В период после исламской революции (с февраля 1979 г.) юридическая система в Иране претерпела существенные изменения. В процессе ее преобразования за основу процессуального кодекса преимущественно взяты положения Корана и хадисов (назидания пророка Мухаммеда и шиитских имамов).
В соответствии с действующим в стране законодательством, да и де-факто, судебная власть в ИРИ функционирует в значительной степени самостоятельно и, не завися жестко от двух других ветвей власти, тесно связана с исламскими улемами.
В соответствии с Конституцией страны определены следующие обязанности судебной власти:
-рассмотрение дел и вынесение приговоров по фактам несправедливости, угнетения, разрешение споров и коллизий, устранение атмосферы враждебности в обществе, принятие решений и необходимых мер по иным, определенным законом, вопросам;
-контроль за правильным исполнением законов во всех судах страны;
-установление преступников, их преследование и наказание, приведение в исполнение исламских уголовных наказаний;
-принятие соответствующих превентивных мер по закону для предупреждения преступлений и исправления преступников.
Структура юридической системы в Иране
Верховный судебный совет (ВСС)
Во главе судебной иерархии в ИРИ находится Верховный судебный совет в составе шести членов: главы судебной власти, председателя верховного суда, генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей и самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. При этом председатель верховного суда и генеральный прокурор назначаются главой судебной власти после консультаций с судьями верховного суда также сроком на 5 лет. Практически ВСС находится под непосредственным контролем духовного руководителя ИРИ (Рахбара). Министр юстиции также может присутствовать на заседаниях Совета. В функции ВСС входит:
-назначение и смена судей;
-рассмотрение обвинений (если таковые выдвигаются) против президента в нарушении им своих законных обязанностей и полномочий;
-подготовка законодательных инициатив по судебным вопросам для представления в меджлис;
-рассмотрение кассационных жалоб и т.д.
Все вопросы, касающиеся назначения, перевода или смещения судей независимо от их уровня, принимаются главой судебной власти с одобрения членов Совета. Хотя дисциплинарный суд и уполномочен расследовать жалобы на судей, его решение должно быть обязательно одобрено ВСС.
Что касается процедуры проработки законопроектов, то она осуществляется по определенной схеме: Верховный судебный совет создает специальный комитет для выработки проекта закона, который после соответствующего обсуждения принимается Советом и представляется на рассмотрение меджлиса. Ранее, в период меджлиса второго созыва — 1984-1988 г.г., проекты предварительно рассматривались группой авторитетных исламских правоведов и далее принимались лишь комитетом по судебным и юридическим вопросам меджлиса.
В соответствии с Конституцией ИРИ судью нельзя временно отстранить от занимаемой должности без судебного разбирательства и предоставления доказательств его преступления или правонарушения, чреватого отстранением от должности без его согласия. Нельзя изменить место работы судьи или сместить его с занимаемого поста, кроме тех случаев, «когда это необходимо для блага общества», объективность чего определяется по решению главы судебной власти после соответствующих консультаций с председателем верховного суда и генеральным прокурором.
Министерство юстиции
В отличие от большинства других стран мира, где министр юстиции по определению является проводником государственной политики в области судебной деятельности, в Иране министерство юстиции практически не выполняет такой роли в системе судопроизводства. В подчинении этого министерства находятся лишь судебная экспертиза, государственное нотариальное управление регистрации и учета недвижимого имущества, одно ведомственное печатное издание и штат экспертов-юристов.
Министр юстиции утверждается меджлисом по представлению главы судебной власти президенту страны. В его функции входит поддержание связей между тремя ветвями власти — судебной, исполнительной и законодательной, представление на утверждение меджлису судебных законов.
Глава судебной власти теоретически может передать министру юстиции все свои финансовые и административные права, в том числе право приема на работу всего персонала, за исключением судей. В таком случае министр юстиции становится полновластным обладателем полномочий и обязанностей, предусмотренных законом для министров как высших лиц исполнительной власти.
Судебная власть
Глава судебной власти является высшим официальным должностным лицом в судебной иерархии ИРИ и назначается непосредственно духовным руководителем страны сроком на 5 лет. Он должен быть «моджтахедом» (законовед-шиит, имеющий высшую ступень в толковании религиозных законов), «справедливым, компетентным в судебных делах и эффективным руководителем».
В соответствии со статьей 158 Конституции ИРИ в круг его обязанностей входит:
-создание соответствующих структур в системе юстиции страны с учетом распределения сфер ответственности, как регламентирует статья 156 Конституции ИРИ;
-подготовка судебных законопроектов;
-принятие на службу других «достойных и справедливых» судей, назначение и отстранение судей от должности, изменение места их службы, определение служебной категории и дальнейшего продвижения, а также другие административные функции, предусмотренные законом.
Глава судебной власти является членом следующих Советов ИРИ:
-Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ).
-Совета по пересмотру Конституции (СПК).
-Согласительного совета (СС).
-Временного Совета по руководству страной (ВСРС).
Глава судебной власти имеет право назначать двух своих представителей в Совет по контролю за деятельностью телерадиовещательной организации ИРИ (сазман-е седа ва сима-йе джомхури-йе эслами), предлагает кандидатуры законоведов-шиитов в состав Совета экспертов.
При этом важно отметить, что в основном законе страны нет конкретного положения об ответственности главы судебной власти в случае нарушения им своих служебных обязанностей.
Верховный суд (ВС)
Основными функциями Верховного суда являются контроль за надлежащим исполнением законов в иранских судах, установление единообразия в осуществлении процедур судебной власти и, естественно, выполнение обязанностей, возлагаемых на него по закону. Кроме того, на Верховный суд возлагается и унификация практики судопроизводства. Так, согласно статьи 288 Дополнений к Уголовно-процессуальному кодексу от 28 августа 1982. г. Верховный суд, в случае необходимости, высказывает свое мнение о справедливости решения того или иного суда, после чего суд может вынести измененный вердикт, при наличии согласия с мнением Верховного суда. В противном случае дело передается в Главное управление судов для дальнейшего рассмотрения дела другим судом. Когда же и этот суд отказывается вынести вердикт в соответствии с мнением Верховного суда, дело передается в Коллегию Верховного суда для принятия окончательного решения большинством голосов членов Коллегии.
Суд административной справедливости (САС)
Суд административной справедливости является сравнительно новой структурой в судебной системе Ирана и уполномочен разбирать административные правонарушения, совершенные исключительно государственными служащими. Суд административной справедливости находится под контролем Главы судебной власти. В соответствии с законом о создании указанного суда, утвержденным Меджлисом Исламского Совета ИРИ в 1982 г., в круг его полномочий входят следующие вопросы:
-рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по несправедливым, на их взгляд, решениям и неправомерным действиям государственных ведомств, в том числе министерств, организаций, государственных компаний, муниципалитетов, революционных учреждений и организаций;
-рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против незаконных действий должностных лиц, восстановление граждан в правах;
-рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по нелегитимным решениям комиссий, делегаций, советов и др., которые были созданы согласно действующим законам в министерствах, организациях и государственных учреждениях;
-рассмотрение жалоб, исков служащих к государственным учреждениям в случае нарушения последними положений национального «Закона о найме на службу»;
-рассмотрение жалоб, исков и протестов по постановлениям, декретам и инструкциям, которые были изданы правительством или даже местными органами исполнительной власти с нарушением положений шариата, Конституции страны, либо принятых в превышение полномочий исполнительной власти.
Главная организация инспекции (ТОЙ)
Функциями Главной организации инспекции являются контроль за надлежащим исполнением законов и корректным ведением дел в административных органах, рассмотрение гражданских исков по всем вопросам, их предварительное расследование и выявление фактов нарушений с последующей передачей дел в судебные инстанции. Данный орган находится под непосредственным контролем Главы судебной власти.
Военная прокуратура и военные суды, Революционная прокуратура и Революционные суды, Организация тюрем и Организация регистрации и учета недвижимого имущества находятся тоже под контролем Главы судебной власти.
Гражданский процессуальный кодекс ИРИ
Судебная система в Иране предусматривает два вида судов — общие и специальные.
К общим судам относятся высшие и низшие уголовные суды, а также высшие и низшие гражданские суды.
К специальным судам отнесены исламские революционные суды, специальные суды для духовенства, для военных и государственных служащих.
Высшим гражданским судом управляют председательствующий судья, альтернативный судья и асессор (эксперт). Первые двое уполномочены вести процесс, для чего до его начала асессор, тщательно изучив материалы дела, представляет суду в письменной форме свои комментарии и замечания. В случае если судья является квалифицированным «моджтахедом», необходимость в представлении комментариев экспертом отпадает.
К компетенции высшего гражданского суда относятся все юридические и внеисковые дела. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда действия судьи квалифицируются как несоответствующие судебным критериям, либо когда другой судья усматривает в действиях данного суда коллизию с законом или исламскими канонами, или когда квалификация судьи определяется как «недостаточная для ведения дела. Несмотря на маргинальность этих критериев, процедурой предусмотрено в указанных случаях передавать дело в соответствующее подразделение Верховного суда для одобрения или опротестования первоначального решения судьи. При любом исходе дело вновь возвращается в первичную судебную инстанцию для вынесения окончательного вердикта.
Состав высшего уголовного суда аналогичен гражданскому. К его юрисдикции относятся уголовные преступления, предусматривающие высшую меру наказания, битье камнями, распятие, ссылку, отсечение частей тела, тюремное заключение до 10 лет, штраф от 2 млн. риалов, а также конфискацию более 2/5 имущества осужденного. Решение уголовного суда может быть обжаловано в соответствующем подразделении Верховного суда, кроме случаев доказанного отсутствия состава преступления, либо вынесения приговора, меньшего вышеуказанных. Процесс согласования разногласий между упомянутыми инстанциями аналогичен сходной процедуре в гражданских судах.
Низшие гражданские суды разбирают дела о наследовании, денежные иски (до 2 млн. риалов), разделе совместного имущества. Опротестование его решений осуществляется высшим гражданским судом, чье решение окончательно и безапелляционно.
В ведении низших уголовных судов находятся правонарушения, не входящие в круг вопросов высших уголовных судов, а также вопросы муниципальных властей и дорожно-транспортные происшествия. Их решения также не подлежат обжалованию в высших уголовных судах, за исключением ранее названных случаев.
В ИРИ существуют и так называемые независимые низшие гражданские суды, разбирающие финансовые иски до 4 млн. риалов, иски по фактам подделки документов и вопросы регистрации личного статуса. В некоторых случаях им поручаются разбирательства по делам, подпадающим под юрисдикцию низших уголовных судов.
Специальный гражданский суд — общественный суд, по своим полномочиям равный гражданским и уголовным судам. В его ведении — разрешение семейных споров, разводы, опекунство, наследование имущества, установление родства и т.д. Несмотря на то, что этот суд — низшего иерархического уровня, его решения окончательны и обжалованию не подлежат.
Военная прокуратура и военные суды являются неотъемлемой частью судебной системы ИРИ и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти. В полномочия военных судов входит расследование преступлений, относящихся к специфическим военным и правоохранительным функциям армии, жандармерии, полиции и Корпуса стражей исламской революции, таким как:
-дезертирство с военной службы;
-самовольное оставление района боевых действий;
-сдача оружия врагу;
-передача военных укреплений противнику;
-невыполнение указаний и приказов командиров и т.д.
Здесь необходимо отметить, что общегражданские преступления военнослужащих, полицейских и т.д., а также преступления офицеров юстиции, рассматриваются в общих судах.
Исламские революционные суды.
В соответствии с законом ИРИ от 1 мая 1983 г. об исламских революционных судах и прокуратурах, указанные органы определяются как часть юридической системы ИРИ, которые подчиняются Главе судебной власти страны. К их юрисдикции относятся:
-преступления против внутренней и внешней безопасности Ирана, в том числе коррупция;
-покушение на убийство государственных и политических деятелей;
-распространение и контрабанда наркотических веществ;
-организация заговоров с целью реставрации монархии династии Пехлеви;
-хищения государственного имущества;
-незаконные финансово-торговые операции (спекуляция).
Исламские революционные суды подразделяются на:
-Исламские революционные суды по экономическим преступлениям.
-Исламские революционные суды по политическим вопросам.
-Исламские революционные суды по борьбе с наркотиками.
В 1989 г. был создан ряд новых специализированных революционных судов по делам коррупции, проституции, похищения детей, изнасилованиях, а также вооруженных нападениях и убийствах.
Специальные суды для духовных лиц. В начале 1987 г. вышел указ аятоллы Хомейни «Об образовании специальных судов для расследования правонарушений и преступлений, совершаемых духовными лицами». Согласно этому документу судья и прокурор назначаются лидером Исламской революции и подчиняются исключительно ему. Таким образом, этот орган иранского правосудия находится вне общей судебной системы страны, судопроизводство в этих специальных судах основано исключительно на положениях и актах, принятых келейно в теологических кругах.
В этой связи наиболее известным процессом явился суд в 1987 г. над Мехди Хашеми, руководителем подразделения «Движения освобождения» КСИР и сподвижника опального Аятоллы Хусейна Али Монтазери. М.Хашеми и два его соратника были приговорены к смертной казни. Этим же судом в 1988 г. были приговорены к смерти еще несколько шиитских деятелей, включая двух членов Меджлиса и городского шариатского судью из г. Исфаган.
В 1999 году специальным судом были осуждены бывший министр внутренних дел Ходжатоль-ислам Абдулла Нури и известный религиозный деятель Ходжатоль-ислам Кадивар (ученик Аятоллы Монтазери). За критику основных принципов исламского правления «Велаят-е факих» они были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Уголовное право
Особенностью этого аспекта иранской юридической системы является то, что если иранские гражданские суды вершат правосудие, частично основываясь еще на старых, шахских дореволюционных законах, то для уголовных, специальных, гражданских и революционных судов процессуальные положения приведены в полное соответствие с требованиями существующего в ИРИ режима. Так, действует четыре вида уголовных наказаний, официально утвержденных соответствующим актом от 13 октября 1983 г.:
— «Ходуд» — наказание, степень которого определяется по шариату;
— «Кесас» — наказание по принципу возмездия, при котором его мера адекватна степени преступления («око за око»);
— «Диа» — денежный штраф (или «деньги за кровь»), выплачиваемый виновником преступления родственникам потерпевшего в размере, зависящем от степени преступления (увечье, убийство);
— «Таазират» — наказание, мера которого по каким-то причинам не может быть определена на основе шариата. Тогда приговор выносит сам судья, а наказание предусматривает такие меры, как лишение свободы, штраф и розги.
В 1988 году был выработан отдельный закон для борьбы с торговлей наркотическими средствами, который, в частности, предусматривает смертную казнь за хранение более 20 гр. героина или 5 кг опиума, а также арест и уголовное преследование наркоманов по истечении шестимесячного предупредительного срока, теоретически предоставленного для их самостоятельного исправления.
На деле иранские суды располагают практически неограниченными полномочиями, хотя по закону за их действиями наблюдают прокуроры и в ходе любого судебного заседания прокурор (или его помощник), руководствуясь своими соображениями, могут указать судье на ошибочность принятого им вердикта. Если же судья не соглашается с этим, а прокурор все же настаивает на ошибочности решения судьи, то они оба могут информировать об этом генерального прокурора и требовать принятия соответствующих мер. При этом исполнение приговора задерживается до окончательного согласования.
Еще одной особенностью иранской судебной системы является то, что институт защиты оказался практически атрофированным. Формально нынешние судебные законы не лишают обвиняемого права на квалифицированную защиту, однако практически нет никаких законодательных актов, регулирующих данный вопрос.
Еще в 1986 г. меджлис принял закон о создании Ассоциации иранских адвокатов, однако Наблюдательный совет отверг ряд его положений, аргументируя это тем, что обвиняемый или истец имеют право назначить своим защитником любое лицо, независимо от наличия у него соответствующей правовой подготовки.
В целом же, при детальном рассмотрении юридической и судебной системы в ИРИ четко видно противоречивое стремление ее реформаторов, с одной стороны, к максимальному приведению системы в полное соответствие с религиозными судебными канонами (временами довольно архаичными, а зачастую и вовсе противоречащими современным понятиям о правах человека), с другой стороны — к чрезмерной диверсификации судов и кодексов с понятным желанием охватить как можно больше аспектов общественных, гражданских, административных, производственных и прочих отношений, что неизбежно вызывает излишнюю бюрократизацию судопроизводства и угрожает самой цели совершенствования судебной власти.