О противостоянии внутри политической элиты Алжира

Начало октября в Алжире ознаменовалось серьезным скандалом, свидетельствующим в пользу единства политической элиты в кризисный период. Так, глава Фронта национального освобождения (ФНО) страны Амар Саадани 4 октября выступил с серьезными обвинениями в адрес целой группы «отставных» лиц, прежде занимавших весомые позиции в военной и гражданской иерархии АНДР.

Его выступление имело место в конференц-зале отеля Sidi Fredj, где проходила встреча членов руководства ФНО, которая в результате фактически превратилась в монолог генсека Фронта против «продавшихся Парижу врагов, мешающих нормальному развитию Алжира».

Особое место в его выступлении имели нападки против генерала Мухаммеда Медьена «Тауфика» («Счастливчик»), на протяжении долгих лет возглавлявшего спецслужбу DRS и фактически являвшегося одним из членов «правящего триумвирата» с президентом страны Абдельазизом Бутефликой и начальником штаба вооруженных сил генералом Ахмедом Гаидом Салахом, пока глава государства его не отправил в сентябре 2015 г. в отставку.

Среди вдвинутых А.Саадани претензий особенно тяжелым выглядит обвинение в «темных связях» с Францией и в том числе его работе на ее спецслужбы, за что тот якобы получал «солидное денежное вознаграждение».

В частности, тот огласил некоторые моменты его биографии, интерпретировав их «очень по-своему». Например, по мнению генсека ФНО, М.Медьен якобы не случайно дезертировал из рядов французских вооруженных сил, где он служил в начале Национально-освободительной войны алжирского народа 1954 – 62 гг., а по заданию спецслужб Парижа, чтобы «вредить и шпионить», а также «сеять вражду и месть».

Впрочем, этим А.Саадани не ограничился и дополнительно обвинил М.Медьена в попытках внутренней дестабилизации страны, как-то «провоцирование и организация кровавых столкновений в Гардайе, а также массовых демонстрациях безработных на юге страны и против разработки сланцевого газа.

Произошло это, по словам первого, в тот самый момент, когда алжирское руководство решительно отвергло попытки давления на себя со стороны Франции.

Необходимо напомнить, что генсек ФНО и бывший глава DRS являются старыми врагами и именно первый ранее открыто выступал за уход последнего из руководства страны, являясь своего рода «тараном» сил, стремившихся «уйти» «Тауфика».

Однако с момента отставки «алжирского Бога», как нередко за глаза называли М.Медьена в стране, со стороны А.Саадани установилось временное затишье и с начала лета 2016 г. он практически не трогал своего врага, что было, вроде бы, понятно – ведь тот вроде бы находится на пенсии.

Впрочем, немалое место в речи А.Саадани было уделено и Абдельазизу Бельхадему, его предшественнику на посту генсека ФНО, а также «внутрифронтовым» оппозиционным фракциям (в том числе «Группе 19», «Группе 14» и другим, большинство из которых уже прекратили свое существование).

По словам А.Саадани, силу придавало то, что их «вдохновлял» сам М.Медьен, однако, несмотря на наличие иностранной поддержки, «национальным силам» удалось с ними справиться «и отправить их на пенсию».

Однако, по словам А.Саадани, последствия вредной работы «Тауфика» и проводников его влияния ощущаются до сих пор в том числе в регулярно возникающих попытках «раскачивания ситуации» даже внутри самой правящей партии.

Таким образом он «прозрачно намекнул» на наличие людей его соперника по внутрипартийной борьбе Абдельазиза Бельхадема, который якобы не прекращает «подрывной» деятельности» внутри ФНО также со времен Национально-освободительной войны 1954 – 62 гг. по его развалу согласно заданию французских спецслужб.

В частности, он назвал А.Бельхадема «лжепророком», поборника «изношенного сектантства в исламе и политике».

Поэтому, по словам А.Саадани, для руководства Фронта настало время «расследовать деятельность» этого человека и «прочих офицеров Франции и членов их семей в алжирских рядах, вредящих нашему народу».

Тем самым генсек ФНО фактически призвал к чисткам побежденных, но еще до конца не поверженных врагов.

Вопрос состоит в том, зачем в действительности А.Саадани потребовал их уничтожения, ведь, казалось бы, сегодня они лишены прежних рычагов влияния и не представляют прежней опасности.

Примечательно, что сам М.Медьен ограничился на обвинения очень короткой репликой – дескать, А.Саадани как всегда был голословен и не предоставил в пользу своей версии «каких-либо доказательств» и намекнул на то, что его «сенсационный выход» направлен на отвлечение алжирцев от реальных проблем, возникших перед страной в экономическом и политическом плане явно не без участия генсека ФНО.

Впрочем, сам нынешний генсек ФНО указал, что главным тому доказательством служит затишье с отставкой М.Медьена прежде «буйных» районов, в частности, той же Гардайи.

Впрочем, говорить об их успокоении пока рано – в последней тишина напоминает скорее подготовку к новой схватке, а юг страны в целом даже демонстрирует тенденцию к усилению протестного движения.

Что же касается истинных мотивов А.Саадани относительно новых нападок на М.Медьена и А.Бельхадема, то они как раз могут быть вызваны опасениями «реинкарнации» данных фигур в том или ином качестве в рядах алжирского руководства.

Следует заметить, что особенности местной политической системы состоят в том, что в случае необходимости тех же «отставников» запросто вызывают на службу и возносят на самые вершины силовых и иных служб, как это наглядно продемонстрировал пример с заменой того же «Тауфика», казалось бы, «опальным» генерал-майором Атманом Баширом Тартагом.

Показательно, что при этом тот же М.Медьен перед и после своей отставки вел себя очень грамотно в плане сохранения управленческих перспектив и не переходил красную черту относительно выяснения отношений с А.Бутефликой и А.Салахом Гаидом. Более того – защитой его арестованных подчиненных, включая генерала Хасана, показал, что с ним можно работать и опираться на него, что «своих» «Тауфик» не выдаст.

Что же касается А.Бельхадема, то и тут нападки на него А.Саадани понятны: на фоне ослабления М.Медьена (впрочем, в Алжире существует довольно распространенная точка зрения, согласно которой он лишь усердно делает вид, что сидит на скамейке «запасных», а на деле управляет за спиной А.Тартага «объединенной» спецслужбой страны) его позиции как лидера главной проправительственной партии также ослабли.

Неслучайно, что все чаще в стране раздаются голоса в пользу необходимости замены нынешнего генсека более «живым» лидером, настроенным на созидательную работу, а не на бесконечные склоки с выяснением отношений как внутри партии, так и за ее пределами, что действительно угрожает стабильности алжирского правящего режима.

Соответственно, А.Бельхадем может рассматриваться в качестве одного из главных претендентов на его замену. И чтобы затруднить для президента АНДР подобные назначения, сделав его максимально неудобным или хотя бы отдалить его, А.Саадани открыто обвиняет прежних врагов в «предательстве».

Однако поможет ли ему эта отчаянная мера в сохранении своего поста, а руководству страны в восстановлении все хуже работающей государственной машины?

52.11MB | MySQL:103 | 0,454sec