Проблемы и перспективы российско-израильского сотрудничества в свете 25-летия восстановления дипломатических отношений

Последние недели оказались весьма насыщенными для внешней политики Израиля. При этом наиболее важные события были прямо или косвенно связанны с ситуацией на российско-израильском направлении. 18 октября 2016 г. исполнилось 25 лет со дня официального восстановления дипломатических отношений между государствами. Эта дата должна была внести новый положительный импульс во взаимодействие сторон, испытывающее в последнее время некоторые трудности. Готовясь к праздничным мероприятиям, представители обоих государств отмечали необходимость активизации торгово-экономических контактов, в развитии которых наблюдалась тенденция к снижению показателей. Не удалось странам избежать и политических разногласий по вопросам ситуации на  Ближнем Востоке. Впрочем, Израиль, осознавая важность Москвы в ближневосточном регионе и мире, старался на официальном уровне не придавать серьезного значения политическим разногласиям, оставляя на первом месте потенциал России в урегулировании палестино-израильского конфликта. В этой связи межгосударственный диалог стал развиваться с новыми силами после выдвижения инициативы о проведении встречи премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и главы Палестинской национальной администрации М.Аббаса в Москве.

Канун юбилея дипломатических отношений оказался, однако, омрачен позицией российских представителей в ЮНЕСКО, проголосовавших в поддержку резолюции, в которой, несмотря на декларативное упоминание о «важности Старого города Иерусалима и его стен для трех монотеистических религий»[i], Израиль, называемый  «оккупирующей стороной», критикуется за действия по охране культурного наследия. При этом в тексте документа фигурирует исключительно название «Аль-Харам аш-Шариф», а страна обвиняется в «разрушении омейядского, османского и мамалюкского периодов» и «незаконных мерах против министерства вакуфов и его персонала, препятствующих свободному отправлению религиозного культа и доступу мусульман в святое для них место». Анализируя результаты голосования специализированного учреждения ООН, обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. В числе воздержавшихся значилась Украина. Сравнение позиций двух партнеров Израиля на пространстве бывшего СССР невольно отсылает нас к итогам рассмотрения резолюции по вопросу территориальной целостности Украины, вынесенной на обсуждение Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в конце марта 2014 г. Тогда, напомним, Израиль не участвовал в голосовании под предлогом забастовки сотрудников Министерства иностранных дел. Несмотря на  рекомендательный характер решений ГА ООН, своими действиями страна, пусть и косвенно, дала понять, какой позиции придерживается.

В текущей ситуации политические и государственные деятели Израиля вновь воздержались от официальных комментариев относительно решения Москвы поддержать документ, обсуждавшийся ЮНЕСКО. Однако не стоит полагать, что израильское руководство не заметило этот политический маневр одного из своих партнеров. В этой связи 21 октября 2016 г. по данным администрации президента РФ состоялся телефонный разговор между В.В.Путиным и премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху. Интересно, что в традиционно сжатом и формальном сообщении по поводу указанной беседы отсутствует указание на то, какая из сторон оказалась инициатором переговоров. По сообщениям официального Интернет-портала российского лидера, ключевой темой стало 25-летие восстановления дипломатических отношений, также В.В.Путин поздравил своего контрпартнера с праздником Суккот и днем рождения. По традиции сторонам не удалось избежать «обсуждения актуальных вопросов международной и региональной повестки дня»[ii].  Впрочем, как все давно привыкли, за данной формулировкой может скрываться диалог по широкому спектру вопросов, включая палестинский и сирийский.

В том, что касается первой проблемы, Россия сегодня вновь возвращается к более формальной позиции, с тенденцией к сближению с палестинской точкой зрения, что следует из последних комментариев, сделанных внешнеполитическим ведомством страны. К примеру, после террористической атаки в Иерусалиме 9 октября 2016 г. Департаментом информации и печати было распространено сообщение, осуждающее теракт и призывающее стороны конфликта «приступить к осуществлению рекомендаций доклада ближневосточного “квартета” международных посредников от 1 июля»[iii]. При этом помимо собственно преступления, совершенного террористом, в заявлении фактически критикуются и действия израильской полиции, преследовавшей подозреваемого, поскольку к жертвам, судя из данного комментария, привели оба фактора. Ранее в октябре в Москве прошли переговоры специального представителя президента РФ по Ближнему Востоку и Африке М.Л.Богданова и заместителя председателя Кнессета А.Тиби, представляющего в парламенте Объединенный арабский список. Эта партия неоднократно своими провокационными действиями вызывала критику руководства страны вплоть до призывов к ее бойкоту, что не помешало российскому представителю обсудить с ее делегатами проблемы израильского арабского населения. В этой связи и позиция России при голосовании в ЮНЕСКО не выглядит удивительной для израильского руководства.

Сирийская проблематика, наоборот, продолжает иметь тенденцию к тому, чтобы обсуждаться исключительно за закрытыми дверями. К примеру, как заявил министр иностранных дел России С.В.Лавров, комментируя ситуацию в Сирии в рамках поездки в Нью-Йорк для участия в 71-й сессии ГА ООН в сентябре 2016 г.: «Мы состоим в контакте со всеми региональными странами, понимаем их озабоченности, наличие реальных угроз для их безопасности, будь то Турция, Израиль или другие страны»[iv]. Таким образом фактически повторилась ситуация, когда в условиях проведения консультаций по сирийскому конфликту Москва и Израиль либо отрицали факт своего сотрудничества, либо пытались уверить международное сообщество в том, что действия сторон в небе над Сирией координируются исключительно исходя из интересов двусторонних отношений.

Вопросом, волнующим многих, является то, почему Израиль не пытается открыто противостоять действиям России, идущим вразрез с его интересами. Причин тому может быть названо несколько. С одной стороны, в отношениях с Москвой сегодня на первое место выходят прагматические интересы. Израиль усвоил для себя, что «альянсы заключаются с сильными»[v]. В этой связи вместо просьб государству важнее иметь возможность сделать партнеру предложение, от которого тот не сможет отказаться. Как отметил Б.Нетаньяху 22 сентября 2016 г. в ходе выступления в Hudson Institute в Нью-Йорке, Израиль интересен России с точки зрения борьбы с воинствующим исламом, предотвращения столкновения в Сирии и возможности получения израильских технологий[vi]. С другой стороны, израильские власти отдают себе отчет, что несмотря ни на что страна будет оставаться втянутой в противостояние Москвы и Вашингтона. В этой связи и антиизраильские шаги не всегда в полной мере можно назвать таковыми, поскольку Россия зачастую стремиться выступить вразрез с мнением Соединенных Штатов, не всегда четко осознавая последствия такого рода действий для других союзов. Не получая должную политическую поддержку, Израиль в последнее время стремиться неявно снизить роль своего партнера, ставя его не в один ряд с США, а рассматривая наряду с КНР, Японией или Индией.

Несмотря на 25-летний юбилей дипломатических отношений, Израиль сегодня выстраивает контакты не со страной, а, скорее, с ближневосточной политикой В.В.Путина. Это накладывает определенные отпечатки на механизмы сотрудничества, избираемые государством. С другой стороны, как неоднократно отмечал российский лидер, комментируя санкции Запада, конфликты не разрешаются путем дополнительного ужесточения мер. Осознания применимости данного принципа по отношению к Израилю сегодня, пожалуй, и не хватает для более продуктивного диалога сторон как минимум по палестинской проблематике.

[i] Здесь и далее текст резолюции приводится по: Оккупированная Палестина. Проект решения. Комиссия по программе и внешним связям. Исполнительный совет двухсотая сессия. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 200 EX/PX/DR.25.2.Rev. 12.10.2016. Париж. 6 с.

[ii] По данным: Телефонный разговор с Премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. 21.10.2016. // Президент России. 21.10.2016. URL: kremlin.ru/events/president/news/copy/53136

[iii] Цит. по: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вооруженным нападением в Иерусалиме // МИД России. 10.10.2016. URL: www.mid.ru/web/guet/kommentarii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/2494881

[iv] Цит. по: Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 23.09.2016. Нью-Йорк // МИД России. 23.09.2016. URL: www.mid.ru/web/guet/general_assembly /-/asset_publisher/IrzZMhfoyRUj/content/id/2468323

[v] Подробнее см.: Dialog featuring Roger Hertog and Israeli Prime Minister Benjamin Netanyahu, recipient of the 2016 Herman Kahn Award. 22.09.2016. Transcript. // Hudson Institute Herman Kahn Award Dinner. 22.09.2016. P. 1-11.

[vi] Ibid.

52.33MB | MySQL:103 | 0,552sec