К развитию египетско-саудовских отношений

Египетско-саудовские отношения, заметно осложнившиеся за последние месяцы, продолжают ухудшаться. Формальным поводом для этого послужило голосование египетской делегации 9 октября на заседании Совета Безопасности ООН, во время которого Каир поддержал оба проекта резолюции – французский и российский. Голосование за российский проект, предусматривающий вывод боевиков из Алеппо, вызвало нескрываемую досаду в Эр-Рияде. «Для нас было болезненно, что позиции Сенегала и Малайзии при голосовании оказалась ближе к общеарабской позиции, чем подходы арабской страны», — заявил представитель КСА при ООН Абдалла Муаллими.

Реакция Эр-Рияда на подобное голосование выразилась, прежде всего, в стремлении «наказать» египтян. Саудовская Аравия, затратившая немало средств на экономическую помощь правительству Абдель Фаттаха ас-Сиси, рассчитывала на то, что Каир послушно встроится в фарватер политики КСА в регионе. Прежде всего, ожидалась поддержка саудовской политики в Сирии и в Йемене, вплоть до направления в эту страну египетского военного контингента. Между тем, для правительства А.Ф.ас-Сиси категорически неприемлема победа в Сирии радикальных исламистов, тем более связанных с «Братьями-мусульманами». Одним из главных приоритетов Каира является сохранение светской модели государства. К тому же египтяне ведут на Синайском полуострове собственную борьбу с террористами из «Вилаета Синай», присягнувшего на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), и здесь рассматривают Сирию скорее в качестве союзника. Недовольство Саудовской Аравии, затратившей с 2013 года 27 миллиардов долларов на экономическую помощь Египту, выразилось в приостановлении до конца года ежемесячных бесплатных поставок Египту 700 тысяч тонн саудовских нефтепродуктов (40% египетского месячного потребления). Напомним, что в апреле с.г. во время визита короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза в Египет Эр-Рияд пообещал финансировать поставки саудовской компанией Aramco нефти Египту в течение нескольких лет на сумму 23 миллиарда долларов. Ряд египетских официальных лиц поспешили сгладить неприятное впечатление от этого саудовского шага, объяснив его достигнутыми на Международном энергетическом форуме в Стамбуле договоренностями между основными  экспортерами нефти о замораживании добычи и повышении цен. Впрочем, президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси был более откровенен. Не критикуя напрямую Саудовскую Аравию, он отметил на встрече с представителями египетской прессы: «Мы очень бережно относимся к историческим отношениям с нашими братьями в Заливе, тем не менее, мы также заботимся о нашем суверенитете. За суверенитет приходится платить. За суверенитет в принятии решений иногда приходится страдать. Если вы хотите быть суверенными, вам нужно также научиться терпению».

При этом ливанская газета «Аль-Ахбар» отмечает, что источником замещения дешевой саудовской нефти для Египта может стать Ливия. В настоящее время египетский союзник Халифа Хафтар ( с  недавних пор присвоивший себе звание маршала) овладел основными ливийскими нефтяными месторождениями в Киренаике. Таким образом, бесперебойное снабжение Египта нефтью с ливийского направления представляется вполне реальным.

Представители египетского руководства, как могли, постарались сгладить трения в отношениях между странами. Спикер египетского парламента Али Абдель Ааль объявил, что рассматривает возможность визита египетской парламентской делегации в КСА для того, чтобы при встрече с членами Высшей шуры королевства «уладить непонимание и вернуть отношения между странами на прежний уровень». Премьер-министра Египта Шариф Исмаил охарактеризовал отношения между странами как «хорошие и солидные». Сам президент А.Ф. ас-Сиси на встрече с представителями египетских СМИ констатировал: «Мы обмениваемся мнениями с нашими братьями из Саудовской Аравии и в ходе обмена мнениями иногда случаются разногласия. Это нормальное явление. Вообще же, ни одно облако не омрачает горизонт наших отношений».

В то же время в египетской прессе  распространены совсем другие мнения о Саудовской Аравии и ее подходах к двусторонним отношениям. Один из самых популярных египетских телеведущих Ахмад Муса назвал свое вечернее телешоу «Египет не встанет на колени». «Мы встанем на пути любого, кто будет плести заговоры против нас. Мы встанем на пути любого, кто попытается навязать нам свою волю», — сказал тележурналист. Главный редактор проправительственного журнала «Йаум 7» Халед Салах предложил египтянам бойкотировать хадж, заявив, что это сэкономит египетскому правительству 6 миллиардов фунтов ежегодно. Ежедневное египетское издание «Аль-Ватан» опубликовало статью под названием «Саудовская Аравия платит цену за поддержку террористов и вооруженных групп, осуществляющих насилие». Похожую точку зрения защищает и египетский телеведущий Ваэль аль-Ибраши. Он также обвинил КСА в поддержке экстремистских салафитских групп в Сирии. «Почем мы поддержали российский проект резолюции? Потому что он отделяет умеренных повстанцев от террористов», — отметил египетский журналист.

О намерении Каира твердо придерживаться занятого курса в отношении сирийского конфликта и установить альянс с правительством Башара Асада свидетельствует поездка в Каир руководителя сирийских спецслужб, главы Бюро национальной безопасности САР генерала Али Мамлюка, состоявшаяся 17-18 октября с.г. Необходимо отметить, что это не первый визит А.Мамлюка в Египет за время конфликта. В октябре прошлого года и в августе нынешнегомон уже посешал Египет. Однако оба раза его визиты держались египетским правительством в секрете. В октябре 2016 года о поездке А.Мамлюка было объявлено египетскими информационными агентствами и СМИ. А.Мамлюк провел в Каире переговоры со своим египетским коллегой, секретарем Совета безопасности АРЕ и директором Управления общей разведки Египта генералом Халедом Фаузи. По итогам переговоров было отмечено,, что «безопасность Сирии – это безопасность Египта, а Сирийская Арабская Армия ведет бои с террористами на дальних подступах АРЕ». Аналитики ливанской газеты «Аль-Ахбар» отмечают, что правительство А.Ф.ас-Сиси намерено вывести Сирию из изоляции в арабском мире с тем, чтобы Дамаск позже поддержал возможные египетские претензии на лидерство в ЛАГ.

Тема активного участия Египта в международных организациях не исчерпывается ЛАГ. В свете предполагаемой реформы ООН планируется введение в состав постоянных членов Совета Безопасности одного из исламских государств. Так как Иран и Саудовская Аравия по понятным причинам не смогут быть приняты туда в ближайшее время (ИРИ по причине принадлежности к миноритарной шиитской конфессии, а Саудовская Аоавия в связи с поддержкой экстремистов), то наиболее вероятными кандидатами-конкурентами являются Турция и Египет. Кстати, отношения между двумя этими государствами продолжают оставаться напряженными. Недавно президент Турции Р.Т.Эрдоган в телевизионном интервью вновь обрушился на правительство Абдель Фаттаха ас-Сиси, сранвив его с путчистами, пытавшимися осуществить переворот в Турции в июле с.г. Министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри, комментируя это заявление отметил, что ему надоело «отвечать на однообразный турецкий бред». В то же время газета «Рай аль-йаум», выходящая в Лондоне опубликовала статью о возможной внешнеполитической комбинации, которую готовит Каир с целью приобрести рычаг влияния на Турцию. В связи с настойчивыми запросами турецкого правительства к Вашингтону о выдаче Фетхуллаха Гюлена, американцами для «сохранения лица» прорабатываются возможности перевезти этого турецкого религиозного деятеля в третью страну, где ему будет предоставлено политическое убежище. В качестве вариантов называются Канада, Австралия, ЮАР и Египет. При этом египетские дипломаты в частных беседах подтверждают, что их правительство готово принять у себя Ф.Гюлена.

Нынешнее обострение египто-саудовских отношений, похоже, носит не случайный, а системный характер. Оно объясняется рядом факторов. Во-первых, неприятиемКаира экстремистских и джихадистских группировок в Сирии. Их усиление рассматривается в Египте как угроза национальной безопасности. Во-вторых, сближением КСА с Турцией и примирительным отношением Эр-Рияда к организации «Братья-мусульмане». В-третьих, явными амбициями Каира на то, чтобы осуществлять независимую политику, а то и быть лидером арабского мира.

52.19MB | MySQL:103 | 0,467sec