О турецкой военной базе «Башика» в Северном Ираке

На наших глазах разворачивается еще один кризис между Турецкой Республикой и Соединенными Штатами Америки. На этот раз в треугольнике отношений Анкара – Вашингтон – Багдад. Как известно, полтора года назад турецкими вооруженными силами в непосредственной близости к Мосулу была создана учебно-тренировочная база «Башика».

Её целью, как было объявлено, является подготовка туркоманских, арабских и курдских бойцов с целью борьбы с террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация). Согласно имеющимся данным, на турецкой базе постоянно находится около 600 военнослужащих страны. К настоящему времени, по оценочным данным, обучение прошло около 2 тыс. иракских военнослужащих и 3 тыс. местных ополченцев.

Как стало известно, правительство Ирака обратилось с требованием к Турции о закрытии базы. Согласно решению иракского парламента, принятому во вторник, 4 октября, турецкое присутствие было расценено в качестве оккупации и было выдвинуто требование о его немедленном прекращении. Премьер-министр Ирака Хайдар аль-Абади также дал свою оценку ситуации – «вмешательство во внутренние дела» и выразил озабоченность тем, что «турецкий авантюризм в Мосуле может перерасти в региональную войну». При этом как сообщила иракская сторона, переоценке будут подвергнуты торговые и экономические отношения с Турецкой Республикой в целом. Также официальное обращение в кратчайший срок будет направлено в Совет Безопасности ООН с целью созыва внеочередного заседания.

Для выражения своего протеста турецкий МИД вызвал к себе  посла Ирака. Аналогичный жест по отношению к турецкому послу продемонстрировал и иракский МИД.

Помощник премьер-министра Нуман Куртулмуш вчера охарактеризовал турецкое присутствие в качестве вынужденного шага и задался вслух вопросом, где было центральное правительство страны, когда «Исламское государство»  занимало Мосул? Где было международное сообщество, когда множество сирийских и иракских городов, от Ракки до Мосула, были одномоментно захвачены со стороны ИГ ?

Далее, он развил турецкую позицию следующим образом: когда происходит атомизация региона, присутствие Турции, никак не являющейся оккупантом, становится элементом стабильности. И ни у кого нет права, как отметил Н.Куртулмуш, препятствовать сотрудничеству Турции с местными силами самообороны. Целью турецкого присутствия в «Башике» является защита от террористов народа Мосула и по спасению самого города. И Турция, выступающая в равной мере за сохранение территориальной целостности как Ирака, так и Сирии открыта к тому, чтобы принять на себя весь соответствующий груз ответственности. И иракскому правительству следовало бы озаботиться тем, как оно собирается обеспечивать территориальную целостность своей страны, как оно собирается положить конец деятельности террористических организаций.

Не менее жестко выступил и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, заявивший о том, что им хорошо известен тот факт, что иракский парламент представляет не весь народ Ирака.

При этом, как сообщили турецкие СМИ, «двуличный» Ирак наряду с требованием о закрытии турками своего лагеря и о выводе турецких военнослужащих, выдал разрешение обосноваться Соединенным Штатам Америки, на расстоянии 5 км от турецкой дислокации. Работы по обустройству американского лагеря продолжаются и, как ожидается, будут полностью завершены в ближайшие дни с тем, чтобы к 10 октября на базе уже появились бы американские военные советники.

Как заявил пресс-секретарь международных сил коалиции подполковник Джон Дорриан, прибывшие в Ирак турецкие военнослужащие находятся в стране без официального приглашения властей, а, следовательно, их присутствие – незаконно. В отличие от сил той же международной коалиции, которые оказывают помощь властям Ирака как на земле, так и с воздуха. Однако, спустя какое-то время это заявление Вашингтоном было все же опровергнуто.

На самом деле, стоит напомнить, что требование о закрытии базы «Башик» Багдад озвучивает далеко не впервые. Раньше оно уже не раз выдвигалось и было парировано турецкой стороной, указывающей на то, что её военнослужащие находятся на территории Северного Ирака по приглашению местной администрации, а вопрос согласован с президентом курдской автономии М.Барзани. Тот же Нуман Куртулмуш в своем выступлении добавлял и смягчающих ноток указав на то, что Турция готова сотрудничать с центральным правительством Ирака в борьбе со всеми террористическими организациями, включая и Рабочую партию Курдистана и совместно решать задачи по освобождению Мосула.

В своем выступлении 6 октября премьер-министр страны Бинали  Йылдырым окончательно расставил все точки над «i» в отношении турецких намерений: «В Ираке присутствуют военнослужащие 63-х стран. То, что Ирак «привязался» к присутствию Турции – абсудрно. В этом нет добрых намерений. Турецкое присутствие там ( то есть в Башике-авт.) продолжится».

Итак, резюмируем. В преддверии предстоящих сражений за Ракку в Сирии и Мосул в Ираке США, очевидно, определились со своими союзниками. И Турции в их числа нет, чем и объясняется иракский демарш по поводу «Башики». Таким образом, к раздражителям в двусторонних турецко-американских отношениях, которых и так предостаточно – ФЕТО, сирийские курды, беженцы, военная операция «Щит Евфрата» на севере Сирии, добавился ещё один – турецкое присутствие в Ираке, которое Анкара планирует продолжать. Можно ожидать, что СБ ООН откликнется на просьбу Ирака и вопрос прохождения «осуждающей и требующей» резолюции там, если таковая будет внесена, имеет для Турции критическое значение.

На фоне разворачивающихся событий вдвойне логичным смотрится анонсированный визит в Турцию, 10 октября, президента РФ В.В.Путина.

Разумеется, его приезд делается не ради выступления с трибуны Всемирного энергетического форума, которое, невзирая на «надувание щек» и название, пока следует считать местечковым мероприятием, локального, ну может быть, регионального значения. И понятно, что главной темой обсуждения сторонами между В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом будут политические вопросы вокруг Сирии и Ирака. Поскольку в сфере экономики стороны уже все, что надо, в общем-то, обсудили. А что ещё не обсуждено, закончит смешанная российско-турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая ровно в те же самые дни (10-12 октября) соберется ровно в том же месте – Стамбуле.

52.35MB | MySQL:103 | 0,489sec