Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым о решениях правительства страны в экономической сфере

Турецкая Республика, переживающая непростой период не только в том, что касается внутриполитической ситуации, но в сфере экономики (понятно, что второе в немалой степени вытекает из первого), настойчиво пытается подобрать ключи к «расшивке» клубка возникших проблем.

При этом ясно, что в силу продолжающегося в стране режима чрезвычайного положения, контртеррористической операции в восточных и юго-восточных провинциях страны, а также ввиду начатой месяц назад военной операции в Сирии «Щит Евфрата» привлекательность страны в глазах зарубежных инвесторов становится величиной «отрицательной». И никакими уговорами потенциальных инвестров на полях саммита «Большой двадцатки» или же Генеральной Ассамблеи ООН дело не поправишь.

Выстроившаяся очередь за деньгами потенциальных инвесторов из страждущих стран, предлагающих себя в качестве «тихих гаваней» с «необременительным налоговым режимом» по своей протяженности – как в первый день работы первого советского Макдональдса. Там уж инвесторы будут прицениваться, что им нужно – легкий доступ в близлежащие страны с их покупательной способностью, или же рынок сбыта в самой стране, или же наличие промышленного потенциала с целью локализации своего производства, или же молодые и талантливые трудовые ресурсы.

Турция в этом смысле изрядно подрастеряла свои конкурентные преимущества. Тем более, что чрезвычайное положение в стране асфальтовым катком прокатывается и по турецкому бизнесу, что не должно, по идее, служить источником вдохновения для зарубежных промышленников. Рейды по компаниям страны – в разгаре и счет идёт на сотни. И понятно, что большинство из них окажутся связанными с Ф.Гюленом. Поскольку, у бизнеса есть такая привычка – искать «правильные двери» к заказам, подрядам и так далее. А найдя их ломиться в эти двери всем гуртом. Такими дверьми в свое время было движение «Хизмет», причем имиджевую поддержку оказывало ему само турецкое государство, кивая, что «да, это – правильный вход». Так что, чего тут удивляться, что бизнес там «засветился», исправно внося регулярные «членские взносы».

В условиях, когда с инвестициями – швах, экспорт падает, единственным способом оживить экономику является «работа» с населением и потребительским спросом. Проще говоря, заставить народ более охотно тратить деньги, лучше всего, для совершения крупных приобретений, залезая в свою «кубышку».

Все помнят недавние войны президента страны Р.Т.Эрдогана с турецким Центральным банком, когда он доказывал необходимость снижения процентных ставок рефинансирования, а экономисты рассказывали, что это невозможно. Р.Т.Эрдоган решение через свой экономический блок продавил, результатом чего стало начавшееся между коммерческими банками соревнование, кто даст более выгодный кредит на крупную покупку, в частности, на жилье. Со средней месячной ставки годовой давности в 1,15% в турецких лирах, коммерческие банки «прогнулись» уже где-то до 1,00%, иногда даже пробивая и эту отметку. В результате, индекс оборота в строительной отрасли во втором полугодии этого года вырос, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — на 10,8%, а индекс промышленного производства строительной индустрии — на 25,3%. Начавший было падать интерес людей к покупке недвижимости вновь оживился.

Дальше больше. Накануне, 21 сентября, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым после заседания Совета по экономической координации сделал ряд заявлений, касательно дальнейших мер экономического стимулирования. В первую речь идет о том, что средний срок рассрочки при покупке товаров народного потребления по кредитным картам будет увеличен с 9 до 12 месяцев, разумеется, с соответствующим снижием регулярных, ежемесячных выплат. Срок кредитов на потребительские товары увеличивается с 36 до 48 месяцев. Уменьшен срок обязательного авансового взноса за квартиру с 25% до 20%, при этом банк будет кредитовать не 75%, а уже 80% стоимости жилья. Станет возможным получать 100%-е кредиты под такие инструменты как лизинг. Реогранизуется продовольственный комитет, который будет разбираться со случаями неоправданного (то есть превышающего инфляцию) роста цен на продукты питания. Другой стороной деятельности Комитета станет стимулирование сельскохозяйственной отрасли страны с целью поддержания разумного уровня цен.

Разумеется, целью указанных мер является по сути одно – стимулирование  дальнейшего потребительского спроса и без того, не в меру, закредитованного турецкого населения, избалованного различными скидками и возможностями по рассрочке платежей. Хотя многим из тех, кто родился и вырос в турецкой культуре потребления – эти новости покажутся отнюдь не нейтральными, а даже очень хорошими. И можно смело утверждать, что эффект от перечисленных мер будет.

Потому как рассчитывать на приток средств из-за рубежа следует с большими оговорками. Как стало ясно, из того же самого выступления Б.Йылдырыма вполне можно ожидать продление срока действия чрезвычайного положения в стране, который был объявлен с 21 июля сроком на 90 дней и через месяц должен формально истечь. Впрочем, здесь вариантов не просматривается – пока не будет завершен судебный «процесс века» над турецкими сторонниками Ф.Гюлена, говорить о прекращении срока действия чрезвычайного положения было бы явно преждевременно.

52.28MB | MySQL:103 | 0,673sec