Нефтяной сектор Ирана повышает конкурентоспособность

Иран ведет переговоры о подписании долгосрочных соглашений о поставке нефти с такими крупными компаниями нефтяного рынка, как британская BP (ранее носившая название British Petroleum) и англо-голландская Royal Dutch Shell.

«Начались переговоры с нефтяной компанией Royal Dutch Shell насчет долгосрочных поставок нефти. Хотя окончательное соглашение пока еще не достигнуто», – отметил директор по международным связям National Iranian Oil Company М.Гамсари.

Пока Иран обходится разовыми сделками, но активно обсуждает с международными компаниями долгосрочные механизмы продажи нефти и европейским клиентам.

После недавних алжирских неформальных переговоров Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) многие эксперты полагали, что Ирану не удастся избежать персональной квоты. К тому же устами министра нефти Б.Н.Зангане Исламская Республика открыто заявила, что объем добываемого сырья будет «зависеть от решения формальной встречи ОПЕК в ноябре».

Автор придерживался альтернативной точки зрения, полагая, что Иран не станет ограничивать собственное производство во избежание понижения конкурентоспособности собственной нефти. Основными конкурентами иранского нефти на мировом рынке является арабская и российская. Похоже, что именно этот сценарий и окажется наиболее вероятным, а радужным ожиданиям аналитиков так и не суждено будет осуществиться.

Согласно свежему заявлению М.Гамсари, Иран намерен наращивать добычу и не является участником сделки ОПЕК по заморозке производства «черного золота». По словам чиновника, для Исламской Республики было сделано исключение, и теперь страна намерена нарастить добычу до 4,2 млн баррелей в сутки.

Кроме того, иранец заявил, что Иран намерен нарастить экспорт нефти на 150 тыс. баррелей в сутки, то есть с 2,2 млн баррелей в сутки до 2,35 млн баррелей в сутки. В первой половине текущего года страна экспортировала 2 млн баррелей в сутки.

М.Гамсари также отметил, что около 600–650 тыс. баррелей экспортной нефти попадает европейским потребителям. При этом на внутреннем рынке потребляется 1,8 млн баррелей в сутки.

Следуя логике автора, аналитик Morgan Stanley А.Лонгсон справедливо полагает, что изменения политики картеля в ближайшей перспективе не произойдет, а итоги неформального совещания членов ОПЕК в Алжире – словесные интервенции.

Не стоит сбрасывать со счетов, что американские разработчики сланцевых месторождений активно наращивают короткие позиции во фьючерсах, страхуя от возможного падения цен (хеджируя) вполне приемлемую стоимость будущих поставок.

Таким образом, трезво оценивая ситуацию необходимо подчеркнуть, что пока никто из основных производителей и экспортеров сырья не собирается добровольно замораживать или сокращать добычу.

Кстати, это касается и России, которая хотя и не входит в ОПЕК, но была участником многих соответствующих переговоров и выражала готовность присоединиться к соглашению ОПЕК о заморозке, когда оно будет достигнуто и подписано.

Например, после встречи в Алжире министр энергетики  А.В.Новак заявил, что Россия найдет механизмы сохранения объемов добычи, если примкнет к соглашению ОПЕК. Однако, отметил министр, в том, как будет реализовываться договоренность внутри картеля, пока остается много неизвестных.

После этого выступил министр экономического развития России А.В.Улюкаев, подтвердивший слова своего коллеги. «Уровень заморозки – это обсуждаемый вопрос, но в целом мы готовы поддержать это действие», – отметил А.В.Улюкаев.

Однако согласно данным Министерства энергетики России, добыча нефти в стране в сентябре с.г. выросла на 4% по сравнению с августом с.г. Показатель составил 11,11 млн баррелей в сутки, что является новым постсоветским рекордом.

 

Для справки: ранее абсолютный максимум добычи был поставлен в СССР в 1988 году, когда добыча составила 11,07 млн баррелей в сутки.
Этом общий показатель был достигнут не только Россией (РСФСР), но и Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР. Названные республики вносили достаточно большой вклад в общую добычу.

 

По прогнозам, объемы добычи нефти в России продолжат расти, хотя и не с такой высокой скоростью, и к 2020 году достигнут 11,5 млн баррелей в сутки.

Справедливости ради стоит отметить, что стремительное падение цен на нефть, начавшееся с середины 2014 года, привело к существенному сокращению инвестиций в мировую  нефтяную промышленность, что в свою очередь повлекло значительное уменьшение активности на местах.

Так, число работающих буровых вышек в США сократилось примерно на 75% по сравнению с пиковым периодом в 2014 году. В Канаде (79%), Латинской Америке (54%) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (32%) тоже наблюдается значительное снижение буровой активности. Даже на Ближнем и Среднем Востоке, где Саудовская Аравия пытается закрепить за собой долю на рынке, число работающих буровых вышек уменьшилось на 12% по сравнению с пиковыми значениями 2014 года.

Проведенный анализ позволяет прийти к важному выводу. Тесные контакты Исламской Республики с ведущими международными компаниями по поводу налаживания долгосрочных поставок нефти в Европу свидетельствуют о том, что в будущем государству понадобятся дополнительные объемы сырья для экспорта. Следовательно, Иран (как и его основные соперники на глобальном нефтяном рынке, включая Россию) едва ли пойдет на ограничение производства «черного золота».

52.08MB | MySQL:103 | 0,500sec