Что стоит за визитом главы Бюро национальной безопасности Сирии А.Мамлюка в Египет

Руководитель Бюро национальной безопасности Сирии генерал Али Мамлюк посетил с официальным визитом Каир. Об этом сообщило  информационное агентство САНА.    По его данным, однодневная поездка состоялась по приглашению египетской стороны. В частности, А.Мамлюк провел переговоры с заместителем начальника Аппарата национальной безопасности, главой Управления общей разведки Египта генералом Халедом Фаузи и другими представителями силовых структур АРЕ. По данным агентства, «между двумя сторонами достигнута договоренность о согласовании политических позиций, а также об усилении координации в борьбе с терроризмом».    САНА не указывает, когда именно состоялся этот визит. По данным ряда местных СМИ, он прошел в воскресенье 16 октября с.г.. Египетские официальные лица пока не комментируют данную информацию. Отметим при этом, что визит в Каир руководителя Бюро национальной безопасности выходит далеко за рамки просто рабочего визита и обсуждения тем борьбы с исламистским террором. Скажем сразу, что общих тем для пересечения на этом направлении  у Каира и Дамаска в принципе хватает. Это прежде всего противодействие  Турции и Катару, которые стояли за образованием «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Напомним, что  Египет  сталкиваются с этими угрозами на Синае, хотя конечно «Вилает Синай» надо рассматривать как самостоятельный проект Анкары и Дохи, который работает над несколько иными задачами, нежели чем сирийско-иракское ИГ. Но при этом ничего сверхестественного предложить в рамках взаимодействия друг другу сирйиские и египетские спецслужбы не могут просто в силу того, что синайские боевики никоим образом рабочих отношений со своими единомышленниками в Сирии не поддерживают. Их объединяет общие внешние спонсоры, что дает возможность египтянам и сирийцам обмениваться опытом по противодействию общим схемам финансирования этих структур из-за рубежа. В данном случае визит А.Мамлюка надо рассматривать в несколько ином свете.

Прежде всего это некий неявный, но сигнал Саудовской аравии о том, что у Каира есть свое видение первопричин сирийского кризиса и путей выхода из него. Сразу же скажем, что в данном различии  точек  зрения Каира и Эр-Рияда кроется «мина  замедленного действия» по стимулированию скорого кризиса в их стратегических отношениях. Это непреодолимое препятствие, и даже не только по сирийскому конфликту, а вообще по стратегии Саудовской Аравии по распространению своего влияния в мусульманском мире с использованием исламистского фактора.  В этом смысле союз Каира и Абу-Даби нам представляется более долгосрочным, хотя бы исходя из общего посыла неприятия сторонами как салафитов, так и «Братьев-мусульман». И нынешняя заявка АРЕ на покупку российских вертолетов для своих «Мистралей» скорее всего поддержана финасами  именно ОАЭ, а не КСА. По крайней мере, разговоры официальных египетских лиц о том, что вертолетоносцы будут охранять газовые месторождения в Средиземном море нам кажутся надуманными ровно потому, что  для этого есть менее дорогостоящие варианты. А вот базирование такого корабля  в Бербере (Сомалиленд) или Эритрее представляются более достоверной версией. Особенно с учетом долгоиграющей совместной стратегии ОАЭ и АРЕ по укреплению своих силовых позиций в акватории Красного моря и Индийского океана.

В этой связи визит А.Мамлюка в Каир был согласован с ОАЭ, которые неявно, но начинают играть все более весомую роль в сирийском конфликте. Прежде всего в нащупывании той схемы выхода из сирийского тупика, которая бы не позволила бы реализовать сценарий прихода во власть местных «Братьев-мусульман» и была бы приемлемой для условно светской оппозиции. А «братьев»  активно поддерживает Доха и Анкара, которые склоняют к этому и Эр-Рияд.. Роль АРЕ в данном случае принципиальна важна с точки зрения прекрасного посредника между  режимом Башара Асада и Россией с одной стороны, и ОАЭ — с другой. Без Москвы решения сирийского конфликта представляется малоперспективным занятием. И в Абу-Даби это понимают. Там также хорошо понимают и негативные последствия реализации совместного саудовско-турецко-катарского сценария решения сирийского противостояния путем свержения режима Б.Асада. И в этой связи компромиссная кандидатура А.Мамлюка как сменщика президента Б.Асада начинает проявляться все больше. По крайней мере, эту тему регулярно вбрасывают французские аналитики. Действительно суннит и этнический черкес А.Мамлюк является компромиссный фигурой как для умеренной сирийской суннитской оппозиции, и для значительной части алавитской элиты. Он не замешан в преступлениях режима, равноудален от основных конфессиональных и этнических групп, и, что главное, он является сильной фигурой, которая в состоянии удержать под контролем силовой блок Сирии и гарантировать Б.Асаду и его кругу (если шире — алавитам) гарантии безопасности.  При этом  ему доверяют в Москве и принимают на Западе. В частности. он несколько раз посещал Россию (последний раз 6 сентября с.г.), где общался и с министром обороны С.Шойгу. Тогда он в частности проинформировал российскую сторону о возобновлении рабочих контактов с Национальной разведывательной организацией (МИТ) Турции. Одновременно именно с А.Мамлюком Москва обсуждает и позицию Дамаска по текущим вопросам  переговорных форматов в Вене и  Женеве. Так что визит главы Бюро национальной безопасности Сирии в Каир можно рассматривать и как своеобразные «смотрины». В любом случае сам Б.Асад продолжает держать А.Мамлюка как запасной козырь на случай совсем уж неблагоприятного развития ситуации. Но сейчас для Москвы, Тегерана и Дамаска гораздо более важным представляется вероятность выбить боевиков из Восточного Алеппо, что будет новой точкой отсчета противостояния в стране и переформатирования всей архитектуры  (как внутренней, так и внешней) сирийского кризиса.

62.82MB | MySQL:102 | 0,620sec