Зачем Египту и ОАЭ порт Бербера в Сомалиленде

Не успели отгреметь страсти по факту сделки между президентом полугосударственного анклава Сомалиленда Ахмеда «Силаньо» с эмиратовской компанией DP World (DPW) по продаже последней инфраструктуры морского порта Бербера, а туда уже прибыла первая группа военных инспекторов из ОАЭ и АРЕ. Этот факт только лишний раз доказывает, что за этой сделкой стоит не какая-то частная эмиратовская компания, а руководство ОАЭ. Напомним, что сам международный статус Сомалиленда, который собственно никто из мировых государств не признал в качестве независимого государства, является серьезным препятствием для любых серьезных коммерческих структур в плане реализации каких-либо масштабных инвестиционных проектов. Просто отсутствует правовая база для возможных разрешений юридических споров, а это является абсолютным условием, в том числе и для DP World (DPW) для того, чтобы приступать к такого рода проектам. Из этого следует только один вывод: серьезная эмиратовская компания сознательно пошла на сделку по прямой просьбе Абу-Даби, уже заранее просчитывая все финансовые риски такого мероприятия, которые в худшем случае просто придется списать в убыток при подведении очередного годового баланса. А предпосылки к этому, судя по разгоревшейся ожесточенной борьбе внутри политических кланов Сомалиленда, в результате которых Ахмед «Силаньо» и его клан скорее всего останутся на политической периферии со всеми негативными для этой сделки последствиями, имеются более чем реальные. Но Бербера, видимо, очень важна для ОАЭ, раз они дали разрешение на такую рискованную операцию и гарантировали компании возмещение возможных убытков.

Для того чтобы понять, что мотивирует Абу-Даби на такие риски, напомним, что такое Бербера. Это бывшая советская военно-морская и военно-воздушная база, которая способна принимать военные корабли с серьезным водоизмещением, а также все типы  транспортных самолетов (две взлетно-посадочных полосы более трех километров). Она расположена в чрезвычайно привлекательном месте с точки зрения географического положения, что дает возможность очень уверенно контролировать зону Красного моря и Африканского Рога. Официально египетские и эмиратовские офицеры прибыли в Берберу с целью подготовки доклада об использовании этой военной базы в рамках сдерживания активности хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеха в Йемене. По крайней мере, на этой версии настаивают источники французских разведслужб. Мы рискнем с этим категорически не согласиться. Для того чтобы убедиться в довольно сильной натяжке этой версии, достаточно посмотреть на устремления тех же ОАЭ и Египта в Йемене. Обе страны участвуют в аравийской коалиции в Йемене, но каждая страна решает свои собственные внешнеполитические задачи. И, кстати, большого рвения в рамках экспедиционного корпуса под эгидой Эр-Рияда не проявляют. Египтяне вообще больше отбывают номер и просто платят таким образом за саудовскую финансовую поддержку. Без нее Каиру пришлось бы совсем трудно. Это фактически единственная причина, поскольку никакой политической и военной заинтересованности Каира в йеменском конфликте просто не существуют в природе. В отличие от Эр-Рияда Каир мало волнует гипотетическая шиитская угроза, и он точно не готов класть ради этой идеи жизни своих солдат. У ОАЭ все немного сложнее. Не вдаваясь в подробности, отметим, что Абу-Даби в качестве своей генеральной задачи в Йемене полагает отделение Южного Йемена по  границе бывшей НДРЙ с целью установления своего доминирования над морскими портами юга Аравийского полуострова. В ОАЭ не видят большой опасности в хоуситах и Иране в принципе (отметим, что согласно закрытому докладу Генерального штаба ОАЭ за прошлый год вероятность вооруженной агрессии со стороны Ирана оценивается как крайне незначительная). Их больше волнует угроза дестабилизации режима со стороны «Братьев-мусульман». Что же касается сдерживания хоуситов, то для этого не было большой нужды рисковать и заключать сделку по Бербере. У ОАЭ есть база в Эритрее, которая в состоянии принимать малогабаритные военные суда и самолеты, что вполне достаточно с учетом отсутствия ярой активности эмиратовских войск в Йемене для морского и воздушного патрулирования йеменского побережья.

В этой связи попробуем высказать свои соображения по этому поводу. Полагаем, что мониторинговая миссия из ОАЭ и Египта в Бербере связана с изучением условий для базирования там недавно закупленного Каиром вертолетоносцев «Мистраль», а также авиакрыла египетских и эмиратовских боевых самолетов. Для такого варианта база в Эритрее не обладает достаточным ресурсом. Основная цель в данном случае — противовес усилению турецко-катарского влияния в Сомали (и Анкару, и Доху египтяне и эмиратовцы считают основными спонсорами все тех же «Братьев-мусульман»). Второе — установление гарантий безопасности для основных  морских грузоперевозок, в чем кровно заинтересованы ОАЭ. Египет получает военно-воздушную и военно-морскую базу в Сомалиленде, что для Каира принципиально важно с точки зрения создания постоянного силового давления на власти Эфиопии с задачей отказаться его от планов строительства Большой плотины на Голубом Ниле, что принципиально угрожает вопросам продовольственной безопасности АРЕ с точки зрения уменьшения водосброса в Нил. Напомним, что в свое время президент АРЕ А.Садат угрожал разбомбить любое строительство плотины на Голубом Ниле. Но бомбардировки — это крайний случай. Сейчас и египтяне, и эмиратовцы активно используют возможности Асмэры для спонсирования оппозиционных эфиопских группировок с целью дестабилизации ситуации в Эфиопии. В любом случае, Бербера в контексте стратегического союза между Каиром и Абу-Даби приобретает характер долгосрочного военного фактора воздействия на ситуацию во многих реперных точках региона Африканского Рога и Индийского океана.

53.29MB | MySQL:103 | 0,674sec