Ситуация в зоне Сахеля: август 2016 г.

Август начался с очередных потерь для малийской армии. 1 числа в Томбукту на пороге собственного дома двое неизвестных расстреляли капитана Хаммату аг Умла Ансари. Из его имени следует, что офицер был туарегом по происхождению. Таких в малийских условиях мягко говоря не любят как джихадисты, так и туареги из числа повстанцев. Малийские военные немедленно начали операцию по прочесыванию местности в восточных районах города. Известно, что ранее офицер неоднократно принимал участие в антитеррористических операциях против джихадистов.

Три джихадистских группировки – «Аль-Каида в странах (исламского) Магриба» (АКИМ), «Ансар ад-дин» и «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА) с марта 2012 года по январь 2013 года контролировали север Мали, заставив ретироваться оттуда малийских военных. Ситуация была исправлена только благодаря французскому военному вмешательству в январе 2013 г. На первых порах формирования повстанцев — туарегов содействовали джихадистам в установлении контроля над Северным Мали, однако затем отошли от них. Многие из повстанцев — туарегов затем оказывали поддержку французским военным, а также развернутой позднее Миссии ООН в Мали (Minusma).

4 августа Бамако впервые признал, что в результате совершенной 19 июля атаки на полевой лагерь малийских военных близ Нампалы (район Сегу) были не только убитые (17) и раненые (37), но и пропавшие без вести. Признать это пришлось после того, как группировка «Ансар ад-дин» распространила видеоролик, показав пятерых малийских военных, оказавшихся в заложниках. Видеоролик распространило частное мавританское информационное агентство «Аль-Ахбар». По данным Минобороны Мали, в плен к джихадистам попали 6 малийских военных.

На усиление к атакованной базе были отправлены 500 солдат и 100 военных автомашин различного предназначения. Несмотря на это, уже 9 августа военный малийский источник был вынужден признать, что еще как минимум 5 малийских солдат оказались в плену у группировки «Ансар ад-дин» после того, как боевики атаковали малийских военных между населенными пунктами Тененку и Севаре в регионе Мопти. Речь шла об атаке автоколонны малийских военных. Тела 5 пропавших солдат были обнаружены уже 10 августа.

7 августа очередные потери понесли миротворцы из Minusma. Инцидент имел место в районе Кидаль, где на самодельном взрывном устройстве подорвался автомобиль «голубых касок», сопровождавший логистическую колонну. В результате теракта погиб один миротворец, 4 получили ранения. Все они представляли чадский контингент — самый боеспособный в составе Миссии. Избирательность подрыва говорит о  том, что взрывное устройство было управляемым. Инцидент имел место всего в  2 км от полевого лагеря миротворцев в Кидале, что говорит только об одном — они не обучены заниматься должным образом разведкой даже на ближайших подступах к своим расположениям.

Напомним, что в конце июня ООН усилила как мандат миротворцев в Мали, так и их численность — с 12 тысяч до 14,5 тысяч солдат и полицейских.

В августе никуда не делось противостояние между туарегами- повстанцами и бойцами проправительственных группировок. Очередное боестолкновение между ними было зафиксировано 9 августа близ г.Кидаль, где в очередной раз сошлись бойцы из группировок «Координация движений Азавада» (КДА) и «Группа самообороны туарегов Имгада и союзников» (ГСТИС). Последняя входит в альянс «Платформа», составленный из проправительственных формирований.

Предыдущие столкновения между ними имели место 21 и 22 июля в Кидале, а также 30 июля в 40 км к западу от города.

В коммюнике ГСТИС утверждалось, что одно из формирований КДА — Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА) — атаковало его позиции, на сей раз — в 65 км к северо-востоку от Кидаля. Бойцы ВСЗЕА вышли к месту развертывания в атаку в составе большой автоколонны, выдвинувшейся из г.Кидаль. При этом утверждалось, что ранее миротворцы дали гарантии руководству ГСТИС в том, что г.Кидаль не будет использован туарегами в качестве плацдарма для новых атак.

Новому боестолкновению никак не помешало существование соглашения о прекращении огня, подписанного в мае — июне 2015 года представителями Бамако, КДА и «Платформы».

10 августа столкновения между бойцами ВСЗЕА и ГСТИС продолжились с новой силой. Новым боям никак не помешало то, что Minusma еще 31 июля объявила о развертывании в Кидале «разъединительных сил, призванных не допустить столкновений», а также наблюдателей, контролировавших выезды из города.

10 августа на бои между ВСЗЕА и ГСТИС отреагировали в Бамако, где выразили «сожаление в связи с человеческими жертвами». К тому времени точных данных о неизбежных потерях сторон не имелось. Как бы там ни было, в Бамако потребовали от противоборствовавших сторон «прекратить боевые действия в высших интересах малийцев».

Считается, что противостояние между ВСЗЕА и ГСТИС в первую очередь связано с разборками между двумя племенами туарегов —  ифогас и имгад — за право контроля над Кидалем. Эти два племени оказались в противоборствующих лагерях. ГСТИС предложила другим группировкам не ввязываться в противостояние между туарегами.

10 августа стало известно, что выборы в местные органы власти в Мали пройдут 20 ноября на всей территории страны 7 лет спустя после предыдущего аналогичного голосования. Избирательная кампания должна стартовать 4 ноября и завершиться 18 ноября.

Эти выборы коммунальных советников должны были состояться еще в 2014 году, однако они были отложены из-за нестабильной ситуации в стране. Предполагается, что новые избранники получат мандаты на 5 лет.

17 августа в Бамако вспыхнули столкновения между полицией и молодежью, собравшейся перед городским судом с тем, чтобы выразить протест против ареста ведущего одной из оппозиционных радиостанций Мохаммеда Юсуфа Басили (художественный псевдоним — Рас Бас). Манифестация быстро переросла в ожесточенные столкновения с полицией, которая применила слезоточивый газ.  В результате столкновений один человек погиб, 18 получили ранения, в том числе 4 полицейских. Многие пострадавшие получили огнестрельные ранения. Как следствие этих столкновений — в стране без объяяснений были заблокированы социальные сети «Твиттер» и «Фейсбук».

Поводом для ареста Рас Баса послужило то, что он начал критиковать — и вполне заслуженно — малийских военных, уже давно заслуживших репутацию ни к чему не способных, а также президента Ибрагима Бубакара Кейту. Здесь, конечно, хотелось бы знать, а сам Рас Бас служил ли в армии? Судя по всему, нет, поскольку — между прочим — он является сыном действующего министра государственных владений и имущественных отношений Мохаммеда Али Басили.

Уже 19 августа Рас Бас был освобожден. Впрочем, ему запрещены публичные выступления. Дважды в день он обязан являться к судебному следователю. Арестованные в ходе столкновений 19 участников манифестации отделались легким испугом — один получчил условный срок, остальные были оправданы.

8 августа принес присягу на 5 мандат 64-летний президент Чада Идрис Деби Инто, снискавший себе репутацию неутомимого борца против джихадистов и пришедший к власти в результате госпереворота в 1990 г.

На церемонии инаугурации среди примерно 15 глав африканских государств было замечено присутствие министра обороны Франции (Жан-Ив Ле Дриан).

Франция считает Чад своим наиболее дееспособным союзником в Африке, что в целом соответствует действительности. Столица Чада Нджамена принимает штаб-квартиру  французской операции «Бархан» в Сахеле.

Одним из первых шагов главы Чада после переизбрания стала смена главы оборонного ведомства. 14 августа стало известно, что генерала Бенайндо Татола на посту министра-делегата при президенте республики по вопросам национальной обороны сменил корпусной генерал Бишара Иса Джадалла при том, что большинство прежних министров, включая премьера, сохранило свои посты в составе нового кабинета.

В целом, пока видится мало перспектив для мирного урегулирования малийских проблем. Одна из причин этого — неспособность малийских властей восстановить дееспособность малийской армии.

62.86MB | MySQL:102 | 0,542sec