О развитии ситуации в Тунисе

Тунис не намерен разрешать США строительство в стране американской военной базы или использование тунисских объектов, чтобы осуществлять атаки в Ливии. Об этом заявил глава Министерства обороны республики Фархат Хоршани. «Тунис является одной из немногих стран, которые выступали и выступают против военного вмешательства в Ливию, — сказал он, выступая перед сотрудниками базы ВВС республики в провинции Гафса. — Тунис не намерен разрешать США строительство в стране американской военной базы или использование тунисских объектов, чтобы осуществлять атаки в Ливии. Мы являемся суверенным государством, мы не имеем и не будем создавать у себя в стране иностранные военные базы». Комментируя сообщение газеты «Вашингтон пост» об отправке американских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на тунисскую авиабазу для проведения разведывательных операций в Ливии с целью борьбы с терроризмом, глава оборонного ведомства отметил, что «полученные недавно Тунисом БЛА являются высокоточным оружием и предназначены исключительно для борьбы с терроризмом, а их использование подразумевает сотрудничество с США в плане обучения тунисских специалистов». В данном случае министр обороны Туниса конечно просто пропагандистски и информационно обеспечивает факт присутствия американских дронов на тунисской территории с их использованием на ливийское направление. Эти беспилотники в принципе уже почти месяц присутствуют на базе специально созданного подразделения по борьбе с терроризмом, и министр обороны просто отбил сразу две атаки, которым подвергаются правительственные чиновники на протяжении всего этого времени со стороны внутренних оппозиционеров. В случае святого жупела о «наличии американских  баз на территории Туниса» — это ответ прежде всего исламистам из «Ан-Нахды», которые традиционно его эксплуатируют в своих чисто внутриполитических целях. Если более конкретно, то для того, чтобы выторговать себе больше ключевых постов органах исполнительной власти. Второе направление — это проливийские силы. Проливийские в данном случае это те силы, которые завязаны прежде всего на контрабандные поставки топлива из Ливии в Тунис. Этот момент и так является сейчас основной головной болью для властей, и именно противоречиями  по этому вопросу объясняются и основные проявления террористических атак в Тунисе, в том числе и против иностранных туристов. С контрабандистами у властей существует сейчас некая неофициальная договоренность в рамках избежания подобных эксцессов, и в этой связи министр просто публично лишний раз еще раз успокоил своих партнеров по сделке, прозрачно намекнув  на то, что беспилотники не будут наносить удары по контрабандистам. Но в общем-то это заявление ничего не меняет по сути: американцы активно используют базу в Тунисе для решения вопросов противодействия террористической активности в Ливии и зоне Сахеля.

При этом одним из главных приоритетов возвращения Туниса в условия стабильной системы безопасности местными властями полагается  прежде всего  момент преодоления процесса рецессии национальной экономики. То есть прежде всего уменьшение безработицы среди молодежи, которая сейчас является основным поставщиком исламистской «пехоты» для боев в «горячих точках» по всему миру. Несмотря на то, что тунисская экономика находится в более либеральных условиях по сравнению с остальными арабскими странами, втянутыми в процесс «арабской весны», стагнация экономики продолжается с 2011 года без малейших признаков серьезного и структурного улучшения. В этой связи иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как получения кредитов от МВФ, власти не видят. Этот вариант становится все более вероятным по мере стойкого падения интереса крупных международных инвесторов к тунисскому направлению. И будем откровенными  — дислокация американских дронов в Тунисе безусловно поможет правительству страны легче договориться с руководством МВФ. В принципе контуры сделки следующие. Тунис получает  крайне важный для себя транш в 2,78 млрд долларов в  2017 году, что позволяет  ему погасить падение своего внутреннего национального продукта в нынешние пять процентов и поддержать курс динара.  Власти Туниса также должны  сократить государственные издержки, в частности заморозить зарплаты государственных служащих и рабочих, принять аналогичные меры во всем публичном секторе экономики, а также повысить  ставки ряда налогов.

Реализация этой сделки уже грозит новыми социальными потрясениями. Крупнейший национальный профсоюз страны Tunisian General Labor Union (UGTT), который объединяет  в своих рядах порядка восьми процентов населения Туниса, уже призвал к объявлению всеобщей забастовки. Профсоюзы утверждают, что новый бюджет 2017 года, в который уже заложены  все сокращения и заморозки публичных расходов, нарушает конституцию страны. Его поддержали и два других профсоюза страны —   Тунисская промышленная конфедерация  и союз ремесленников  Trade and Handicrafts (UTICA).  Но пока основными возмутителями спокойствия стали адвокаты, которые протестуют против повышения налога на их деятельность с 8 до 25 долларов за каждое рассматриваемое в суде по их инициативе дело. С 21 октября с.г. они проводят перманентные выступления по всей стране. Также провозглашена «неделя гнева» с 26 октября по 4 ноября с финальным митингом в столице Туниса. Все это позволило властям продлить на три месяца режим чрезвычайного положения под предлогом роста «исламистской опасности»чфы. Но, несмотря на все эти угрожающие приготовления с обеих сторон, они лишь обеспечивают фон для переговоров профсоюзов с президентом и премьером об условиях достижения компромисса. В общем-то необходимость получения транша МВФ для оживления экономики осознают обе стороны, вопрос в объеме издержек. Как полагают эксперты, правительству в ходе этого диалога удастся отстоять основные параметры бюджета на следующий год (14,2 млрд долларов, что подразумевает увеличение расходной части только на 3 млрд местных динар по сравнению с нынешним бюджетом). Правительство  также полно решимости ограничить прирост расходов на социальные субсидии в 0.5 млрд динар. На столько же увеличатся и расходы на зарплаты госслужащих. Эти суммы лишь в какой-то части покрывают уровень инфляции и означают фактическую  заморозку этих статей. В качестве утешительного приза профсоюзам правительство готово взять на себя обязательство рассмотреть вопрос об увеличении статей на зарплаты только в случае, если ВВП в 2017 году вырастит на 3 процента. На следующей неделе парламент Туниса начнет рассмотрение бюджета, и эксперты полагают, что не без дискуссий и не очень значительных поправок в него, он получит в конечном счете одобрение в силу состоявшейся недавно консолидации правящей коалиции и «Ан-Нахды» по вопросу раздела постов в исполнительной власти.

63.05MB | MySQL:102 | 0,623sec