Иран – Саудовская Аравия: напряженность усиливается

Как это неоднократно бывало в последние месяцы, многие пятничные имамы иранских мечетей во время молитвы подвергли 7 октября  резким нападкам королевский дом Саудовской Аравии, усиливая тем самым напряженность между двумя странами. Так, аятолла Моваххеди-Кермани, проводивший пятничный намаз в Тегеране, обрушился на Эр-Рияд с обвинениями в дестабилизации обстановки в регионе Ближнего Востока, заявив, что саудовцы действуют в одной упряжке с сионистским Израилем. «А посмотрите, что делает ИГИЛ (прежнее название «Исламского государства», запрещено в России-авт.). Их всех объединяет то, что они американские лакеи». Один из видных представителей высшей религиозной элиты ИРИ, аятолла Моваххеди-Кермани назвал саудовский режим «нечистым, оскверненным», хорошо понимая, что он говорит о государстве, на территории которого находятся Мекка и Медина, посещение которых благоверными мусульманами является одним из пяти столпов этой мировой религии. Кроме того, эта страна является олицетворением ваххабитского направления в исламе. В продолжение намаза аятолла Моваххеди-Кермани послал проклятие по адресу короля Саудовской Аравии и сказал, что его страна заодно с «проклятой Америкой и Европой» и поэтому нужно быть начеку, ибо они «несут угрозу миру». По его словам, исламские страны должны пробудиться к борьбе с этой угрозой и действовать сообща. «Они закрыли для иранцев хадж в Мекку и об этом должны знать все».

Здесь аятолла согрешил против истины, ибо запрет от исполнения хаджа 2016 г.  исходил от иранского правительства, саудовцы же объявили перед его началом, что готовы сделать все возможное, чтобы хадж прошел как можно более безопасно и ввели именно для иранских пилигримов особые льготы. Вместе с тем, Эр-Рияд заявил, что не допустит проведения политических демонстраций и митингов в местах проведения хаджа. Другой видный религиозный деятель Ирана, аятолла Садек Джавади-Амоли заявил в тот же день о необходимости противостояния Саудовской Аравии, так же как и конфронтации с Израилем. Антисаудовские заявления звучали в истекшую пятницу и из уст пятничных имамов других городов Ирана. Ими пестрели и СМИ. Возьмем лишь одну публикацию. Авторитетная праворадикальная вечерняя газета «Кейхан  в своем редакционном комментарии от 7 октября написала, что Иран выступает против самого факта существования Саудовской Аравии. По мнению газеты, преступная деятельность саудовцев против ИРИ достигла такой точки, что Тегеран должен выработать стратегию борьбы с ним и неуклонно ее реализовывать. Как пишет «Кейхан», две страны разделяют настолько серьезные религиозно-идеологические противоречия, что никакое примирение между ними невозможно.

Обратимся к истокам конфронтации между двумя важными исламскими державами. Еще лидер исламской революции в Иране аятолла Рухолла Хомейни считал своей самой большой мечтой гегемонию шиизма в исламском мире, что могло сделать Хомейни  вождем всего мирового ислама, а не только его шиитского меньшинства. С его точки зрения, достижение такой мечты было бы возможным в два этапа. На первом следовало уничтожить Израиль, чтобы регион превратился в стерильно мусульманский. Следом нужно было низложить династию саудитов, отобрав у них покровительство над главными исламскими святынями, которое постепенно должно было перейти к иранскому исламскому режиму.

Вражду иранских клерикалов с саудовскими ваххабитами всякий раз усиливают печальные инциденты, происходящие на ежегодных хаджах к святым местам ислама в Мекке и Медине. В прошлом 2015 г.  произошла  давка у моста Джамра, где по традиции происходит побивание камнями «дьявола» и в страшной сутолоке  практически ежегодно гибнут люди. В результате  толчеи погибли более 700  граждан Ирана, Египта, Индии и Турции. Управление по вопросам хаджа ИРИ сообщило, что в инциденте  в сентябре 2015 г. погиб 131 иранец, еще 60 получили серьезные ранения. По другим данным, погибло почти 200 иранцев.  Это послужило причиной очередного напряжения в отношениях и разрыва дипломатических отношений. Конфронтация усиливается и в связи с тем, что иранцы считают вполне нормальным устраивать  демонстрации с политическими лозунгами антисаудовского содержания, которые решительно разгоняются местными силами безопасности. Аятолла Хомейни мечтал привлечь к участию в таких митингах и демонстрациях большинство из 2 миллионов паломников из стран мусульманского мира, и считал, что это может иметь своим следствием неминуемую гибель политической системы столь ненавистных ему саудитов.  Однако такой сценарий не срабатывает: участники демонстраций гибнут сотнями, вызывая лишь оголтелую  антисаудовскую истерию в Тегеране.

В вялотекущую конфронтацию добавила динамики и казнь в Саудовской Аравии в начале этого года известного шиитского проповедника Нимра Багера ан-Нимра, на что ИРИ отреагировала прямыми призывами к свержению саудовской власти, а пятничные имамы по всей страны потребовали ни много ни мало смерти королевской династии. В ответ верховный муфтий Саудовской Аравии заявил, что иранцы не мусульмане, а огнепоклонники-зороастрийцы. В перепалку вступил даже сторонящийся конфликтов с саудитами экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, сказавший, что саудиты хуже израильтян. Заметим, что для иранской политической культуры более сильного сравнения просто не сыскать. Впрочем, иранцы давно уже ставят рядом эти две страны, преимущественно в таком контексте, что за всем, что делает Эр-Рияд, им видятся злокозненные действия сионистского Израиля. Дескать, именно Израиль науськивает саудовцев против Ирана, подливая масла в огонь.

Следует признать, что наиболее весомо аргументация противостояния двух важнейших стран исламского мира изложена в написанной аятоллой Хомейни более полувека назад книге  «Кашф оль-Асрар», где он впервые провозгласил задачу ниспровержения правящей саудитской династии. Навесив на саудитов ярлык американской пятой колонны в ближневосточном регионе, Хомейни отметил, что именно США усиливают израильскую военную мощь в его смертельной схватке с исламским миром. Именно тогда Хомейни  впервые назвал Саудовскую Аравию американским лакеем.

Вражда Хомейни с саудитами имеет за собой и теологическую подоплеку, ибо  они являются ваххабитами, отличающимися от шиитов своей религиозной догматикой, погрязли в различных грехах, а потому не имеют права быть хранителями  святейших мест ислама. Такие выводы Хомейни сделал еще до прихода к власти в Исламской Республике Иран. Обретя реальную власть, он делал все для того, что его мечта обрела реальность. Жаль только, что на деле это обращалось в потоки крови, в основном – для иранской стороны. А сегодня приходит ощущение того, что не за горами настоящая полномасштабная война со всеми присущими ей атрибутами.  Обе стороны хорошо знают цену такой трансформации, как и то, что ее вероятность представляется ничтожной. Однако, ее нельзя снимать со счетов, тем более что напряженность в отношениях между двумя странами последовательно возрастает.

Что касается падения саудовского режима как результата целенаправленной деятельности ИРИ, то, по мнению большинства аналитиков, такая вероятность чрезвычайно мала: с точки зрения финансовых ресурсов КСА многократно превосходит ИРИ, да и вряд ли найдется какая-либо страна исламского мира, которая решится встать на сторону Тегерана. Надо отметить и такое обстоятельство, что до недавнего времени престарелые лидеры королевского дома КСА не занимали активной и твердой позиции по противодействию иранским провокациям. Происходящее в последние год-два омоложение саудовской элиты постепенно делает саудовскую внешнюю политику более наступательной, и в Эр-Рияде растет беспокойство по поводу активного участия Ирана в кровавых событиях последнего времени в Сирии, Ираке, Йемене. В отличие от своих предшественников, «молодежь» из королевской семьи, по всей вероятности, не будет мириться с угрозой существования саудовскому трону, исходящей от Исламской Республики. Такой вывод можно сделать из активного участия Саудовской Аравии в гражданской войне в Йемене, где ее войска противодействуют всячески поддерживаемым Тегераном хоуситам — шиитам.  Эр-Рияд при поддержке Турции старается быть максимально задействованным в сирийском конфликте, делая все возможное для падения опирающегося на иранскую помощь Б.Асада. Эр-Рияд  поддерживает все мероприятия мирового сообщества, направленные на усиление политической изоляции Ирана во всевозможных международных структурах. Таким образом, рост напряженности исходит от каждой из сторон, и трудно исключать ее военную фазу.

52.1MB | MySQL:103 | 0,577sec