О важности Сирии для исламского коллективного сознания

Военно-политический конфликт в Сирии, продолжающийся на протяжении последних пяти лет, имеет несколько измерений. Одним из главных факторов сирийского кризиса является геополитическое соперничество между Ираном, Саудовской Аравией, США, Турцией, Катаром за влияние в стратегически наиболее важном регионе Ближнего Востока. С сентября 2015 года в геополитическую игру вокруг Сирии активно включилась Россия. В то же время конфликт в Сирии имеет и достаточно глубокое религиозное измерение. В основе конфессионального конфликта в Сирии лежит стремление части суннитской общины этой страны реализовать политический проект, альтернативный проводившемуся в жизнь в течение 40 лет левыми арабскими националистами из партии Баас. Ряд факторов, таких как отсутствие в Сирии гражданского общества и вмешательство в конфликт Турции и монархий Персидского залива, с самого начала поддержавших радикальных исламистов, привели к  тому, что идеологической базой для непримиримой оппозиции стала доктрина исламского фундаментализма, постулирующая нетерпимость по отношению к конфессиональным меньшинствам (алавитам, христианам, друзам).

Многие аналитики обращают внимание на факт притока огромного количества иностранных добровольцев (моджахедов) в Сирию после начала конфликта. Конечно среди иностранных джихадистов присутствуют и профессиональные наемники, приехавшие в Сирию по финансовым соображениям, и авантюристы, ищущие приключений, однако именно эта страна в отличие от других «регионов джихада» привлекает наибольшее количество иностранных боевиков. Например, приток добровольцев во многие регионы «джихада», такие как Кашмир или южные острова Филиппин минимален. Массовый приток в Афганистан в 1979-1989 годах был во многом обусловлен целенаправленной деятельностью американских и саудовских спецслужб, а в 1990-е годы (расцвет деятельности движения «Талибан») сократился в десятки раз. Даже в такие горячие точки Ближнего Востока как Ирак или Йемен прибывает гораздо меньшее по сравнению с Сирией количество моджахедов.

Ряд причин этого процесса носят сугубо практический характер. Например, в географическом и климатическом плане Сирия представляет собой гораздо более благоприятный регион, чем Афганистан с его суровыми природными условиями. Кроме того целенаправленная политика Турции по поддержке сирийской вооруженной оппозиции (в том числе экстремистской) существенно облегчала переход моджахедами турецко-сирийской границы. Однако популярность Сирии среди иностранных джихадистов имеет и религиозно-идеологические причины.

Сирия занимает исключительное место в исламской сакральной географии и коллективном сознании мусульман (как суннитов, так и шиитов). В мусульманской сакральной географии концепт Большой Сирии (Билад аш-Шам) охватывает территорию современных Сирии, Ливана Иордании, Палестины и Израиля, а также некоторые регионы, отторгнутые в пользу Турции в 1936 году (санджак Александретта).

Достоверные хадисы, касающиеся превосходства Сирии над другими мусульманским регионами собраны в книге знаменитого салафитского теолога Насируддина аль-Албани (1914-1999 годы) «Тахридж ахадис фадаиль ахль аш-Шам ва Димашк».  После баасистской революции 1966 года Насируддин аль-Албани был вынужден эмигрировать в Саудовскую Аравию, где отошел от политики и преподавал в исламском университете. Там выявились его разногласия с ваххабитскими идеологами, заставившие его выехать в начале 1980-х годов в Иорданию. Н.аль-Албани считается одним из наиболее авторитетных специалистов по хадисам (хадисоведом) в ХХ веке. Насируддин аль-Албани передает по крайней мере четыре достоверных хадиса Пророка, касающиеся превосходства Сирии над другими землями ислама.  Согласно одному из них (в передаче Зайда ибн Сабита аль-Ансари) Пророк трижды повторил: «О Туба (райское дерево в Коране) для страны Шам». Когда сподвижники попросили его разъяснить смысл этих слов, он ответил: «Ангелы Божьи распростерли свои крылья над страной Шам». В передаче Абдаллы ибн Хавваля Пророк Мухаммед сказал, предрекая будущее: «Вы будете разделены на три армии. Одна в Сирии (Шам), другая в Ираке и третья в Йемене. Тебе лучше быть в Сирии, потому что Аллах обезопасил эту страну и ее народ для меня. Тот же, над кем гарантия Аллаха, не будет ведать страха».  В передаче Абдаллы ибн Омара, Мухаммед сказал: «Я  видел Книгу (Коран), утвержденную на колонне, воздвигнутой в стране Шам. Она распространяла свет до пределов этой страны. Во времена раскола (фитны) вера сохранится в стране аш-Шам».  В передаче Муавии ибн Кура, «Если люди страны Шам будут развращены, не будет добра для вас. Но в этой стране останется победоносная группа из моей уммы, которая не склонится перед врагами до тех пор, пока не придет час (конца света)».

Сирия имеет исключительную религиозную значимость не только для салафитов. Большое значение, которое придается этой стране в исламском эзотеризме, подчеркнуто в книге современного суфийского шейха Джибриля Хаддада «Превосходство Сиро-Палестины (страны аш-Шам) и ее народа». Книга была издана в Дамаске в 2002 году, то есть задолго до нынешнего сирийского конфликта и содержит анализ упоминания Сирии в исламской теологии. Джибриль Хаддад является учеником шейха Накшбандийского тариката Назима Хаккани, убежденного идейного противника салафитов. В своей работе Д.Хаддад использовал хадисы Пророка из сборников Бухари, Муслима, Ахмада, аль-Дарими, ан-Насаи и ибн Маджа, а также теологические сочинения аль-Дарани, Бейхаки, ат-Табари и других мусульманских богословов. Его книга получила одобрение со стороны многих современных исламских теологов, таких как ведущий исламский правовед Дамаска шейх Адиб Каллас, административный директор Собрания суннитских улемов Ливана (Дар аль-фатва) Салах ад-дин Фахри, суфийские шейхи Абдуррахман аш-Шагури и Абдарраззак Туркмани.

Согласно исследованиям автора, Сирия имеет чрезвычайно важное значение для исламского сознания в трех аспектах: как страна, над которой лежит особое благословение Аллаха; как место развития мусульманской священной истории; как регион, играющий первостепенную роль в событиях, связанных с исламской эсхатологией.  Д.Хаддад приводит хадис в передаче Ибн Нуфайля о том, что «Сирия является сердцем местопребывания ислама. Тот, кто покидает ее, навлекает на себя гнев Божий, а тот, кто прибывает в нее – Его милость». Таким образом, приток джихадистов в Сирию получает серьезное религиозное обоснование. Этому процессу есть и исторические параллели. Достаточно вспомнить курдов, переселившихся в Сирию вместе с Саладином (Салах ад-Дином) для борьбы с крестоносцами в 12 веке или черкесов, совершивших во второй половине 19 века хиджру (исход) с территории Российской империи. Интересно и еще одно речение Пророка, приводимое Д.Хаддадом: «Час (Судного дня) не пробьет до тех пор, пока лучшие люди Ирака не совершат исход в Сирию, а худшие люди страны Шам в Ирак». Интересно, что этот хадис поддается инверсии, то есть может быть истолкован как в суннитском, так и в шиитском ключе. Известно, что в Сирии на стороне Башара Асада воюет большое количество иракских добровольцев-шиитов из вооруженных формирований «Асаиб ахль аль-хакк». Тем самым шиитские теологи могут утверждать, что лучшие мусульмане Ирака воюют в Сирии на стороне законного правительства, а худшие люди Сирии бегут на территории, контролируемые «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России).

Сирия занимает особое место в мусульманской священной истории. Согласно традициям, приводимым Д.Хаддадом, на землях аш-Шам расположены могилы 17 тысяч пророков. Первый человек и первый пророк Адам был на горе Касьюн, пророк Мухаммед посещал Босру, Сиф жил в долине Бекаа, Ева была в Гуте, Лот (Лут) в Барзех, в районе нынешнего Дамаска, Иоанн Креститель (Яхья) похоронен в мечети Омейядов в Дамаске, Иов (Айюб) похоронен в Хауране. В Сирии жили или нашли последнее пристанище многие выдающиеся представители ислама. Голова шиитского имама Хусейна похоронена в мечети Омейядов в Дамаске. В Дамаске похоронены один из сподвижников Пророка и первый муэдзин Биляль, в Хомсе – выдающийся арабский полководец, завоеватель Сирии и победитель Византии Халед бин Валид. Дамаск стал прибежищем, где жили, творили и были похоронены такие противоположные исламские мыслители как суфийский шейх и философ Мухиддин ибн аль-Араби и основатель салафизма Ибн Таймия. В Дамаске находятся могилы двух выдающихся средневековых государственных деятелей, достигших побед в борьбе с крестоносцами: Нуреддина Зенги и Салах ад-Дина.

Однако еще большее значение имеют исламские эсхатологические предания, связанные с Сирией. Именно в Сирии пророк Иса (Иисус Христос) сойдет на землю, чтобы судить живых и мертвых. В свою очередь финальная битва против сил зла (то, что в христианском богословии называется Армагеддоном) состоится в Гуте под Дамаском. Хадис в передаче Абу Дарды гласит: «Место, где пройдет последняя и решающая битва находится в Гуте, под Дамаском, одним из знаменитых и цветущих городов страны Шам». Другой хадис, в передаче Абу Хурейры подчеркивает связь между Сирией и концепцией джихада: «часть моей общины не прекратит сражения под стенами Дамаска и в его окрестностях, также как под стенами Иерусалима и в его окрестностях. Измена и предательство некоторых ни в малейшей степени не принесет им вреда. Они останутся победоносными, отстаивающими Истину, до тех пор пока не пробьет час Последнего Суда». Идеологи современного джихадизма в Сирии часто используют эти хадисы в своих целях. Так главный шариатский судья «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) саудовец Абдалла Мухайсини в своих проповедях отождествляет «верных» и «победоносных» с боевиками группировки «Джейш аль-ислам», окопавшимися в Восточной Гуте. В то же время и это утверждение поддается инверсии. Так суннитский муфтий Сирии Ахмед Бадраддин аль-Хассун, поддерживающий правительство Башара Асада, считает сподвижниками Пророка, стоящими до конца в битве Армагеддона, военнослужащих Сирийской Арабской Армии.

Сказанное проясняет важность Сирии для молодого поколения джихадистов-иностранцев.  Моджахеды, прибывающие из Европы, являются потомками мусульман-мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки или европейцами, выросшими в атеистической либо религиозно индифферентной среде и затем пришедших к исламу. То есть людьми без корней и традиций. Привязка к Сирии как сердцу мусульманской сакральной географии  дает им новую идентичность, своего рода новый дом. Участие иностранных джихадистов в гражданской войне в Сирии базируется на трех компонентах: хиджра (исход из страны неверных в земли мусульманской ортодоксии), джихад (участие в войне с теми силами, которые воспринимаются ими как представители мирового Зла), рибат. Рибат – это оборона «Дар аль-ислам» от неверных, стремящихся захватить земли мусульман. В новой мифологии джихадистов под неверными понимаются все силы, не разделяющие идеи суннитского фундаментализма: Россия, США и страны НАТО, шиитский Иран, сирийские курды. Знание этой мифологии необходимо как для того, чтобы вести с данными воззрениями идеологическую борьбу на исламской же почве, так и для того, чтобы прогнозировать действия экстремистов.

52.26MB | MySQL:103 | 0,508sec