20 сентября с.г. в Иордании пройдут выборы в Палату представителей (нижнюю палату парламента). Несмотря на то, что ранее этот орган носил скорее «представительские функции» и никогда не отмечался какими-либо действиями по отклонению королевских законопроектов, предстоящие выборы могут эту ситуацию если не изменить, то, по крайней мере, положить начало периоду его трансформации во что-то более значимое. Выборы будут проводиться по новой схеме. С 1993 года выборы проводились по схеме «один выборщик — один голос», что учитывало интересы племен, кланов и ряда политических партий. Нынешняя реформа предполагает «блоковое голосование», которое использовалось последний раз в 1989 году, когда победу одержали исламистские партии. Кардинального изменения результатов голосования, это система, скорее всего, не принесет, но она учитывает возросший демографический дисбаланс в стране. Прежде всего, с точки зрения учета интересов различных этнических меньшинств и возросшего числа мигрантов. Реальность возвращения при этом в нижнюю палату парламента исламистов различного толка также возрастает. Исламистские партии в 2010 и 2013 гг. бойкотировали выборы, теперь же они примут в них участие. Амман идет на такие шаги осознанно, стараясь таким образом инкорпорировать умеренных исламистов в законодательную власть, и тем самым постараться минимизировать растущее в бедуинских районах на юге страны протестное движение и распространение влияния идеологии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В некотором роде, иорданские власти стараются повторить, в общем-то, положительный опыт руководства Марокко, которое даже допустило исламистов умеренного толка в исполнительную власть. Собственно именно этим и руководствовался король Абдалла II, когда вносил в марте 2016 года новый проект законов о выборах. Надо отметить, что с каждым избирательным циклом нижняя палата парламента приобретает все больший вес с точки зрения представительства: в ней последовательно возрастает пропорция женщин и национальных меньшинств. При этом, согласно последним социологическим опросам, 87% иорданцев не видят никаких реальных результатов деятельности нижней палаты парламента. Прежняя система «один выборщик — один голос» была признана неудачной еще и по следующим причинам. Такая система голосования образовала некоторый застой в кадровой ротации кандидатов, так как партии априори выдвигали кандидатов в очень ограниченном количестве и из числа уже признанных политических тяжеловесов, дабы гарантировать себе победу. Это приводило к тому, что в парламент проходили из года в год одни и те же люди. Их победа во многом обеспечивалась покупкой лояльности местных племенных шейхов, дабы обеспечить стопроцентный успех, а симпатии населения помимо этого элементарно покупались за счет организации массовых угощений и развлечений. Новая система делает такую практику излишней. Новая система более выгодна для политических партий, а не кандидатов-одиночек, поскольку предлагает голосовать сразу же за весь список, в котором должно быть не менее трех кандидатов. Предполагается, что отход от покупки лояльности местных племенных элит может сделать парламент более технократическим и менее политически ангажированным. При этом отметим, что таким образом король старается снизить роль бедуинских кланов в избирательном процессе, которые настроены к нему не слишком лояльно. Мы не разделяем оптимизма по этому поводу, поскольку племенные вожди в любом случае смогут вступить в сговор с представителями тех или иных партий и обеспечить им через свои рычаги влияния победу в том или ином округе. В 1989 году, когда иорданские «Братья-мусульмане» в последний раз участвовали в выборах, они получили 30% голосов. Эксперты ожидают, что на предстоящих выборах участие этой партии, которая запрещена в Иордании, будет активным, и действовать они будут через специально созданную аффилированную с ними партию Исламский фронт действия (ИФД). Для того чтобы размыть электоральную базу «братьев», Амман пошел на разрешение образования на этом электоральном поле еще ряда мелких исламских партий, в надежде отвлечь на них голоса избирателей. Это, прежде всего, благотворительное движение «Замзам», которое апеллирует к молодежной аудитории, и «Общество братьев-мусульман», которое работает исключительно с иорданской, но не палестинской аудиторией. С этой же целью правительство стимулировало участие в выборах максимального количества депутатов от всех политических партий, которых к выборам было зарегистрировано 49. При этом ряд обозревателей отмечают беспрецедентные методы, которыми пользуются исламские партии для привлечения электората. Они включают в списки кандидатов женщин (число кандидатов среди которых серьезно превышает их квоту в нижней палате в 15%) и представителей конфессиональных меньшинств, включая христиан. Лозунг исламистов из ИФД «Ислам — это действие» направлен в первую очередь на молодежь и учитывает изменившуюся в королевстве демографическую ситуацию за счет прироста палестинцев и сирийцев. В общем-то, уникальность иорданских реалий заключается в том, что все слои общества испытывают крайнее разочарование экономической политикой правительства и убеждены в том, что руководство страны их не слышит. Исламисты в этой связи обращаются ко всем стратам иорданского общества через специализированные мелкие партии, которые активно работают в студенческих кампусах, палестинских лагерях и традиционных оплотах исламистов в Зарке, Аммане и Ирбиде. Тактика и риторика всех основных исламистских партий, включая ИФД, более сочетается с тунисской партией «Ан-нахда», нежели чем с египетскими «братьями», являесь более умеренной и склонной к компромиссу со светскими. И этот момент еще раз свидетельствует в пользу того, что Амман в нынешней ситуации решил рискнуть и дать «зеленый свет»на инкорпорацию местных исламистов в законодательные органы страны в качестве первого пробного шага.
К предстоящим парламентским выборам в Иордании
13 сентября, 2016 | Автор: Щегловин Ю.Б.
| Напечатать эту статью