Новый президент Филиппин Р.Дутерте активизировал борьбу с радикальными исламистами

Новый президент Филиппин Р.Дутерте известен не только своими смелыми высказываниями в отношении президента США и генсека ООН, но и тем, что позиционирует себя бескомпромиссным сторонником борьбы с исламистами, за что и получил кличку «Каратель». 26 августа с.г. по его прямому указанию началась широкомасштабная операция местных силовиков на юго-западе острова Джоло против отрядов самой известной на архипелаге группировки джихадистов «Группа Абу Сайяфа». Поводом для операции стала казнь двух канадских заложников из 38 похищенных в июле 2015 года боевиками. Напомним, что в начале 2016 года эта организация официально присягнула на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещена в России), хотя ранее постоянно ассоциировала себя с «Аль-Каидой» (запрещена в России). При этом обезглавливание двух канадцев произошло по причине стремления радикалов ускорить рассмотрение своих финансовых требований по освобождению заложников, а не какими-то идейными соображениями. Это преступление новый президент Филиппин расценил как личный вызов. Разгром и ликвидация исламистских структур является главной задачей Ф.Дутерте. И среди главных целей, помимо «Группы Абу Сайяфа», исламисты из Исламского фронта освобождение Моро, действующие в штате Минданао и архипелаге Сулу. В этой связи эксперты отмечают, что операция против «Группы Абу Сайяфа» проводилась в тесной координации с силами ВМФ, которые пытались блокировать архипелаг Сулу, что навевает мысли о существовании координации между этими двумя группами, чего Манила всячески отрицает. Результаты операции военные аналитики оценивают как «смешанные». 26 августа с.г. военным удалось убить Мухаммада «ама Маас» Саида, которого власти считали основным организатором убийства канадцев. На 9 сентября с.г. были получены данные, что в заложниках по-прежнему находится 14 иностранцев, включая одного подданного Норвегии. Через неделю двум индонезийцам удалось бежать из плена, что свидетельствовало о том, что под нажимом войск боевики стали терять прежний уровень боеспособности и дисциплины. Однако более никаких внятных результатов операция не принесла, и боевики вместе с заложниками исчезли из поля зрения спецслужб.

Одновременно с этим наступление филиппинские военные моряки в кооперации с малазийскими и индонезийскими коллегами начали активное патрулирование и эскортирование торговых судов в районе Моря Сулу. Помимо чистого патрулирования ставилась цель захвата морских пиратов-исламистов из «Группы Абу Сайяфа», которые активно используют эту акваторию для своих логистических операций и захвата заложников. Преимущественно членов команд малазийских и индонезийских судов, которые совершают каботажные рейсы из Сулу в Сулавеси и обратно. С марта по июль с.г. группа совершила пять таких налетов с целью захвата заложников. По нашей оценке, резкому росту активности исламистов в первой половине 2016 года именно на этом направлении способствовали сами власти Малайзии и Индонезии, которые соглашались выплачивать выкуп пиратам. Так, в частности, исламисты получили более 2 млн долларов США за освобождение пяти малазийских моряков в июне с.г. 24 августа с.г. филиппинский президент на пресс-конференции совершил явный промах, сказав, что за освобождение норвежского заложника, которого так и не отпустили в конечном счете, заплачено 1 млн долларов. Вообще, надо отдавать себе отчет в том, что когда мы имеем дело с выкупами, то всегда присутствует фактор тесного сращивания террористов, бизнесменов и страховщиков, а также местных силовиков, которые таким способом активно кормятся с этой делянки к взаимному удовольствию. Поэтому «неуязвимости» террористов в данном случае удивляться не следует. Как предполагают эксперты, приказ о начале операции по ликвидации «Группы Абу Сайяфа» президент Р.Дутерте дал именно в ответ за этот обман со стороны боевиков. Если говорить в общем, то такая политика соглашательства с террористами в принципе привела к такому росту пиратских угроз, что Малайзия, Индонезия и Филиппины даже забыли свои взаимные традиционные претензии и согласились на совместное морское патрулирование. Надо отметить, что после начала этой операции атаки пиратов прекратились. Хотя эксперты опять же добавили и свою «ложку дегтя». Они объяснили пассивность исламистов не фактором патрулирования, а более прозаичными вещами: в это время в этих водах господствует юго-западный муссон, что серьезно затрудняет проведение абордажных операций. По этой причине основной пик нападений приходится на период с марта по июль, когда море спокойно. В период же муссона исламисты перебазируются во внутренние районы страны, что подтверждает взрыв на рынке в городе Давао 2 сентября с.г.

При этом существенным барьером для проведения такого рода совместных морских операций является отсутствие синхронизации законов о борьбе с пиратством всех этих стран. Кроме того, исламисты очень маневренны и без труда уходят от преследования войск. Тем более, что их деятельность далеко не ограничивается одними пиратскими набегами. Они атакуют морские курорты и свободно действуют в больших и малых городах. В прошлый муссонный сезон пираты из группировки довольно успешно действовали в водах близ Минданао, где воды в этот период спокойнее. Отсюда же и их координация с местными сепаратистами. Именно в это время они и похитили владельца итальянского кафе, норвежца Секингштада и двух канадцев, которых позднее и казнили. «Группа Абу Сайяфа» существует с 1990 года, и с тех пор все усилия филиппинского руководства уничтожить ее были бесплодными. В данном случае активность президента страны на этом антитеррористическом направлении связана, прежде всего, с казнями иностранцев, что позволило джихадистам вновь обратить внимание мирового сообщества к теме недостаточности усилий Манилы в борьбе против терроризма. Кроме того, пиратские набеги на каботажные рейсы стали затрагивать интересы серьезного бизнеса и портить инвестиционный климат. Это и стало причиной активности Р.Дутерте, который своими нынешними действиями скорее всего решает задачу максимального сдерживания группировки, но никак не полное ее искоренение.

52.18MB | MySQL:103 | 0,681sec