О ситуации в Сомали накануне выборов

Несмотря на продолжающиеся взрывы в столице Сомали Могадишо, власти этой страны приняли решение более не откладывать всеобщие выборы, которые намечены на 23 ноября с.г. Напомним, что выборы откладывались уже десять раз. В некотором роде, факт того, что выборы все-таки состоятся, должен свидетельствовать о том, что Сомали встало на устойчивый путь развития и превращения, наконец-то, в некое государственное образование. При этом правительство в Могадишо контролирует фактически только саму столицу и часть районов на юге страны, что обеспечивается, прежде всего, присутствием там сил миротворческого контингента  АМИСОМ. Вопросы безопасности по-прежнему остаются основными и стоят в повестке предстоящих выборов на первом месте. Другими словами, в стране, которая уже тридцать лет находится в состоянии перманентной гражданской войны, мало, что изменилось. Правительство в Могадишо остается в большей степени номинальным, часть его членов по-прежнему большую часть времени проживают в Найроби, а в столицу «единого Сомали» приезжают по большому случаю. Что нового принесут предстоящие выборы, и чем они, собственно, знаменательны? Прежде всего тем, что в их результате будет предпринята попытка найти ту оптимальную конструкцию, которая будет способна не просто удержать нынешнюю архитектуру власти (а она характеризуется очень размытой федеративностью, когда части страны фактически независимы от центра вплоть до отказа делегировать ему какие-то общие полномочия в области обороны и международных сношений), а создать базис для воссоздания реального федеративного государства, способного существовать без иностранных штыков. Фактически сейчас страна состоит из полугосударственных анклавов Сомалиленда, Пунтленда, Джубаленда и Гальмудуга, которые и по военному потенциалу, и по экономическим перспективам далеко превосходят те территории, которые пытается контролировать Могадишо. У федерального правительства при этом есть два очень мощных козыря, которые превращают его в важный элемент будущего государственного устройства страны. Это его международная легитимность (остальные анклавы никем не признаны в качестве субъекта международного права) и, соответственно, право выдавать лицензии иностранным инвесторам для проведения любой предпринимательской деятельности на территории бывшего Сомали. Без этого момента ни один серьезный инвестор в страну не придет, какие бы налоговые блага главы анклавов ему бы не сулили. Недавняя покупка эмиратовцами порта Берберы в Сомалиленде является исключением из правил и носит характер не частных, а государственных рисков: за частной фирмой стоит Абу-Даби и закрепление (прежде всего, военное) на побережье Африканского Рога является частью государственной стратегии ОАЭ.

Вот этот момент двойственности в отношениях между Могадишо с одной стороны, и анклавами — с другой, и должны разрешить новые выборы. По их итогам будет создана верхняя палата парламента, которая будет представлять регионы, и в том числе полугосударственные анклавы. И здесь возникла очередная проблема — это определение квоты для каждого племени или анклава. Еще важнее стоит вопрос о полномочиях верхней палаты. По большому счету именно из-за этого, в том числе, выборы и откладывались несколько раз. И эту проблему удалось пока разрешить к 11 сентября с.г. Пока, потому что вопрос о квотировании еще не раз возникнет. Вообще взрывы в Могадишо, которые в последнее время участились и которые все списываются официальными властями на «Аш-Шабаб», на самом деле следует трактовать как проявление недовольства отдельных кланов именно системой квотирования, в том числе и прежде всего, в нижней палате парламента. Здесь вопрос должен быть по плану урегулирован к 25 октября с.г. вместо первоначального 24 сентября. Система наполнения нижней палаты известна как система 4.5. То есть четыре пятых парламента выбирают фактически сто старейшин четырех самых крупных кланов. Одна пятая отдается более мелким кланам и племенам. В данном случае имеет место торг мандатами между четырьмя самыми крупными кланами, и это, естественно, процесс не быстрый. Нынешний президент Хасан Шейх Махмуд вряд ли сможет быть переизбран на новый срок, но даже если это и произойдет, то администрация и правительство в любом случае сильно обновятся. А это в свою очередь приведет к новой вспышке межклановой борьбы. Как правило, президент, вице-спикер и премьер назначаются из противоборствующих кланов, что с одной стороны гарантирует баланс сил, а с другой фактически стопорит какую-либо позитивную совместную работу. При этом новое правительство и возможно президент столкнутся ровно с теми же проблемами, что и прежние: невозможность самостоятельно обеспечивать безопасность. При этом командование контингента АМИСОМ планирует сокращение своего присутствия, прежде всего, в силу серьезных задержек зарплат со стороны Африканского союза. Тема замены АМИСОМ на миротворческий контингент ООН стоит на повестке дня, но пока не нашла никакого практического воплощения. В случае вывода военнослужащих АМИСОМ или сокращения их числа вариант восстановления боевиками «Аш-Шабаб» контроля над большей частью территории Сомали, с которой они были ранее выбиты, абсолютно реален. И американские дроны в Уганде в данном случае большой роли не сыграют. Серьезная подвижка в нахождении оптимальной структуры безопасности может состояться только в случае достижения компромисса между руководством четырех основных анклавов и Могадишо по вопросу делегирования части полномочий центру в обмен на «справедливое разделение» прибыли от использования портов и разработки полезных ископаемых. Но в любом случае говорить о возрождении унитарного централизованного Сомали в принципе уже невозможно. Это в лучшем случае будет только лишь федеративная структура с очень сильной децентрализацией.

52.19MB | MySQL:103 | 0,467sec