Речь президента ИРИ Х.Роухани на Генеральной Ассамблее ООН

Ежегодные осенние сессии Генеральной Ассамблеи ООН давно признаны важной трибуной трансляции своей позиции лидерами стран мирового сообщества. Разумеется, Иран в этом смысле не является исключением. В последние несколько лет мир внимательно слушает заявления, озвучиваемые с трибуны ГА ООН президентом ИРИ Хасаном Роухани, пытаясь понять, как меняется Иран, как трансформируется страна, прочно утвердившаяся в годы нахождения в президентском дворце консерватора М.Ахмадинежада в стане изоляционистов и постепенно выходящая из него. Как пишут мировые СМИ, речь нынешнего иранского президента на таком представительном мировом саммите, коим является Генеральная Ассамблея ОН, представляет резкий контраст с тем впечатлением, которые производили на публику выступления его предшественника М.Ахмадинежада. Вспоминается, что в годы нахождения у власти каждое его прибытие в Нью-Йорк получало мгновенный скандальный отклик в СМИ. Так, ровно 5 лет назад, в сентябре 2011 г., едва ступив на американскую землю, М.Ахмадинежад, оседлал своего любимого конька, заявив, что нужно изменить международный статус ООН для того, чтобы не возникала необходимость получения американской визы: «Почему, приезжая на такие мероприятия глобального масштаба как Генеральная Ассамблея ООН, я должен унижаться перед США, прося у них въездную визу?». В тот приезд организовывались даже митинги протеста. «Нью-Йорк – не место для Ахмадинежада!» , «Пребывание в этой гостинице партнера «Аль-Каиды» оскорбление для Манхеттэна!» – скандировала толпа жителей крупнейшего города США в сентябре 2011 г.

Оскорбительными и провокативными были и его речи на  заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 5 лет назад его выступление бойкотировали все  страны-члены ЕС, США, Израиль, Канада, десятки других стран, а надо было бы, как заявил днем позже в своей речи премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, чтобы все делегации покинули зал заседаний. Миссия США в ООН даже выразила протест, квалифицировав речь президента Ирана М.Ахмадинежада с трибуны ООН как антиамериканскую. Ее представитель заявил: «У господина Ахмадинежада был шанс обратиться к стремлению его собственного народа к свободе и уважению достоинства, но вместо этого он снова повторил отвратительные антисемитские оскорбления и жалкие теории заговора». Гневно осудило его речь Министерство иностранных дел Израиля, посчитавшее оскорбительными антиизраильские и антисемитские утверждения М.Ахмадинежада, такие как выражавшие сомнения в реальности Холокоста, его связи  со страданиями палестинского народа, его мнение о то, что американцы сами устроили теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке.

С Х.Роухани все происходит по-иному. Президент-реформатор не вызывает отторжения публики, не шокирует ее своей эпатажностью. Однако, хотя речи иранского президента стали более сдержанными, в них по-прежнему заметен антиамериканизм, слышна присущая иранским политикам нотка антиизраилизма и антисионизма. Обратимся  к его речи, прозвучавшей 23 сентября. Х.Роухани обвинил США в невыполнении своих обязательств по линии соглашения по иранской ядерной программе, а следовательно возложил на них ответственность на возможный срыв реализации венских договоренностей. Он обвинил американский Конгресс в том, что находясь под засильем «сионистских элементов», он оказывает сильнейшее давление на Иран именно в части выполнения этого соглашения.  С одной стороны,  в речи перед мировыми лидерами, говоря о положительных процессах в последнее время,  уже имеющих своим следствием некоторое улучшение экономической ситуации в стране, и обвиняя США в том, что они препятствуют их необходимой и полнокровной динамике, он апеллировал к гражданам своей страны. С другой стороны, обращаясь к международной аудитории, он пытался представить свою страну как активного участника борьбы с международным терроризмом.

Говоря о выполнении венских договоренностей, Х.Роухани акцентировал внимание на противодействии США процессу их наполнения реальным содержанием, сказав, что именно Соединенные Штаты противопоставляют себя остальным участникам венского процесса. В этой связи он упомянул проведенные  параллельно с заседаниями ГА ОО встречи министров иностранных дел и генеральных директоров МИД Ирана и стран- членов «шестерки» международных посредников, на которых, по его словам, всеми участниками была раскритикована позиция США, выразившаяся в уклонении от выполнения венских договоренностей. Он выразил удивление тем, что как Иран, так и 5 из 6 стран имеют единую позицию, связанную с необходимостью следования духу и букве венских договоренностей, и лишь США противятся такое линии.

Венские договоренности имеют для Ирана не только политический вес, подчеркнул Х.Роухани. «Это для нас и инструмент решения разнообразных кризисов, преодоления нестабильности, сотрясающей те или иные регионы. В этой связи нам жизненно необходимо как можно быстрее решить все вопросы, вытекающие из соглашений по атомной программе нашей страны». Однако и здесь Х.Роухани использовал американскую карту, ведь именно США «пытаются тормозить и торпедировать эти соглашения».  Президент ИРИ обнаружил здесь и «сионистский след», заявив, что главную роль в этом играют «сионистские группы давления», способные насадить свою волю, везде, где это им необходимо. Сионистский и израильский фактор присутствовал и в других высказываниях Х.Роухани на заседании Генассамблеи ООН. Вполне в духе традиционной иранской пропаганды, президент  ИРИ связал с еврейским государством все беды и проблемы ближневосточного региона, а рассуждая о палестинско-израильской проблеме, он назвал Израиль государством апартеида.

Х.Роухани выразил мнение своей страны и относительно диалога с США. По его словам, Тегерану не важно кто персонально станет американским президентом и какая партия придет к победе. «Для нас важно сохранить и защитить национальные интересы страны. За годы Исламской Республики в США сменилось много президентов, у власти находились разные партии, у нас накопился опыт общения со всеми, но он сугубо отрицательный». Однако Х.Роухани уверен, что именно путем диалога и сотрудничества Иран сумеет получить у США то, что ему полагается. Президент имел в виду многочисленные денежные авуары, замороженные в американских банках. Как заявил Х.Роухани, его страна полна решимости добиться передачи иранскому народу всех принадлежащих ему средств «до последней монеты».  Резюмируя опыт, накопленный за годы переговорного процесса, имевшего своим результатом подписание венских договоренностей, иранский президент заявил, что его страну не пугают трудности и он с оптимизмом смотрит в будущее, не сомневаясь в том, что ИРИ сможет продвигаться вперед «путём благоразумия и мудрости». Он заявил, что этот опыт обуславливает успех,  который можно достичь только «путём умеренности, конструктивного взаимодействия и развития диалога».

Даже несмотря на то, что речь иранского президента была выдержана в мягком и уважительном по отношению к аудитории тоне, она подверглась в Иране жесткому неприятию со стороны консервативных кругов местного истеблишмента, обвинивших главу исполнительной власти в предательстве национальных интересов. Критикуются и его кулуарные встречи с мировыми лидерами. Командующий специальным  подразделением Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Кодс» генерал Касем Сулеймани ядовито прошелся по адресу президента в связи с его встречами с западными коллегами. Особенно не понравилось К.Сулеймани аудиенция, которую дал Х.Роухани французскому президенту Ф.Олланду. Как представляется благочестивому иранскому военачальнику, Х.Роухани пренебрег моральными ценностями ислама, встретившись с лидером, который не женат, но сожительствует с любовницей, допуская ее в покои президентского дворца. К.Сулеймани возмутило и то, что любовница Ф.Олланда сопровождает его на официальные встречи с главами других государств.

Другой видный военачальник, генерал Хоссейн Салами сказал, что попытки Х.Роухани сблизиться с Америкой или пойти с ней на те или иные сделки – непростительное простодушие. Высказался по этому поводу и Саид Джалили, бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ, нынешний советник по безопасности духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, сказавший, что все попытки пойти на сотрудничество с врагом противоречат концепции исламского режима. С.Джалили солидаризировался и Алаотдин Боруджерди – глава парламентской Комиссии по внешней политике и национальной безопасности, который  назвал все попытки найти в лице США партнера по выполнению венских договоренностей тщетны, а потому Иран должен приложить все возможные усилия, чтобы защитить свои национальные права и интересы.

52.26MB | MySQL:103 | 0,455sec