США дали разрешение на поставки ПЗРК сирийской оппозиции

По поступившим данным, США уже согласились на «ограниченные поставки» систем ПЗРК силам «сирийских оппозиционеров», которые размещены «вдоль сирийско-турецкой границы». Это решение было принято по итогам совещания представителей военного и разведывательного блока США, КСА, Катара, Турции и ОАЭ, которое состоялось 24 сентября в Эр-Рияде. При этом центральной темой для обсуждения был именно этот вопрос — согласие Вашингтона на масштабные поставки ПЗРК силам сирийской оппозиции. Категорически против такого масштабного подхода возражали представители ЦРУ США. При этом американцы подвергались колоссальному давлению со стороны представителей стран Персидского залива, которые настаивали на необходимости такого шага в связи с «угрожающим положением на фронтах». Аравийские монархии также просили возобновить поставки противотанковых систем TOW. Конечное соглашение предусматривает «ограниченные поставки ПЗРК неамериканского производства, но последнего уровня технологий, лимитированному числу повстанческих групп на сирийско-турецкой границе с жесткой гарантией того, что они не попадут в руки «Исламского государства» (ИГ) или «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России). Вот, собственно, что имели ввиду представители Госдепартамента США, когда говорили «о скором росте потерь российского контингента и обсуждении вопросов воздействия на Москву вне дипломатических усилий».

Каковы перспективы такого шага? Во-первых, американцам все-таки удалось выдержать давление и настоять на крайне лимитированном числе поставляемых ПЗРК (не более тридцати комплектов). Это обстоятельство пока не дает оснований для того, чтобы утверждать, что Вашингтон начал реализацию «афганской схемы» с поставками «Стингеров». Это пока пробный шаг с целью оказания давления на Москву с одной стороны, и «успокоительная пилюля» для пока еще как бы союзников по «антитеррористической коалиции». Жесткое ограничение числа систем, группировок и области размещения ПЗРК, конечно, не должны никакого обманывать. От соглашения больше всего выигрывает турецкая сторона, поскольку «размещенные вдоль границы повстанческие группировки» — это как раз те самые группы, которые располагаются в «зоне безопасности»» между Джараблусом и Аазазом. При этом вспомним, что там же дислоцируются и отряды «Ахрар аш-Шам»  «Нуррадин аз-Зенги» То есть попадание к ним ПЗРК становится серьезной реальностью. Смогут ли турки четко гарантировать, что эти ПЗРК не расползутся вместе с этими группировками по всей сирийской территории? Сомнительно, но тем не менее, если такие факты начнут иметь место, то это будет означать скорее всего, что Анкара сознательно пошла на такой шаг. Пока же, как полагает ряд экспертов, такой вариант маловероятен: турецкую сторону более интересуют дополнительные гарантии безопасности их групп именно в «зоне безопасности». Анкару по-прежнему волнуют рейды российской и сирийской авиации. В общем-то, нынешний всплеск «неожиданной щедрости» американцев не является чем-то экстраординарным. В октябре 2015 года они уже давали добро на ограниченные поставки ПЗРК Саудовской Аравии и Турции. Тогда такие ПЗРК китайского производства поставлялись отрядам Сирийской свободной армии (ССА) на юге Сирии и боевикам «Ахрар аш-Шам». Часть ПЗРК при этом предсказуемо оказались в руках «Джебхат ан-нусры». При этом поставки ПЗРК в настоящее время, скорее всего, коснуться только «Ахрар аш-Шам» и пары-тройки локальных групп, поскольку спецслужбы Иордании категорически возражает против такого рода операций рядом со своей границей. В принципе и в 2015 году иорданцы выступали жестко против поставок ПЗРК, поскольку опасались, что это может привести к эскалации напряженности в самом королевстве. При этом передача ПЗРК просудовским группировкам под Алеппо пока только обсуждается в Белом доме. Там склоняются к тому, что ПЗРК могут располагаться в Идлибе и прикрывать штабные центры оппозиционеров, но не в самом Алеппо, как на том настаивает Эр-Рияд, мотивируя это гуманитарными соображениями. Гарантии неприменения ПЗРК против авиации международной коалиции во главе с США, которые они получили от Саудовской Аравии, в Вашингтоне, видимо, полагают достаточными.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время интересы США, КСА, Турции и Катара на сирийском направлении совпадают. Во главу угла в данном случае ставится сохранение суннитского ядра сопротивления в Восточном Алеппо. При этом о какой-то масштабной американской помощи антиасадовским силам речи пока не идет. Вашингтон в данном случае решил идти по схеме «булавочных уколов», предполагая, что это может заставить Москву возобновить переговоры о заключении перемирия в Алеппо без выполнения обязательств со стороны США в отношении размежевания противников режима Б.Асада на «хороших» и «плохих». Поражение в Алеппо чревато очень печальными последствиями для антиасадовской коалиции, хотя проигрыш в данном случае будет у каждого из ее участников качественно разный. Для Саудовской Аравии — это предтеча наступления правительственных сил на Идлиб. Для США — очередное доказательство их несостоятельности в Сирии и проигрыш России по очкам. Это обстоятельство будет вынуждать Вашингтон идти на очень рискованные шаги, прежде всего с учетом повышения уязвимости собственных пассажирских авиалайнеров и военных самолетов. Эр-Рияд в этой ситуации решил не отказываться от прежней тактики массированной материально-технической поддержки антиасадовских группировок и даже перевести ее на качественно новый уровень.

52.25MB | MySQL:103 | 0,484sec