О Меморандуме по соблюдению прав человека в Турции в рамках режима чрезвычайного положения

7 октября комиссаром по правам человека Совета Европы Нильсом Муйжниексом был опубликован Меморандум о положении дел в Турции в связи с введенным в стране режимом чрезвычайного положения. Обращает на себя внимание тот факт, что это первый официальный европейский документ, посвященный ситуации в Турецкой Республике, после провалившейся попытки военного переворота 15 июля. Документ подготовлен по итогам визита комиссара в Турцию 27-29 сентября этого года.

Как отмечается в первом пункте Меморандума, комиссар посетил Турцию, в том числе, чтобы выразить свою солидарность демократическим силам страны, воспрепятствовавшим перевороту. Вообще, первая часть документа, где подробно расписано с кем встречался комиссар, какой теплый прием ему был оказан турецкой стороной и насколько откровенными получились состоявшиеся дискуссии, здорово смахивает на попытки подсластить весьма горькую пилюлю 10-ти страничного документа. В ней разумеется, содержится и осуждение предпринятой переворотчиками попытки и подчеркивается, что турецкое общество, пережившее в прошлом не одну попытку переворота, получило очередную серьезную травму. Достаточно нейтрально указывается на то, что в Турции в целом наблюдается согласие относительно того, что попытка переворота была предпринята со стороны ФЕТО — террористической организации Фетхуллаха Гюлена, без указание на признание данного факта Европой.

На фоне серьезности преступлений, совершенных путчистами, комиссар выражает полное понимание защитной реакции турецкого руководства, выразившейся в объявлении режима чрезвычайного положения. Тем более, что, как указала турецкая сторона, этот режим направлен не против рядовых граждан, а, в первую очередь, на сами государственные институты.

Однако, как замечает комиссар, постановления правительства, имеющие силу закона (в турецкой аббревиатуре — КНК), затрагивают далеко не только госучреждения, а также далеко выходят за рамки процедур, предусмотренных административным и уголовным правом. Согласно цифрам, предоставленным комиссару 31 844 человека задержано, а 1 477 находятся под полицейским надзором. Несколько тысяч уголовных расследований продолжается. Комиссар не получил точных цифр, однако, согласно его различным источникам, число уволенных колеблется в диапазоне 70 – 110 тысяч человек, включая 3 400 судей и прокуроров. Около 1000 неправительственных организаций и объединений, а также более 100 медиа структур было закрыто без каких-либо судебных расследований. Затронуты оказались бизнесмены, а также члены семей подозреваемых, об обеспокоенности чем заявляет комиссар со страниц Меморандума.

Касательно принятого решения о продлении чрезвычайного положения на очередной 90-дневный период, комиссар выражает сожаление вкупе с надеждой, что этот период может быть сокращен. При этом комиссар настаивает на том, чтобы турецкие власти приступили бы к немедленной отмене чрезвычайных указов, начиная с тех положений, которые допускают наивысшие степени произвола.

Далее по тексту Меморандума комиссар подробно разбирает предпринятые турецком руководством меры, с точки зрения положений уголовного и административного права. Например, практику задержания без обвинения на тридцать дней, с точки зрения как прав человека, так и медицинской точки зрения. Или же ограничений на использование услуг адвокатов. Даже на фоне цифр предоставленных ему турецким Министерством юстиции о том, что период задержания на практике не превышает 3-4 дней.

Полностью поддерживая борьбу турецкого руководства с терроризмом, комиссар указывает на некоторые странности в отношении того, как свободно развивалось гюленовское движение в Турции и как оно проникало в самые различные сферы жизни общества, свободно работая в стране вплоть до 15 июля. Невзирая на пояснения турецкого руководства по поводу проявлений ФЕТО в ходе коррупционного скандала в стране, комиссар отмечает тот факт, что намерения террористов стали ясны турецкому обществу только в ходе предпринятой попытки переворота. Ранее они себя никак не проявляли…

С целью устранения страхов в турецком обществе, комиссар настойчиво рекомендует, чтобы  руководство Турции однозначно транслировало тот подход, что членство в организациях, даже самым тесным образом связанных с Фетхуллахом Гюленом, или же контакты с ними, не должно автоматически приводить к уголовной ответственности и, тем более, к наказанию за деяния, которые являлись законными вплоть до 15 июля.

То же самое касается и административных мер, в частности, проявляющихся в массовых увольнениях со службы, в связи с «членством» или «контактами» с ФЕТО. Как указывает комиссар, эти понятия никоим образом не расшифрованы и не формализованы каким-либо официально принятым документом. Кроме того, уволенным никаким образом не предъявляются доказательства совершенных ими правонарушений. Отдельно комиссар выделил ситуацию с прокурорами и с судьями, которые согласно Европейской конвенции пользуются особыми правами и неприкосновенностью, имея от общества на сей счет специальные гарантии.

В целом, комиссар указывает на то, что предпринимаемые в рамках режима чрезвычайного положения меры, так где они выходят за рамки Европейской конвенции по правам человека, тем не менее, должны быть обусловены четкой необходимостью и быть пропорциональными угрозе. Кроме того, доказательства и критерии причастности к деятельности террористической организации ФЕТО, по мнению комиссара, должны быть более прозрачными, чем это наблюдается в настоящем.

Ничуть не меньшую обеспокоенность выказывает комиссар и закрытием «скопом» средств массовой информации, в рамках демократических стандартов свободы слова и самовыражения. Не укрылись от внимания комиссара и те факты, когда законодательство страны впрямую дополнялось в результате принятия постановлений, имеющих силу закона, минуя обычные законотворческие процедуры.

В заключительной части указано: «Вот почему комиссар настаивает на срочности возврата к обычным процедурам и гарантиям, путем прекращения, как можно скорее, режима чрезвычайного положения. До тех пор власти должны начать отказ от всех отклонений от процедур и гараний, быстро, насколько это возможно, через подход, учитывающий нюансы, отдельно для каждого случая и сферы. Комиссар также призывает турецкие власти, обеспечить возможность широкого использования опыта и рекомендаций органов Совета Европы в этом процессе».

Итак, невзирая на благодарности в вводной и в заключительной частях документа, невзирая на признательность за сотрудничество и диалог к турецкой стороне, а также если оставить в стороне признание за турецкой стороной права на экстраординарные меры с целью борьбы с терроризмом, комиссар Нильс Муйжниекс подготовил компактный, весьма исчерпывающий и жесткий по отношению к Турции документ. Удивительное сочетание корректности и жесткости в 10-ти страничном документе, который, безусловно, получит ход в Совете Европы, создавая Турции очередные проблемы. Их добавится вдвойне, поскольку тот же Нильс Муйжниекс пообещал до конца года подготовить ещё два меморандума – касательно антитеррористической операции в восточных и юго-восточных провинциях страны, а также по состоянию дел в Турции со свободой слова.

52.22MB | MySQL:103 | 0,802sec