часов на то, чтобы покинуть город.

6 сентября командование турецкой армии признало гибель 2 военнослужащих и ранения еще 5 в результате попаданий двух ракет, выпущенных боевиками ИГ, по двум турецким танкам. Тут же было сообщено о кончине одного из раненых. Другие СМИ сообщили об этих потерях несколькими днями ранее.

9 сентября командование турецкой армии сообщило, что в боях с формированиями ИГ на севере провинции Алеппо потерян один танк и трое военнослужащих.

В любом случае надо признать определенный успех турецких войск и поддерживаемых Анкарой формирований, которые 4 сентября полностью перекрыли для формирований ИГ участок сирийско-турецкой границы протяженностью 98 км. Однако, похоже, ИГ приготовилось к подобному развитию событий, перейдя на использование контрабандных каналов.

9 сентября группировка «Джебхат Фатх аш-Шам» признала, что в результате авиаудара самолетов неизвестной национальной принадлежности в провинции Алеппо погиб ее главарь Абу Омар Саракеб (боевой псевдоним). Удар был нанесен по месту, где проходило совещание полевых командиров альянса «Джейш аль-Фатх», в который кроме «Джабхат Фатх аш-Шам» входят группировки «Ахрар аш-Шам» и «Файлак аш-Шам». Это говорит по меньшей мере об эффективности работы разведки одной из стран, которые воюют в Сирии против ИГ.

Другие известные боевые псевдонимы убитого боевика – Абу Хаджар аль-Хомси и Абу Халед Любнан. Его национальность не известна. Свой путь джихадиста он начал в Ираке в рядах «Аль-Каиды в Ираке» под командованием Абу Мусаба аз-Заркауи, убитого в 2006 г. Считается, что именно он руководил наступлением джихадистов, начавшимся 31 июля на районы к югу от г.Алеппо. Ранее, в 2015 году, он руководил операцией по захвату провинции Идлиб. Позднее в СМИ появились сообщения, что авиаудар, в результате которого был убит Абу Омар Саракеб, наносили российские самолеты.

На севере провинции Хама утром 6 сентября правительственные силы отбили атаку боевиков на их позиции близ г.Аль-Джабин. При этом уничтожены до 50 боевиков.

Там же в ходе наступления правительственных сил 8 сентября освобождены деревни Соран, Маррадас, Тайбат аль-Имам, Хараба аль-Хаджама. При этом уничтожены до 150 боевиков.

На востоке провинции Хомс 9 сентября отражена атака боевиков на позиции правительственных сил у населенного пункта Аль-Барда и господствующей высоты Сириатель.

В провинции Дейр эз-Зор 8 сентября отражена атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил в кварталах Аль-Джура и Аль-Кусур провинциального центра.

5 сентября стало известно, что командный пункт боевиков «Аль-Мук», который контролируется спецслужбами Саудовской Аравии, Катара, США и Иордании, заплатил группировкам «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат Фатх аш-Шам» 40 млн долларов за то, чтобы их боевики начали наступление на г.Аль-Баас в центральной части провинции Эль-Кунейтра. Однако из-за разногласий о распределении денег эта операция не состоялась.

Судя по всему, ранее непримиримые Анкара и Дамаск под давлением извне пришли таки к необходимости договориться. 6 сентября арабские СМИ сообщили о возможности встречи в Москве главы сирийского разведывательного сообщества генерала Али Мамлюка с неким турецким официальным лицом. Понятно, что официально об этом не сообщалось.

Ночью 10 сентября стало известно о достижении в Женеве определенных договоренностей между Россией и США по Сирии.

Изначально сложилось впечатление, что каждая из сторон интерпретировала эти договоренности так, как им бы хотелось. Так, Вашингтон тут же заявил, что они якобы предусматривают, что самолеты ВВС Сирии не смогут летать над районами, подконтрольными оппозиции. Таким образом вновь возник вопрос о возможности установления в Сирии зон, запретных для полетов сирийской авиации. В Москве это заявление Вашингтона не стали комментировать.

Одновременно Вашингтон в лице госсекретаря Дж.Керри заявил о достижении конкретной договоренности с Москвой относительно совместных мер по борьбе в группировкой «Джебхат Фатх аш-Шам».

В любом случае США послали ясный сигнал «повстанческим» группировкам, предложив им отмежеваться от ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам».

Россия и США по итогам переговоров в Женеве призвали стороны сирийского конфликта прекратить огонь с 12 сентября. Этот режим прекращения огня, по американской версии, предполагается на срок не менее 7 дней. По российской версии, речь шла о 48 часах. Затем режим прекращения огня мог через каждые двое суток продлеваться. Также по российской версии, если режим прекращения огня просуществует более семи суток, Москва и Вашингтон создадут некий новый координационный центр с тем, чтобы координировать совместные действия в Сирии.

Вряд ли реалистичной выглядит достигнутая – согласно американским заявлениям – договоренность об демилитаризации дороги на Кастелло.

В любом случае это соглашение ту же подержали Анкара и Дамаск.

Как бы там ни было, достигнутое российско-американское соглашение будет очень сложно реализовать, поскольку те, кто причисляют себя к «повстанцам», вряд ли смогут в одночасье порвать со своими бывшими союзниками – джихадистами.

53.19MB | MySQL:103 | 0,452sec