Протесты на юге Алжира как отражение нового вызова властям

В Алжире появились первые «ласточки», свидетельствующие о все большем народном недовольстве действиями властей в экономической сфере. Речь идет о многотысячных акциях протеста, прокатившихся с середины сентября по югу страны.

Основная причина – рост тарифов на газ и электроэнергию для населения. Участники выступлений жаловались, что они получили счета за август, сумма которых превосходила июльские в два – четыре раза.

Протестовали жители всех южных провинций страны от Адрара и Бешара у марокканской границы на западе до Ин-Салаха на ливийской границе на востоке. Выступления проходили под многоговорящими лозунгами: «Нет жестокому неоправданному увеличению оплаты»; «Строгость экономии должна начинаться с борьбы с коррупцией»; «Вместо того, чтобы залезать в карман граждан, снижайте зарплату сенаторам, депутатам и министрам»; «За счет народа заполняют дефицит бюджета»; «Юг – первый пострадавший от экономического кризиса»; «Мы отказываемся платить по завышенным счетам»; «Мы ждем снижения цен на электроэнергию на юге»; «Нет увеличению платы»; «Отдайте деньги, украденные у народа» и др.

Соответствующие призывы, а также жесткая критика мер властей по обузданию экономического кризиса звучали и из мегафонов.

Примечательно, что в протестах приняли участие и сотни представителей общественных объединений и ассоциаций защиты прав потребителей на местах.

Если в провинциях Бешар и Ин-Салах их участники ограничились преимущественно «сидячими» акциями, то в Адраре протестующие прошли маршем до здания местной администрации и офиса SDO (дочерняя структура компании Sonelgaz, государственного поставщика электроэнергии).

Эти выступления вынудили власти направить в южные районы усиленные отряды полиции и жандармерии. Однако пока все акции протеста обошлись без серьезных инцидентов.

Особенно неприятным моментом для алжирских властей были соответствующие выступления в провинции Гардайя, где в 2014 – 15 гг. происходили массовые межэтнические волнения и погромы с участием арабов и сахарских берберов-мозабитов – на этот раз представители обеих общин фактически вместе протестовали против увеличения оплаты за газ и электричество вместе.

Еще одним тревожным для правящего в АНДР режима стало то, что в протестах участвовали не только представители бедных, но и зажиточных районов, в том числе мелкие и средние предприниматели (например, в самом густонаселенном районе юга страны Феньет эль Махзен).

Так, владельцы продуктовых магазинов площадью 30 – 40 квадратных метров с тремя холодильниками получили за август счета в размере 130 – 150 тысяч динар (более тысячи евро) – сумму, которую они ранее платили за три – четыре месяца своей работы.

При этом от налогов и различных податей их не освободили, а, напротив, только увеличили их. В результате дальнейшее существование их бизнеса становится убыточным. Свои убытки увеличением стоимости продуктов они не могут покрыть по причине официальных запретов властей на изменение установленных цен на продукты питания и из-за заметного понижения покупательской способности населения.

Торговцы заявляют: если власти не откажутся от выставления таких счетов, им ничего не останется кроме как закрыть свое дело и искать любую другую работу.

Не менее плачевная ситуация наблюдается и как минимум у трети населения алжирского юга, представители которого, существующие на 200 – 300 евро в месяц (зачастую это доход семьи из пяти человек при неработающей супруге) еще до нынешнего повышения стоимости газа и электроэнергии едва сводили концы с концами, причем уже тогда основные их траты составляли еда и оплата различных коммунальных услуг.

Соответственно, повышение расходов на газ и электричество еще на 30 – 50 евро ежемесячно становится для них «неподъемным».

При таких условиях еще около трети населения попадает в другую проблемную группу тех, кто находится у черты бедности.

Вместе с тем, согласно заявлениям протестующих, в той или иной мере их поддерживает абсолютное большинство населения юга (порядка 90 процентов) и лишь считанные проценты алжирцев готовы платить по новым тарифам.

При этом одна из причин возмущения населения состоит в том, что якобы агенты Sonelgaz даже не утруждают себя проверками счетчиков и устанавливают «мнимые квоты потребления», чтобы упростить задачу по выбиванию денег из населения и при этом перекладывают оплату с себя на других.

Так, например, протестующие указывают, что владельцы огромных фешенебельных вилл платят вдвое меньше алжирцев, живущих в бюджетных домах и квартирах.

Между тем, в последние дни среди протестующих все чаще раздаются голоса относительно возможности перехода к более радикальным действиям в случае, если власти их не услышат. Так, в городке Сиди Аббаз их представители открыто заявляли, что при таком раскладе власти сами подталкивают ситуацию к кровопролитию и не оставляют населению ничего иного, кроме как перейти «к незаконным акциям».

Правда, пока радикалы остаются в меньшинстве – самой популярной мерой среди протестующих является бойкот оплаты счетов Sonelgaz. При этом формально они не нарушают закон, поскольку в чистом виде не отказываются от платежей, предлагая оплачивать их по старым расценкам и игнорируют лишь «ничем не обоснованное увеличение стоимости газа и электричества».

Следует особо заметить, что пока речь идет лишь о выступлениях в южных районах страны, удаленных от «главных» провинций и городов. Однако это вовсе не значит, что такие выступления не несут угрозу центральной власти. Дело даже не в том, что именно на юге находятся основные нефтегазовые месторождения страны, где также концентрируются значительные людские резервы, а в том, что последние по времени протесты на юге показали способности алжирцев к быстрой самомобилизации, которая может с высокой долей вероятности повториться и в крупных городах севера Алжира и очень быстро перерасти мирные формы.

Необходимо заметить, что пока речь лишь идет о повышении платы за газ и электричество, а с начала 2017 г. алжирскому населению придется испытать на себе общее заметное повышение цен на различные товары и услуги, а также налогов. Это обусловлено открыто заявленным стремлением властей страны в ближайшие два года сохранить свои золотовалютные резервы на уровне не ниже 100 млрд долларов и снизить внутреннее потребление газа, чтобы отправить дополнительные его объемы на экспорт.

Что же касается причин подобного положения дел, то здесь упреки недовольных выглядят достаточно справедливо – в условиях прогрессирующего кризиса алжирские власти за счет введения новых и увеличения старых налогов (как прямых, так и косвенных) стремятся минимизировать ущерб, а также устранить издержки, вызванные собственными ошибками и некомпетентностью руководства.

Так, например, именно при президенте Абдельазизе Бутефлике компания Sonelgaz стала фактическим банкротом с колоссальными много миллиардными долгами, которые представители правящего в АНДР режима пытаются устранить за счет увеличения тарифов для населения.

Однако это стремление не учитывает истинное положение дел населения страны и в том случае, если власти продолжат увеличивать стоимость газа и электроэнергии (вполне определенное повышение следует ожидать зимой), протесты в декабре 2016 – феврале 2017 г. действительно могут стать более активными.

Но, учитывая и без того резкое снижение уровня жизни в стране, алжирские власти вступают на очень опасный путь, что в будущем создает серьезную почву для дестабилизации.

Говоря о перспективах роста алжирской протестной активности, следует указать, что жители более северных районов еще скажут свое слово – они получат новые квитанции об оплате несколько позднее.

52.19MB | MySQL:103 | 1,049sec